Когда мы видим вайшнава, мы чувствуем радость, воодушевление. Если этого нет, то что-то очень не так с нашим бхакти.
Вторая важная составляющая успешной духовной жизни — это эмоциональная культура духовного мира, т. е. искусство наслаждаться вместе с Кршной и только с Ним. Например, преданный наслаждается вкусом прасада, медитируя этим на Кршну. Так он наслаждается вместе с Кршной. Он наслаждается обществом своей жены и детей. Его эмоциональный обмен с ними духовен, потому что связан с Кршной.
Мы должны испытывать чувства, сердце не должно быть холодным. Бхакти проявляется в чувственном восприятии.
Как понять, что мои чувства находятся в Кршне? Очень просто. Всё, о чём я говорю с близкими людьми, усиливает в моём сердце чувство Его присутствия, напоминает о Нём. Именно так живут жители Вриндавана. Они общаются в основном друг с другом, но всё, о чем они говорят, все их «мирские» разговоры, это не что иное, как зашифрованная кришна-катха. Мы можем думать, что сознание Кршны — это всех послать куда подальше и оставить только Бога. Но это не бхакти, это гьяна, которая становится актуальной только на фоне неудачной кармы (удовлетворения собственных чувств).
Кршна очень пуглив, осторожен. Когда мы напрямую обращаемся к Нему, даже в молитве, за этим обычно стоят идеи духовности, гьяна. Кршне это не интересно. Но когда мы внешне находимся в карме, в природе, в чувствах своих и отношениях, а внутри находимся в духе, т. е. видим Его во всем этом, то Кршна моментально привлекается. Бог, которому мы поклоняемся, это не идея, это природный Бог, естественный. Это Радха-Кршна. Радха — это природа, не отделенная от Бога для дживы, а принадлежащая Ему. Радха — покровительница отношений, общины, семьи. Женская ипостась Абсолюта. Мы, гаудия-вайшнавы, являемся преданными Радхарани. Поэтому мы не обращаемся к Кршне напрямую, но только через Неё. Только так можно привлечь Всепривлекающего.
Ґаре Кршна Ґаре Кршна
Кршна Кршна Ґаре Ґаре
Ґаре Раама Ґаре Раама
Раама Раама Ґаре Ґаре
Чтобы повторять мантру без оскорблений, нужно быть преданным общине, обществу людей и вообще всех живых существ. Мы должны испытывать чувства, сердце не должно быть холодным. Когда мы видим вайшнава, мы чувствуем радость, воодушевление. Если этого нет, то что-то очень не так с нашим бхакти, и навряд ли мы воспеваем без оскорблений, даже если стараемся избегать их по списку.
Мы можем думать, что сознание Кршны — это всех послать куда подальше и оставить только Бога. Но это не бхакти, это ... удовлетворение собственных чувств.
Бхакти проявляется в чувственном восприятии. Когда мы видим ребенка, мы умиляемся и хотим его чему-нибудь научить. Когда мы видим женщину, то восхищаемся её красотой (любая женщина привлекательна), чувствуя при этом свою ответственность. Однажды, когда Шрила Прабхупада беседовал со своими учениками, одна его ученица принесла прасад. Шрила Прабхупада сказал своим ученикам: «Вы заметили, как она красива? И что мы должны делать по этому поводу? Ничего!»
Что означают эти слова ачарьи? Вайшнав имеет чувства, но он не отделяет объекты чувств от Кршны. Женщины должны чувствовать, что мужчины видят их привлекательными, но при этом не стремятся обманывать их. Тогда женщины чувствуют себя защищенными и могут дать мужчинам поддержку. Если между мужем и женой нет эмоционального обмена, флирта, если угодно, как они будут контролировать свои чувства, следовать четвёртому принципу? Если нет теплоты и дружбы в отношениях, тогда придёт похоть. Материалист флиртует с чужой женщиной, порядочный человек — со своей. Вас не смущает то, что я говорю? Попытайтесь понять важность предмета.
по материалам книги
Бхактиведанты Садху Свами
«Забота о преданных»
Vedic-Culture.in.ua