Вайшнавизм: открытый форум, №1,

Ларри Шинн

Становление Движения сознания Кришны в Америке

[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3] [Часть 4]

Оба случая, как с Робин Джордж, так и проишествие в Нью-Вриндаване, подтверждают, что кришнаиты в Америке иногда в своей экономической и проповеднической деятельности преступали законы. Но история Движения знает всего два происшествия подобного рода. Сотни преданных Кришны, с которыми я знаком, а также преданные, живущие в десятках общин в Америке, Европе, Индии и Австралии, не имеют к ним никакого отношения. Описанные выше ошибки являются следствием чрезмерного энтузиазма, характерного для всех новообращенных. Я имею все основания полагать, что большинство людей, присоединившихся к Движению в Германии, сделали это по причинам религиозного характера, а не вследствие психологической обработки. Почему же тогда большинство населения в Америке и Германии считает кришнаитов культом, а не религиозным движением, зародившимся в Индии в 16-м веке? Ответ на этот вопрос содержится в моем эссе «Кришна». В нем я попытался показать, как антикультовое движение в Америке и во всем мире пользуется испытанным методом внушения страха не только для того, чтобы дискредитировать Движение сознания Кришны, но и для того, чтобы искоренить его вообще. Есть два основных постулата, на которых основано антикультовое движение и на основе которых идеологи этого движения построили стереотипы внушения страха. Во-первых, они утверждают, что все культы одинаковы. Например, во всей антикультовой литературе такие общества, как Церковь Объединения и Движение сознания Кришны именуются культами, несмотря на принципиальные различия существующие между этими двумя организациями. Представители антикультового движения пользуются методом «валить все в одну кучу». Раз все культы одинаковы, судя по результатам пребывания в них, то само по себе наречение той или иной религиозной группы «культом» бросает на нее тень всех происшествий, имевших место в любых группах, из той же категории. Во-вторых, антикультисты обвиняют все «секты» в разрушительном психологическом и даже физическом влиянии на личность. Например, такие организации как «Общество Американской Семьи» и «Сеть по распознаванию культов» утверждают, что применение техники «промывания мозгов» имеет место в процессе обращения в любой культ. Они не желают принимать накопленные к настоящему времени многочисленные научные доказательства, которые опровергают их утверждения.

Австралийский психиатр Майкл Росс в результате продолжительного изучения членов ИСККОН отметил, что чем дольше преданные находятся в Движении, тем больше они развиваются и лучше приспосабливаются к жизни. Тем не менее сторонники антикультового движения, такие, как Джон Кларк и Маргарет Сингер, настаивают на том, что ежедневное повторение имен Кришны приводит к умственному истощению и к «промыванию мозгов». Именно эти два постулата, пропагандируемые антикультовым движением, являются особенно опасными. Именно они вводят средства массовой информации, структуры власти и психиатрические организации в заблуждение, внушая им, что крайности в поведении и ошибки членов любого нового религиозного движения в равной степени присущи всем членам Движения сознания Кришны или любой другой религиозной организации, называемой «культом». Нет такой защиты, которую религиозная группа могла бы использовать против огульного обвинения, основанного на неопределенно устрашающих словах, типа «культ» и «промывание мозгов». Сами эти слова являются носителями страха. Представьте на минуту, что методы внушения страха против Движения сознания Кришны и других религий, использованные в Америке, будут в той же степени применяться и в вашей стране. В моем эссе о психологии страха я сравниваю возбуждение страха в обществе по отношению к культам со стратегией сенатора Мак-Карти в 50-ые годы. Методы, использованные им для того, чтобы вызвать в обществе страх перед коммунизмом, в сущности, ничем не отличаются от методов, которые применяет антикультовое движение. Первый из его подходов — «свалить все в одну кучу». Я перечислил в своей работе ряд «культов», разместив их в соответствии со степенью их опасности. Никто не сомневается в опасности, которая исходит от группы, обосновавшейся в Джонстауне, или от «Семьи Чарльза Мансона». С другой стороны, такие организации, как муниты и кришнаиты, часто стригутся под ту же гребенку, несмотря на то, что они представляют совершенно иные формы религиозной общности и никак не пропагандируют насилие, в отличие от культов, применяющих его. Тем не менее в представлении антикультистов эпизод в Нью-Вриндаване, раскольнической общине ИСККОН, приравнивает все общины ИСККОН к общине в Джонстауне. Марта и Джеймс Руден в своей книге «Тюрьмы рая» заявляют, что все культы ничем не отличаются от Джонстауна. Мое десятилетнее изучение последователей Кришны, обобщенное в книге «Темноликий Господь», привело меня к выводу о существовании отличий между разными общинами Кришны в пределах самого ИСККОН. Что же тогда говорить об отличиях между ними и другими религиозными группами, называемыми «культами»? Если вы побывали в католическом монастыре, где было совершено убийство или изнасилование ребенка, как бы вы застраховали себя от вывода, что все католические монастыри опасны? С этим испытанием сталкивается Движение сознания Кришны и все другие новые религиозные движения, потому что их всех малюют одной краской, так, будто все они имеют общую теологию, проповедуют единый образ жизни и духовную практику, делающие их одинаково опасными.

Второй метод внушения страха — манипулирование средствами массовой информации и формирование общественного мнения. Как я уже сказал, с выходом книги Хабнера и Грусон «Обезьяна на палке» на все общины преданных Кришны во всем мире легло пятно позора из-за преступления, совершенного где-то в далеком Нью-Вриндаване. Руководитель Нью-Вриндавана был исключен из ИСККОН за нарушение высоких норм морали кришнаитов (прим. редакции: см. приложение 2). Тем не менее, для большинства людей и, несомненно, для всех антикультистов «Обезьяна на палке» только подтвердила приложимость стереотипа Джонстауна по отношению ко всему ИСККОН. Активисты антикультового движения, такие, как Сингер и Кларк, использовали этот пример для того, чтобы внушить людям страх к кришнаитам и убедить их, что кришнаиты так же опасны, как «Храм Джима Джонса». А случай с Робин Джордж использовался многими для того, чтобы создать в массовом сознании представление о том, что все культы одинаковы в своих попытках «промыть мозги» или похитить детей у их семей. Неважно, что обвинение «в промывании мозгов» было отвергнуто на самом первом апелляционном уровне! Неважно, что сам термин «промывание мозгов» полностью дискредитирован и никогда не употребляется в юридической и психологической научной литературе. Даже как случай укрытия несовершеннолетнего, дело Робин Джордж является очень редким исключением, так как большинство преданных Кришны присоединились к Движению в возрасте 18-23 лет. С тех пор было проведено множество психологических исследований, которые доказывают, что кришнаиты являются разумными, волевыми людьми, руководствующимися в своих решениях рассудком и здравым смыслом. Но на эти исследования никто не обращает внимания.

Откровенное пренебрежение научными доказательствами и навешивание ярлыков является третьим аспектом метода внушения страха. Такие ученые, как Майкл Росс, Дэвид Бромли, Стиллсон Джуда и я систематически подвергаются нападкам со стороны протагонистов антикультового движения, которые величают нас не иначе как «мягкосердечными либералами» или «подхалимами». Точно так же действовала клевета в дни Мак-Карти. Активисты антикультового движения пытаются внушить людям, что любой, кто спокойно воспринимает кришнаитов или какое-нибудь другое новое религиозное движение, неосознанно выражает точку зрения самого движения и, следовательно, его исследования не нужно принимать во внимание. Между тем были проведены очень глубокие социологические, психологические и религиоведческие исследования, которые изучали отдельные новые религиозные движения, а также исследования, посвященные феномену религиозного обращения. Я только что закончил анализ всей литературы по этой тематике, попутно изучив все труды по «промыванию мозгов», созданные психологами, социологами и религиоведами, которые были изданы в Америке. Вывод на основе сотен научных статей и книг гласит, что так называемые культы очень сильно различаются между собой. Методы обращения, которыми они пользуются, тоже сильно разнятся, и люди присоединяются к ним вследствие множества разных причин, которые ни в одном случае нельзя считать результатом применения техники «промывания мозгов». Но, несмотря на это, антикультовое движение снова и снова пытается исказить открытия ученых и опровергнуть доказательства, которые мешают им оказывать давление на людей, внушая им страх.

Четвертым и, пожалуй, самым подлым методом является «большая ложь». В своих фильмах, выступлениях, статьях антикультовые организации типа «Сеть по распознаванию культов» нарисовали внешне правдоподобную, но по сути дела весьма далекую от истины картину того, как опасны культы, соединив все религиозные группы и их методы воедино и создав некий обобщенный сценарий их деятельности. Они используют ряд негативных понятий, таких как, например, «авторитарный лидер», «контроль ума», «промывание мозгов», «лишение свободы воли» и «насилие» как ключевые слова, которые они вплетают в общее повествование, живописуя, скажем, историю Джонстауна, а потом распространяют все это на другие группы, вроде кришнаитов. Большая ложь антикульта представляет собой историю, которая обычно звучит так:

«Алчный и властолюбивый гуру (или же его преемник) обращают неофитов в совершенно новую, фанатическую веру посредством «промывания мозгов». Поэтому единственным выходом для членов культа является их депрограммирование и разрушение чар культа». Это и есть главный тезис антикультистов, который я бесчисленное множество раз проверял в течение многих лет изучения Движения сознания Кришны, примеривая его к услышанным мной историям о том, как люди принимали вероисповедание Кришны, к их жизни, которую я наблюдал, посещая различные храмы и фермы, и к религиозной вере и практике, проходившей у меня на глазах. Невзирая на то, что я жил в храмах Кришны и изучал их книги, и вместе с тем внимательно изучал утверждения их противников в течение более десяти лет, мой голос легко заглушали слова государственного обвинителя в деле Робин Джордж, с его броским девизом: «Это решение (против кришнаитов) относится ко всем культам в нашей стране». Судье было достаточно сконцентрировать внимание присяжных на теме лишения свободы воли. Именно это и есть та страшная и внешне правдоподобная «большая ложь», которой верит все население, суды и психиатры, сталкивающиеся с членами новых религиозных движений.

Я думаю, многие из вас уже знакомы с явлениями, описанными мной. Журналисты, пишущие о последователях Кришны, берут реальные истории о незаконных или сомнительных поступках отдельных кришнаитов, сгущают краски, а затем объявляют их типичными для всех членов Движения. Однако я полагаю, что некоторые из вас знают, как глубоко и искренне верит большинство преданных. Преданные в Америке допустили серьезные ошибки и дорого заплатили за них не только в судебных залах. Цена за эти ошибки — статьи в газетах и испорченная репутация.

Сегодня я прошу вас посмотреть на Движение сознания Кришны с другой точки зрения, несколько более здраво и взвешенно, и признать его принадлежность к древней индуистской вере, миссионерская ветвь которой, к сожалению, слишком часто обнаруживала свою незрелость в Америке и Европе, даже когда пыталась выразить свою приверженность этой вере в Кришну. В своих исследованиях в Америке и Индии я пришел к выводу, что кришнаиты относятся к подлинной религиозной традиции (бхакти), которую немецкий теолог Рудольф Отто около ста лет назад назвал «индийской религией милости». И так как поведение большинства из нас, какую бы веру мы ни исповедовали — христианство, индуизм, буддизм или иудаизм, — слишком часто не соответствует тому, что требуют от нас священные писания, я бы попросил вас, присматриваясь к этому Движению, учесть весь диапазон традиции и поведения последователей Кришны. Я уверен, что, если вы будете терпеливо слушать и смотреть, вы обнаружите, что большинство из людей, некогда присоединившихся к Движению, сильно изменились и находятся на гораздо более высоком духовном уровне, чем они находились десять, пятнадцать или двадцать лет назад. Снова и снова я встречаю преданных, с которыми я общался десять-двенадцать лет назад, и вижу, насколько укрепились они в своей вере и насколько более терпимыми и зрелыми стали они в своих высказываниях. Это происходит на всей территории Соединенных Штатов, где число последователей Кришны явно уменьшилось по сравнению с тем, сколько их было пятнадцать лет назад. Да, их стало меньше, но глубина и искренность их веры заметно возросла. Я полагаю, что Движение сознания Кришны в Америке найдет свое место, утвердив себя как подлинную религиозную традицию в иудео-христианском мире, к которому принадлежит большинство из нас. Я также уверен, что те, кто остался в Движении, и те, кто еще должны прийти, очень скоро проявят лучшие стороны этой индийской веры, вступив в диалог со своими собратьями, и приспособятся к жизни в Америке и Европе.

Совершенно очевидно, что Движение сознания Кришны переживает процесс становления по всему миру. И наглядный пример тому вы видите перед собой: вот они стоят здесь, признавая свои ошибки и, тем не менее, рассчитывают на ваше понимание. Смогли бы мы, независимо от того, каковы наши религиозные убеждения, оглянуться назад и признать свои прошлые ошибки так же открыто? Я хотел бы отметить, что эта конференция является самым убедительным доказательством того, что Движение сознания Кришны в Германии вступило в заключительную стадию процесса становления.

К содержанию журнала
Портал "Мир Харе Кришна"

Rated by PING