Вайшнавизм: открытый форум, №1,
Ларри Шинн
Четвертое предубеждение, которое было у меня, когда я приступил к изучению этого Движения, заключалось в том, что я думал, будто молодые люди, которые присоединились к нему, сделали это под воздействием особой техники обращения. В отличие от Церкви Объединения (так называемых мунитов), которая использует так называемую систематическую форму обращения, кришнаиты привлекают в свои ряды последователей, используя другой подход. В результате этого в Америке подавляющее большинство новых преданных (до 70-80 %), покидают храм Кришны, прожив там всего год. Объемистая глава об обращении и «промывании мозгов» в книге «Темноликий Господь» является результатом моих многочасовых бесед с преданными Кришны. В ней я более аргументированно объяснил свое заключение. Но так или иначе, для меня совершенно очевидно, что «промывание мозгов» никогда не было причиной вступления в Движение преданных, опрошенных мной. Правильнее будет утверждать, что есть много путей, ведущих в ИСККОН, и количество людей, становящихся по-настоящему преданными Кришне, составляет лишь небольшой процент от тех, кто присоединяется к Движению на короткий срок.
Пятое и последнее впечатление, которое я получил во время первого этапа своего изучения Движения сознания Кришны, — это его неотразимая привлекательность для самих преданных. Хотя я опрашивал преданных, присоединившихся к Движению в 1980-86 г.г., то есть через 3-6 лет после смерти Прабхупады (в 1977 г.) и через 15 лет после основания Движения в Америке, я по-прежнему обнаруживал у многих из них ту бьющую ключом радость и безоглядную приверженность своей новообретенной вере. Преданные-неофиты в Америке, Европе и во всем мире ощущают безудержное ликование, иногда доходящее до крайности, что, впрочем, характерно для всех новообращенных. На этом этапе они проявляют поверхностную слепую приверженность своей вере, тогда как в действительности они переживают период глубинной перестройки личности, который может никогда не закончиться. В ходе своих бесед с преданными я обнаружил, что те самые люди, чьи родители считали, что они ослеплены новой верой, на самом деле проходили через переходный период, их одолевали сомнения, и в отдельных случаях они были готовы покинуть Движение. Слабость недавно обретенной веры, внешне проявляющаяся как фанатичная убежденность, определяла чрезмерное рвение некоторых преданных в сборе средств, создании новых общин, школ для своих детей и при отражении нападок внешнего мира. В большинстве эксцессов, которые произошли в начальный период развития ИСККОН в Америке, повинны те молодые люди, которые уверовали в то, что они лучше других знают, каков должен быть мир, и потому часто выказывали чрезмерное усердие, стараясь воплотить в жизнь увлекшую их мечту. В Америке это привело к появлению идеализированных школ кришнаитов — гурукул, как, например, гурукула в Далласе (Техас). Семьи преданных Кришны посылали туда своих детей, чтобы они воспитывались в духе идей Кришны и в традициях вайшнавов. Попытки некоторых преданных строго регламентировать жизнь маленьких детей сделали эти школы объектом суровой критики. В этих школах-интернатах, например, не уделялось должного внимания здоровью детей. Гурукулы по-прежнему существуют в структуре общества сознания Кришны, но теперь преданные более трезво оценивают сложности, связанные с претворением в жизнь своего идеала.
Другой пример — распространение религиозных книг в аэропортах и на улицах больших городов, которое является одним из самых характерных занятий кришнаитов в Америке и по всему миру. Ни один вид деятельности кришнаитов не навлекал на них столь суровой и подчас справедливой критики. В первые годы кришнаиты, одетые в оранжевые одеяния и сари, довольно часто досаждали пассажирам в аэропортах или на автобусных станциях, уговаривая их приобрести книги Прабхупады и дать пожертвование. Своими корнями эта деятельность уходит в традиции древней Индии, где святые люди испокон веков проповедуют и принимают пожертвования или просто просят подаяние, ходя от двери к двери в городах и деревнях. Желание донести до мира послание Бога (Кришны) двигало и Прабхупадой, который смотрел на распространение книг как на способ распространить учение Кришны по всему миру. Таким образом, в чистом виде распространение книг является духовной деятельностью. Однако Прабхупада сделал распространение книг также главной экономической деятельностью для всех храмов Кришны. К сожалению, эта деятельность, называемая санкиртаной (проповедью), была омрачена множеством сомнительных методов торговли. Преданные изобретали трюки со сдачей или же пытались выдавать свои книги за что-то, чем они не являются. Но для большинства серьезных преданных распространение книг на улицах является практикой, имеющей как проповеднический, так и экономический эффект. Тем не менее причиняемые ею беспокойства привели к формированию в обществе негативного отношения к кришнаитам.
