Какая вера правильная?
мудрые заметки Льва Толстого
« ... как только человек знает две веры и видит людей, исповедующих чужую веру так же, как он свою, так он поставлен в неизбежную необходимость решить дело разумом.» — Лев Толстой
Жизнь, вера и разум
Всё яснее и яснее слышится человеку голос разума; человек чаще и чаще прислушивается к этому голосу, и приходит время и пришло уже, когда голос этот стал сильнее, чем голос, призывающий к личному благу и к обманному долгу.
« ... давнишний обман, требующий веры в то, что не имеет разумного объяснения, уже износился, и нельзя возвратиться к нему» Лев Толстой «О жизни»
С одной стороны, становится всё более и более ясным, что жизнь личности с её приманками не может дать блага, с другой стороны — то, что уплата всякого долга, предписываемого людьми, есть только обман, лишающий человека возможности уплаты по единственному долгу человека — тому разумному и благому началу, от которого он исходит. Тот давнишний обман, требующий веры в то, что не имеет разумного объяснения, уже износился, и нельзя возвратиться к нему.
Какая вера правильная?
Прежде говорили: не рассуждай, а верь тому долгу, что мы предписываем. Разум обманет тебя. Вера только откроет тебе истинное благо жизни. И человек старался верить и верил, но сношения с людьми показали ему, что другие люди верят в совершенно другое и утверждают, что это другое даёт большее благо человеку. Стало неизбежно решить вопрос о том, какая — из многих — вера вернее: а решать это может только разум.
«Попытки в наше время влить в человека духовное содержание через веру помимо разума — это всё равно, что попытки питать человека помимо рта.» Лев Толстой «О жизни»
Человек всегда познаёт всё через разум, а не через веру. Можно было обманывать, утверждая, что он познаёт через веру, а не через разум: но, как только человек знает две веры и видит людей, исповедующих чужую веру так же, как он свою, так он поставлен в неизбежную необходимость решить дело разумом.
Буддист, познавши магометанство, если он останется буддистом, останется буддистом уже не по вере, а по разуму. Как скоро ему предстала другая вера и вопрос о том, откинуть ли свою или предлагаемую, — вопрос решается неизбежно разумом. И если он, узнав магометанство, остался буддистом, прежняя слепая вера в Будду уже неизбежно зиждется на разумных основаниях.
Попытки в наше время влить в человека духовное содержание через веру помимо разума — это всё равно, что попытки питать человека помимо рта. Общение людей показало им ту, общую им всем, основу познания, и люди уже не могут вернуться к прежним заблуждениям — и наступает время и наступило уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Заглушить этот голос нельзя, потому что голос этот не чей-нибудь один голос, а голос всего разумного сознания человечества, который высказывается и в каждом отдельном человеке, и в лучших людях человечества, и теперь уже в большинстве людей.
Какая вера правильная ...
Этот вопрос действительно очень актуальный, поскольку современная жизнь людей с её приманками не может дать умиротворения и счастья. А правильная вера должна быть не только простой, ясной и отвечающей всем требованиям ума и сердца человека, но и ещё основываться на трезвом разуме.
Ещё по теме «Какая вера правильная?»: