Вайшнавизм: открытый форум, №1,
Ларри Шинн
В последнее время нам нередко задают вопросы, касающиеся нескольких проблематичных страниц истории Общества сознания Кришны на Западе. Как известно, в свое время Движение пережило там определенные трудности, возникшие в основном после ухода Шрилы Прабхупады из этого мира. В двух следующих статьях, посвященных теме номера, авторы - очевидцы и даже участники этих событий, обладающие к тому же и необходимым для квалифицированного анализа и оценки профессионализмом, раскрывают их причины и динамику. Первый из авторов - известный американский религиовед Ларри Шинн, профессор Бакнельского университета. Предлагаем Вашему вниманию его выступление на конференции в честь 25-летия ИСККОН в Германии, проведенной в Висбадене Академией вайшнавизма в январе 1994 года. Проф.Шинн адресовал его прежде всего ученым и другим представителям общественности, встревоженным попадающей к ним из сомнительных источников информацией о проблемах развития Движения сознания Кришны в Америке. В большинстве случаев информация эта имела оттенок преувеличения и скорее поверхностно, чем адекватно, освещала реальные события. Вклад проф.Шинна трудно переоценить: тот объективный и взвешенный подход, которого он придерживается при анализе истории ИСККОН, каждому поможет отличить правду от вымысла.
Я хочу поблагодарить тех, кто пригласил меня на эту конференцию. Позвольте мне сказать несколько слов о себе, о том, чем я занимаюсь, и о том, что привело меня на эту тpибуну. Я окончил унивеpситет как специалист по истории pелигии. После окончания университета я и моя жена провели год на Ближнем Востоке, преподавая в миссионерских школах квакеpов. Затем я вернулся в Америку и стал посещать теологические куpсы в университете Дрю. В 1970 г. я получил должность руководителя в Методистской Церкви. Я познакомился с религиозной литературой Движения сознания Кришны, занимаясь в Принстонском унивеpситете подготовкой диссертации о pелигиозных тpадициях буддизма и индуизма в азиатских стpанах. Моя диссертация была посвящена «Шримад Бхагаватам» — священному писанию на санскрите, в котором описано рождение и жизнь индийского Бога Кришны. В 1972 г. я получил докторскую степень по истории мировых религий в Принстонском университете. Затем на протяжении последующих четырнадцати лет преподавал религиоведение в Обеpлинском колледже. В то время все мои интересы касались религиозных понятий и ритуальной практики последователей индуизма в Индии. В 1973 г. я отправился в свою первую командировку в Индию, где убедился в том, что религиозная традиция поклонения Кришне до сих пор жива в деревнях и городах Индии, что Кришне поклоняются люди, принадлежащие ко всем cлоям общества и сферам сложной современной жизни.
В 1980 г. я познакомился с книгой по психологии, где излагалась теория религиозного обращения, разработанная в Институте религиоведения при Чикагском университете. Просмотрев литературу по данному вопросу, я решил углубить свои познания, проведя серию опросов членов Движения сознания Кришны в Америке. Поскольку в течение десяти лет я изучал традицию, которой они придерживались, я легко определил истоки их практики. Но тем не менее я, как и многие обыватели и ученые, начал свои исследования будучи убежденным в том, что последователи Движения сознания Кришны исповедуют некий суррогат традиционной религии Индии. Короче говоря, у меня был тот же самый набор стереотипов о «нетрадиционности» Движения, который мы по сей день встречаем в газетах. Но то, что я обнаружил, проведя три недели в двух калифорнийских храмах Кришны, настолько поразило мое воображение, что я изменил тему своего исследования, решив серьезно изучить Движение сознания Кришны в Америке.
В течение первых четырех лет моего изучения Движения сознания Кришны я побывал в четырнадцати различных храмах ИСККОН в Америке и двух храмах в Индии. Я опросил более ста тридцати преданных Кришны, взяв у них интервью в среднем по 3 часа каждое. При этом я пытался понять, как эти молодые американцы, представители самых разных слоев общества, выходцы как из религиозных, так и из атеистических семей, решили стать последователями этой индуистской традиции. Я прочитал как книги Движения сознания Кришны, так и литературу, написанную его оппонентами. Я взял интервью у некоторых представителей антикультовых организаций в Америке, включая Джона Кларка. В то время он много путешествовал и выступал с речами, в том числе и в Германии, рассказывая в своих выступлениях о культах, в числе которых упоминал и Движение сознания Кришны. Я провел интервью также с представителями таких организаций как «Сеть по распознаванию культов» (прим. редакции: см. приложение 1), которые сейчас возглавляют антикультовое движение не только в Америке, но и в Европе и в других странах мира.
Теперь, когда я рассказал о своем прошлом, позвольте перейти к настоящему. На сегодняшний день я довольно хорошо знаю убеждения последователей Движения сознания Кришны, их практику и индийскую традицию, к которой они принадлежат. Мои исследования основаны на четырехлетнем опыте общения с членами Движения, включая жизнь в храмах Кришны (в общей сложности я провел в них более трех месяцев), а также на исследовании литературы антикультовой ориентации наряду со специальной литературой по вопросам психологических и социологических аспектов деятельности культов. Как один из руководителей христианской организации, я уверен в необходимости защищать права всех верующих людей, как я уже отмечал это в очерках, посвященных Движению сознания Кришны. Я попытался понять миссионерскую деятельность этой организации, взглянув на нее с точки зрения опыта мировых религиозных традиций и с точки зрения противников ИСККОН, вдохновленных антикультовым движением. В результате этих исследований вышла в свет моя книга «Темноликий Господь: образ культа и Движение сознания Кришны в Америке».
Я выступал в качестве эксперта в процессах, связанных с четырьмя ведущими новыми религиозными движениями, включая Движение сознания Кришны. О своих исследованиях я рассказал в десятках теле- и радио-передач. Моя готовность выступать свидетелем на судах и путешествовать по миру, чтобы рассказать о том, что я обнаружил, изучая ИСККОН, является попыткой исправить досадную ошибку, допущенную теми, кто слишком поспешно поставил это Движение в один ряд с общей массой «культов» Америки и не принял во внимание его религиозную подлинность. Обычно я не беру гонорары за выступления, подобные этому, — разумеется, за исключением возмещения дорожных расходов. Я добровольно жертвую своим временем, ибо считаю, что наша вера в святость традиционных религий привела к тому, что мы проглядели нечто очень важное и не смогли по достоинству оценить религиозные движения, занимающие второстепенное место в нашей культуре, такие, как ИСККОН. Я глубоко убежден, что для всех людей, серьезно относящихся к нашему религиозному наследию и практике, опасность представляют не так называемые культы, а скорее те, кто противостоит им, так как идейные противники «культов», по сути дела, борятся против глубокой религиозности в любых формах, включая и нашу собственную. Позвольте мне начать с разъяснения смысла тех явлений, свидетелем которых я невольно стал, исследуя ИСККОН в Америке. Организаторы конференции попросили меня подробнее остановиться на некоторых ошибках, допущенных преданными в Америке, но я хотел бы также сопроводить этот рассказ другими своими наблюдениями, чтобы речь в этом выступлении шла не только о плохих примерах.
Итак, что же я обнаружил, изучая Движение сознания Кришны в Америке?
Первое, что поразило меня во время моего трехнедельного пребывания в Калифорнийских храмах Кришны в 1980 г., была подлинность ритуалов поклонения Кришне. Входя в храм в Беркли (Калифорния), человек сразу же погружается в атмосферу традиционных образов, ритуалов и практики, ничем не отличающихся от тех, которые можно встретить среди преданных Кришны, живущих в Индии. Эта традиция поклонения Кришне восходит к великому бенгальскому святому Чайтанье, жившему в ХVI веке. Хотя элементы традиции поклонения Кришне можно обнаружить в известных индийских священных писаниях, таких, как « Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам», все же именно Чайтанье Махапрабху мы обязаны возрождением этой древней традиции, и именно он стоял у истоков духовного возрождения Индии. Иначе говоря, его вклад подобен тому, что сделал Мартин Лютер здесь, в Германии. В действительности параллели между Чайтаньей и Мартином Лютером очень интересны, особенно если учесть, что они были современниками и, насколько нам известно, ничего не знали друг о друге. Все, что относилось к религии Кришны в Восточной Индии ко времени рождения Чайтаньи, было практически полностью монополизировано сословием священников (брахманов). Обряды совершались тайно, богослужение велось на древнем языке Индии, санскрите, а религиозные писания Кришны были доступны обычным людям главным образом благодаря публичным чтениям священнослужителей. Подобно Мартину Лютеру, Чайтанья и его последователи перевели эти писания на национальные языки хинди и бенгали. Чайтанья утверждал, что люди, живущие в миру, должны сами принять ответственность за свою веру и не оставлять ее в руках священников. Чайтанья сам выходил на улицу проповедовать, раздавая таким образом простым людям милость Кришны. И когда вы видите преданных, поющих и танцующих на улицах Лондона или Нью-Йорка, Бонна или Франкфурта; песни, которые они поют; барабаны и тарелочки, на которых они играют, и философия, которую они проповедуют, — знайте: все это происходит из Бенгалии и начало этому положил Чайтанья. Их одежда, песни, образ поведения являются вполне традиционными в Индии и широко распространены там, но, разумеется, они сильно отличаются от национальных и религиозных традиций Америки или Германии. Вследствие этого члены Движения сознания Кришны выглядят как нечто чужеродное на улицах западных городов. Тем не менее религия эта своими корнями глубоко уходит в религиозную традицию Индии.
