Если Бог непостижим,
то как Его познать?
В «Шри Ишопанишад» говорится, что Кришна одновременно очень далеко и очень близко.
Ведические писания подбадривают нас:
«Лучший способ познать Кришну и приблизиться к Нему – это слушать о Нем».
Открыв любую книгу о Кришне, мы тут же почувствуем, насколько ясное и научное знание там содержится. Из этих книг можно также понять, что Кришна по самой Своей природе неподвластен познанию для имеющих пределы существ. А многие религии этого мира склонны вовсе отрицать любую постижимость Кришны. Но так ли это?
Нет спора, Бога невозможно познать до конца, однако с Его именем, славой и образом можно познакомиться, как знакомимся мы с другим человеком, встречаясь с ним лицом к лицу. Тот, кто хочет обрести сознание Бога, должен понимать это.
В «Шримад-Бхагаватам» (10.12.38) рассказывается о том, как Кришна убил и даровал освобождение демону Агхасуре, который, приняв облик огромного змея, пытался проглотить Кришну и Его друзей:
«Кришна есть причина всех причин. Все без исключения высшие и промежуточные причины и следствия материального мира сотворены Верховным Господом, изначальным управителем. Лишь по Своей беспричинной милости Кришна предстал перед Нандой Махараджем и Яшодой как их сын. Принимая это во внимание, не следует удивляться проявлениям Его безграничных возможностей. Поистине, Его милость не знает пределов, ведь даже Агхасура, самая греховная тварь, возвысился до положения одного из спутников Господа, обретя сарупья-мукти [облик, как у Господа]. Люди, погрязшие в материи, могут лишь мечтать о таком даре».
КОММЕНТАРИЙ Шрилы Прабхупады:
Кришну называют причиной всех причин, а значит, для Него нет ничего невозможного. Поэтому не стоит удивляться, что по Его милости даже такое существо, как Агхасура, достигло освобождения под названием сарупья-мукти. И, когда Кришна со Своими спутниками входил в пасть Агхасуры, Он пребывал в игривом настроении, и Его все это порядком забавляло. Соприкоснувшись с игривым настроением, свойственным обитателям духовного мира, Агхасура, по милости Кришны, очистился от всей грязи и достиг сарупья-мукти наряду с вимукти. С точки зрения Кришны здесь не было никакого чуда.
«Здесь не было никакого чуда» - Этими словами Шрила Прабхупада хочет сказать нам, что не стоит удивляться или сомневаться, когда мы слышим о могуществе и возможностях Кришны. Кришна убивает демонов. Кришна поднимает холм Говардхан. Кришна женится на 16 108 девушках. Нет здесь никакого чуда, ибо Кришне не нужно прилагать для этого никаких усилий. Кришна есть источник и причины, и следствия, но предстает в облике ребенка. Звучит неправдоподобно? Может быть, но величие Кришны не имеет пределов. Для Него нет ничего невозможного.
Но мы замираем от удивления. Одну из глав своей книги «Кришна, Верховная Личность Бога» Шрила Прабхупада озаглавил Удивительный Кришна. «Удивительный» - это хорошее слово, если употреблять его со смыслом; оно исполнено некой радости и восторженного ожидания.
В священных писаниях рассказывается, как преданные по-разному удивлялись Кришне в зависимости от своих отношений с Ним. Царица Кунти в своих молитвах говорит, что Кришна, будучи Высшей Истиной, тем не менее в образе малыша подчинялся Своей матери Яшоде. Кришну боится само воплощение страха, но Он в страхе убегал от Своей матери, стоило ей погрозить Ему хворостиной. Кунти говорит, что при мыслях о том, как Кришна испуганно убегает, а черная тушь на Его глазах расплывается от Его слез, она приходит в удивление. Как удачлива Яшода, что стала матерью Кришны и повелевает верховным управителем!
Ачарьи, великие духовные наставники прошлого, указывают на еще один аспект непостижимой силы Кришны, которого не найти даже в Его экспансиях и аватарах: все Свои подвиги Он совершает в облике маленького мальчика.
Кришна убил Путану, когда ему было всего лишь несколько месяцев отроду.
В семь лет Он мизинцем левой руки поднял холм Говардхан.
В других воплощениях, когда Ему нужно исполнить грандиозную задачу, Он принимает соответствующие облики.
Чтобы убить Хираньякашипу, Он явился в виде исполинского получеловека-полульва.
В другой раз, попросив три пяди земли у Бали Махараджа, Он решил забрать у него всю вселенную и для этого вырос до небывалых размеров.
Подвиги Кришны не менее грандиозны, но совершает Он их в облике мальчика-пастушка. Это само по себе удивительно.
В третьей Песни «Шримад-Бхагаватам» Уддхава, величайший преданный, говорит, что сбит с толку противоречиями:
Кришна нерожденный, но кажется, что Он рождается;
Кришна бесстрашный, но уезжает из Вриндавана из-за страха перед Камсой.
Противоречия смущают ум Уддхавы, и его чувство разлуки с удивительным Кришной также приводит его в недоумение. И, разумеется, атеисты тоже сбиты с толку, поскольку кажущиеся противоречия не позволяют им восторгаться Кришной. Мирская мораль, столь любимая ими, не дает им по достоинству оценить непостижимые достояния Кришны.
Личность Кришны исполнена противоречий. Он повелевает всем и вся, но подчиняется Своим преданным. Он непостижим, но позволяет нам, преданным Кришны, постичь Себя. Поэтому, чтобы постичь Господа Кришну, нужно стать его преданным – близким и заботливым другом. Только в этом случае Господь может открыть знание о Себе.
По материалам сайта
Более детально узнать о Кришне вы можете в ближайшем к Вам центре Международного общества сознания Кришны