Построение отношений
Учитель и ученик
Или о том, как великий духовный учитель Шрила Прабхупада строил отношения со своими учениками, одновременно воспитывая их: вдохновляя развивать лучшие качества характера и усмирять недостатки.
При первой встрече с Прабхупадой в 1971 году в Калькутте я вошел в храм и сел. Он спросил, есть ли у меня вопросы, и я сказал: «А почему не буддизм?». Я был «умником». Тогда Прабхупада спросил: «А во что верит буддист?». Пытаясь вспомнить что-нибудь из университетского курса, я начал говорить что-то о восьми ступенчатом пути и четырехступенчатом, какие-то высказывания Будды... И своей несостоятельностью я уже был повержен, потому что не имел представления, о чём говорил Будда.
Следующая встреча с Прабхупадой была на Маяпурском фестивале в 1972 году. После своей первой встречи с ним я начал повторять Маха-мантру и стал вегетарианцем. На сей раз я уже не был таким гордым. Мои мысли были сосредоточены на том, что он является совершенным духовным учителем. И хотя моё предание ему было лишь на теоретическом уровне, я обратился к нему со смирением, о котором говорится в «Бхагавад-гите». В ответ на это естественным образом Прабхупада раскрывал мне Абсолютную истину. Все эти беседы опубликованы в книге «Совершенные вопросы, совершенные ответы». Прабхупада был очень-очень милостив ко мне. Однажды он даже сказал: «Ты — хороший парень».
Когда я вновь увидел Прабхупаду, то стал ещё более почтительным. Войдя к нему в комнату, он пил сок кокоса. Первое, что он сделал, — дал немного мне. Я вошел к нему в комнату, ощущая себя очень незначительным, и Прабхупада незамедлительно дал мне выпить свой сок. Это был маленький эпизод, но я был по-настоящему тронут.
Воспитание через построение отношений
Мне посчастливилось встретиться с Прабхупадой снова в 1973 году. В то время Прабхупада находился в Нью-Йорке, в бруклинском храме. Он шёл из своих апартаментов в алтарную, а я стоял в коридоре, битком набитом преданными, ощущая свою незначительность. «Надеюсь, он даже не видит меня», — подумал я. Когда Прабхупада проходил мимо, мы все предложили поклоны. Я всё время держал голову опущенной, медленно произнося молитвы, чтобы быть уверенным, что к тому моменту, когда я встану, Прабхупада уже пройдёт мимо. Но Прабхупада остановился и ждал. Не спеша я закончил молитву, выпрямился и прямо перед собой увидел Прабхупаду! «О, ты здесь!»— произнес он и крепко обнял меня.
Однако был и такой момент, когда Прабхупада сокрушил моё ложное эго. Он совершал прогулку в Денвере, и я присоединился к нему. Ядубара сказал: «Прабхупада, здесь этот сотрудник «Корпуса Мира». Он приехал снова увидеться с Вами». На этот раз я с гордостью подумал: «Прабхупада будет очень рад меня видеть». Но Прабхупада сказал только: «Угу». Это было всё, что он сказал.
Однажды я встретился с Прабхупадой в его комнате в Новом Орлеане. Войдя, я скромно сел в конце комнаты. Мне не хотелось, чтобы Прабхупада видел меня. Комната была заполнена преданными, включая многих лидеров, так что я спрятался сзади. Но Прабхупада заметил меня и сказал: «Подойди сюда». Я придвинулся на полметра. «Нет, подойди сюда», — повторил он. Я подвинулся еще немного. Тогда Брахмананда Свами повернулся ко мне и сказал: «Подойди сюда!». И я тут же очутился прямо перед Прабхупадой, сидя у его стоп. Он хотел, чтобы я сидел там.
Наказание и построение отношений
Когда я готовился к инициации, мною снова овладела гордость. Это было в 1976 году, и тогда я думал: «Теперь Прабхупада будет весьма доволен мною». Прабхупада не проводил церемонию посвящения лично, ему нездоровилось. Но он присутствовал, сидя на вьясасане, а после этого раздавал печенье. Я сидел недалеко от Прабхупады и смотрел прямо на него, думая: «Вот я здесь. Сейчас мне дадут посвящение. Прабхупада будет рад меня видеть». У меня на самом деле были такие мысли.
Но когда я в очередной раз взглянул на Прабхупаду, он посмотрел сквозь меня. Это было самое ужасное чувство. Он даже не видел меня. Это было самое суровое наказание, какое только он мог назначить мне за мою гордость. Так что я убежден, что Прабхупада относился ко мне так, как я к нему. Если я проявлял смирение, он был добр. Когда же я раздувался от гордости, он практически игнорировал меня.
Брахматиртха дас Адхикари
из книги Сатсварупы даса Госвами
«Нектар Прабхупады»