Второй неожиданностью, поджидавшей меня при изучении преданных в Америке, были искренность и глубокое сострадание, присущие его основателю А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Прабхупада вырос в традиционной индийской семье, но обучался в английской христианской школе в Бенгалии. Он стал фармацевтом, и иногда сам торговал лекарствами в своем магазине, но это не помешало ему уже в довольно молодом возрасте все глубже и глубже вникать в религиозную традицию поклонения Кришне, распространенную в его родной Бенгалии. В возрасте 59 лет он оставил семью и принял санньясу (монашеский обет). Несколько лет Прабхупада провел в монастырях Кришны в Дели и во Вриндаване, где родился Кришна. Он посвящал все свое время изучению писаний вайшнавов и ежедневно переводил их на английский язык. В 1966 г. движимый желанием исполнить волю своего учителя, который просил его проповедовать веру Кришны людям Запада, он получил бесплатный билет на индийское судно «Джаладутта», следовавшее в Нью-Йорк.
Приехав в Нью-Йорк в период расцвета так называемой контркультуры, объявившей войну традиционной культуре Америки, Прабхупада привлек к религии Кришны множество молодых людей от 18 до 24 лет, до того принадлежавших к движениям наркоманов и хиппи. Этим объясняются некоторые особенности поведения преданных Кришны в Америке, которые к моменту своего прихода в Движение не отличались чрезмерным благонравием. Так или иначе, религиозная традиция, которую принес им Прабхупада, являлась традиционным индуизмом и была лишь в незначительной степени приспособлена к традиционной культуре Америки. После близкого знакомства с Движением мне пришлось внести поправку в свои первоначальные представления об основателе ИСККОН. Поначалу я думал о нем как об алчном гуру, который приехал в Америку для того, чтобы распространить очередной суррогат индийской веры и сделать на этом бизнес, — что-то вроде «Трансцендентальной Медитации» или « Божественной Миссии Света» в Америке, с которыми мне доводилось сталкиваться прежде. На самом деле Прабхупада был глубоко благочестивым, образованным и искренним человеком, истинным проповедником вайшнавизма в Америке.
Третья поправка, которую я внес в свои представления о последователях этого Движения была вызвана тем обстоятельством, что преданные, присоединившиеся к нему, принадлежали к самым разным слоям общества и имели разное прошлое. Сатсварупа, который позже стал одним из преемников Прабхупады, был первым преданным, с которым мне довелось общаться. Когда я встретил его в Нью-Йорке, ему было уже под тридцать. Он пришел в Движение в результате серьезных духовных исканий. В процессе моих исследований в дальнейшем мне повстречалось много молодых людей, бывших христиан и иудеев, которые были очень религиозны и искренне верили в Кришну. Многие из тех, кто присоединился к Движению сознания Кришны, сделали это в результате долгих религиозных поисков. Я также встречал и других преданных, которые присоединились, движимые желанием уйти от кого-то или от чего-то: от не удовлетворявшей их университетской жизни, от испорченных взаимоотношений с членами своей семьи, от несчастной любви или от самой культуры Америки. Многих из них привлекла пища ИСККОН, уединенный образ жизни в храмах или братские отношения между преданными. Большинство людей этой категории не продержались в Движении долго, но некоторым из них удалось достичь достаточно высокого уровня в религиозной практике. Третья категория преданных состояла из тех, кого привлекло нечто, присущее только этой форме индуизма, и прежде всего ее сложная и детально разработанная теология и философия. Каждый день в храмах Кришны читаются писания на санскрите, меняются украшения на алтаре, поются имена Кришны, что создает чувство религиозной общности. Но каковы бы ни были причины, побудившие этих людей присоединиться к Движению, большинство преданных, опрошенных мной, сделали это сознательно и далеко не сразу — в среднем через два года с момента первой встречи с ним.
К содержанию журнала
Портал "Мир Харе Кришна"
|