Если бы Кришна позволил нам прожить свои жизни гладко, без каких-либо горьких пилюль или препятствий, мы уподобились бы бабочке, кокон которой искусственно надрезали, не дав ей самой помучиться, приложить усилия и, тем самым, развить свои крылья и мышцы в борьбе за освобождение из кокона.
Если бы не было трудностей, то мы бы никогда не смогли взлететь до нужной высоты сознания Кришны или, как писал Е.С. Шрила Шачинандана Свами:
«Мы бы никогда не смогли пустить глубокие корни
в животворящую землю шаранагати
(процесса предания себя Господу)».
Другими словами, наши жизненные трудности подобны экзаменам, что устроены Кришной для нашего правильного духовного развития. Каждый экзамен должен заканчиваться подведением итогов, конструктивными выводами и желанием учиться дальше.
Трудности в жизни, пример из жизни
Яркий пример приводит Е.С. Бхакти Вишрамбха Мадхава Свами, делясь своим опытом того, как Е.С. Шрила Ниранджана Свами Махараджа помог ему извлечь очень глубокий духовный опыт из крайне сложной для него ситуации!
Несколько лет назад, после принятия им саньясы, новое руководство храма Кришна-Баларам во Вриндаване довольно бесцеремонно и жестко попросило его освободить комнату, в которой он жил на протяжении последних 10 лет во вриндаванской гурукуле. До глубины души он был обижен и пребывал в недоумении, почему с ним обошлись так бессердечно, ведь он отдал этому храму множество лет своей жизни и совершил для преданных, живущих в нём, очень много разного служения.
Так или иначе, ему пришлось съехать и арендовать квартиру неподалеку от храма на Бхактиведанта Марге. При встрече с Е.С. Шрилой Ниранджаной Свами Махараджем он открыл своё сердце и поделился своей болью, спросив, почему Кришна устроил всё это. Я не помню точных слов, но по смыслу Е.С. Шрила Ниранджана Свами Махарадж сказал в ответ примерно следующее:
«Теперь ты знаешь, сколько боли испытывают преданные,
с которыми руководители обошлись жестко и бесцеремонно.
Кришна показал тебе это на своём опыте,
для того чтобы ты сам никогда не становился
причиной подобной боли в сердце для других вайшнавов».
Е.С. Мадхава Махараджа всегда был очень мягок. Но во время нашего последнего общения я увидел, что он стал ещё мягче и ещё более сердечным. В свете этого рассказа, я понял почему.
«В культуре преданности мягкосердечность и целостность характера являются святынями. Это именно то, что на самом деле представляет собой Ведическая культура, культура преданности. Они очень утонченны и нежны, и, тем не менее, удобряют наши каменные сердца, для того чтобы семена любви могли в них прорасти». (Е.С. Шрила Радханатх Свами).
Кстати, потом ситуация разрешилась. Администрация храма Кришна Баларамы извинилась и предоставила ему на пожизненное пользование две комнаты в ИСККОНовской гошале, на территории которой он вскоре начнет строить первый в нашем движении храм Туласи Махарани.
Трудности в жизни, или атма-вимаршанам
Трудности в жизни, или атма-вимаршанам — способность ученика к самоанализу.
Вера страдает, когда, пройдя через сложности и испытания, мы не осмыслили их в духе ученика, не пришли к глубоким выводам и, в силу своей неопытности или духовной слабости, не сумели извлечь для себя глубокие уроки самоосознания. Это означает, что мы, более или менее, восприняли ситуацию на материальном уровне, в духе обиженной жертвы. На этом уровне люди часто ругают судьбу или обижаются на Бога за все «несправедливости», произошедшие с ними.
В случаях, когда нам самим сложно разобраться в подобных ситуациях, у нас есть два помощника.
- Первый помощник — время. Как правило, при условии, что мы продолжаем поддерживать свою садхану на должном уровне, со временем мы понимаем, к чему была устроена та или иная ситуация и к каким полезным для духовного развития выводам можно сейчас прийти.
- Но, несмотря на помощь времени, которая приходит немного запоздало, я все же предпочитаю обращаться за содействием ко второму виду помощников — гуру и садху.
Гуру и садху умеют смотреть вглубь, сквозь завесу поверхностных объяснений. Их зрелое толкование наших жизненных сложностей может помочь нам быстрее и точнее воспринимать реальность на глубинном уровне — на том уровне, на котором видит её Господь. На фоне этого общего видения садху и гуру помогут нам прийти к правильным выводам и извлечь уроки из ситуаций, которые относятся к нашим конкретным индивидуальным случаям и нашим частным обстоятельствам.
Вы, наверное, знаете мою историю с 2-х летней румынской проповеднической эпопеей. Мне было очень тяжело, когда все наши усилия и аскезы закончились именно таким образом... Мои «планы» на проповедь в этом месте были очень большими, но у Кришны есть свои планы. Поплакавшись Е.С. Мадхаве Махараджу на то, что моя вера в движение пошатнулась и что я не понимаю, к каким выводам должен прийти во всей этой истории, я спросил о том, чему же Кришна хотел меня научить посредством этой тяжелой ситуации.
Услышав этот вопрос, Махарадж очень быстро расставил всё на свои места первой же фразой, которая была сказана им полушутя:
«Для нас, обусловленных душ, в отличие от Шрилы Прабхупады,
проповедь по всему миру означает проповедовать в тех местах,
где нас ждут и где нас хотят видеть.
И нет смысла растрачивать свою энергию там,
где в нас не видят никакой нужды!
Нужно посвящать свои жизни тем,
кому мы действительно нужны!»
У меня на это осознание ушло целых два года!
Подготовил Мукунда-Мадхава пр.,
газета «Дом Прабхупады» №221
Ещё материалы по теме «Трудности в жизни»
Жизненные трудности — о том, как с жизненными трудностями справляются другие
Трудности в жизни и судьба человека — если вы считаете, что трудности в жизни, — это ей помеха, то я должен вас разочаровать!