Простота является одним из самых важных качеств любого человека, а тем более вайшнава. Почему? Потому что сам Бог любит простоту. Например, Господь Шри КРишна царским дворцам и пышным подношениям предпочитает деревню и общество пастухов и пастушек. Но почему же?
Целое всегда простое.
Простота же Полного Целого — совершенная.
В комментарии к «Чайтанйа-чаритамрите» (Антйа, 2.117) Шрила Прабхупада цитирует высказывание Бхакти-сиддханты Сарасвати Тхакура: «Первый принцип и квалификация, чтобы осознать Кришну — это простота». Это одно из важнейших качеств преданного: шаралата хи вайшнавата — «Простота — это то, что определяет вайшнава», — говорит он.
«В Бхагавад-гите» (13.8-12) перечислены девятнадцать качеств преданного, изначальных качеств души. И одним из них является простота.
Простота человека, опеределение
Языковеды определяют понятие «простота» как «прямота, искренность, откровенность».
Также простыми называют вещи, материалы однородные, свободные от каких-либо примесей.
Господь устроил сердце человека простым. Интересно, что автор известного толкового словаря В.Даль приводит в нём русские народные пословицы, вполне созвучные настроению преданности:
«Нас, простых, и Бог простит»,
«В простых сердцах Бог почивает» и т.д.
Для простого сердца мир ясен: есть Бог, есть душа, и есть отношения между ними. «Просто предайся Мне» — говорит Кришна. Именно шаранагати, полное предание Господу, — конечное заключение Вед.
Простой человек не двуличен, он не лицемерит. У него нет тайного плана поработить вас и мир вместе с вами. Он доступен. Как говорит Шрила Радханатх Свами, «быть простым, по сути, означает не иметь собственнических планов, а только — желание быть слугой слуги слуги слуг Кришны».
Простота человека и доверчивость
Бывает, простоту путают с доверчивостью. Но «доверчивость» — это «ещё нет». «Простота» же — это «уже нет».
Если доверчивость — плод невежества, то простота есть результат знания о мире. Доверчивость плоха тем, что ей приходится выбирать: какой из истин доверять. К сожалению, выбор, основанный на симпатиях, а не на знании, называется политичностью.
Вместо того чтобы разобраться, в чем правильность, а в чем ошибочность тех или иных взглядов на мир, доверчивость тривиально принимает один из них на веру. Стоит ли говорить, что результатом такого выбора, в конце концов, будет не только разочарование, но и углубление иллюзии — ведь там, где двойственность, там — майа.
Простота же есть результат глубоких переживаний и размышлений, но, в первую очередь, глубокой честности — с самим собой, с людьми и миром. Увы, истинная простота дается отнюдь нелегко.
« Если доверчивость — плод невежества,
то простота есть результат знания о мире.»
Любомир Дереш
Извилистость сердца, равно как и спутанность сознания, являются результатом анартх, оскорблений. Именно они приводят к двуличию, дипломатичности и лицемерию. Из этих качеств возникает мир, в котором есть «свои» и «чужие», обособленность и враждебные настроения. Так, через излишне сложное и непрямое, нас опять берёт за горло та самая ведьма по имени Майа, мы впадаем в заблуждения и иллюзии.
Как обрести простоту человеку?
Как же достичь простоты? Шрила Прабхупада даёт следующее обнадеживающее определение:
«смирение и мудрость вместе дают совершенное знание».
Аударйа Дхама прабху в своём семинаре о простоте объясняет, как простота возникает из смирения. Смирение приходит тогда, когда человек перестаёт заботиться о том, почитают его или нет.
Помимо внутреннего состояния, у простоты есть и внешнее проявление. Радханатх Свами рассказывает историю о том, как однажды в Нью-Двараке, сидя в очень простой комнате, где не было даже лампы, Шрила Прабхупада спросил у одного из своих учеников, помнит ли тот его комнату в храме Радха-Дамодары во Вриндаване. В 70-х эти комнаты были очень скромным жильем, по сути, маленькими коморками.
Прабхупада признался, как сильно он хотел бы вновь вернуться туда и пожить в той комнате. Но тут же признал, что это было бы для него чувственным наслаждением, поскольку его Гуру Махарадж хотел, чтобы он путешествовал по всему миру и проповедовал. Поэтому Прабхупада останавливался в роскошных апартаментах, которые предлагали ему его ученики, принимал прекрасные гирлянды и вьяса-пуджи, но сам всегда тосковал по храму Радхи-Дамодары, где он мог бы жить в простоте, практически нищете, воспевая Святые имена и поклоняясь Шри Радха-Дамодаре.
Любомир Дереш
Vedic-Culture.in.ua
Ещё материалы по теме: «простота человека»:
Сила простоты — Высказывания великих о значимости такого качества характера человека как «простота».