Неудачи в школах Кришны и негативное отношение общества имеют, с моей точки зрения, общую причину. Побывав во многих храмах и на фермах Кришны, я обнаружил там дух приверженности к подвижническому образу жизни, который большинство молодых людей просто не способно вести. Снова и снова я видел молодых приверженцев Движения Кришны, которые должны были следовать правилам строгой монашеской дисциплины целибата, целиком посвящая себя религиозной практике — роль, которую трудно исполнять даже высоко духовным людям. Это и предопределило неудачи, постигшие многих преданных, которые пытались жить в соответствии с учением Кришны. Эти неудачи были оглашены средствами массовой информации и критиками из антикультовых организаций. Особенно это касалось молодых гуру, ставших преемниками Прабхупады после его смерти в 1977 году. Обстоятельства их назначения вызывали дискуссии и порождали кривотолки внутри самого Движения, а их поведение в течение последующих десяти лет подорвало доверие к шести из одиннадцати гуру, назначенных изначально. Проблемы с соблюдением целибата, употребление галлюциногенных препаратов и авторитарные методы руководства — все это послужило причиной падения шести гуру из одиннадцати.
Уже в 1980-85 гг., когда я беседовал с некоторыми из этих впоследствии ушедших из движения гуру, у меня возникало ощущение, что многих из них постигнет неудача. Одной из причин, вызвавших это ощущение, была очевидность их физической и духовной незрелости. Бремя духовного руководства растущим Движением Кришны, которое было недружелюбно принято многими культурными сообществами, было им явно не по плечу. Недавние события, потрясшие католическую церковь в Америке, напоминают нам о трудностях соблюдения монашеских обетов даже людьми, которые принадлежат к религиозным организациям, имеющим многовековую историю. Именно в связи с этим я приведу первый пример того, как фанатичность восторженных последователей Кришны привела к явлениям, которые были сурово осуждены обществом и которыми воспользовалось антикультовое движение, объявив их характерными для всех так называемых культов.
Возможно, некоторые из вас читали в средствах массовой информации о событиях, произошедших в общине ИСККОН в Западной Вирджинии, Нью-Вриндаване. Эта община была основана в 1968 году на 130 акрах земли неподалеку от Монтенсвилля. Управлять ею Прабхупада назначил молодого человека, чье духовное имя было Бхактипада. По замыслу Прабхупады, это имение должно было стать традиционной фермой, которая одновременно служила бы духовной обителью. Поэтому она была названа в честь места, где родился Кришна, — Вриндаваном. Бхактипада развил эту идею. Он решил построить в этой части Америки город Кришны вокруг храма. За 15 лет он увеличил земельные угодья на 2 500 акров и создал общину, состоящую из 800 преданных. Архитектурным украшением этого поселения стал так называемый дворец Прабхупады — величественное здание-мемориал. Его витражные окна и необычная для этих мест индийская архитектура скоро привлекли в Нью-Вриндаван многочисленных туристов, которые стали источником дохода для общины. Кроме того, Нью-Вриндаван превратился в место паломничества для преданных из Америки и Индии, несмотря на то, что поздние осенние и ранние весенние дожди превращали все поселение в почти непроходимую болотную топь.
После смерти Прабхупады Бхактипада все чаще стал поговаривать о том, что хочет превратить Нью-Вриндаван в нечто вроде духовного Диснейленда. Пока приглашались архитекторы для разработки проектов семи храмов, которые должны были украсить холмы Нью-Вриндавана, планы Бхактипады становились все более и более грандиозными. Когда я впервые брал у него интервью зимой 1981 г., меня поразило непоколебимое желание этого новоиспеченного гуру превратить Нью-Вриндаван в духовную достопримечательность Америки. В его достаточно вольных толкованиях текстов Кришны, которыми он обосновывал собственные представления о том, каков должен быть порядок в духовной организации, нетрудно было уловить влияние баптистского воспитания, полученного им от отца. Более того, уже в то время по ИСККОН ходили слухи о том, что некоторых преданных в Нью-Вриндаване просили торговать поддельными фирменными товарами или заниматься какой-либо другой незаконной деятельностью для того, чтобы собрать средства для осуществления дорогостоящих строительных проектов Бхактипады.
Во время своих приездов в Нью-Вриндаван в 1985 и в 1989 гг. я обнаруживал все усиливавшееся отчуждение среди последователей Бхактипады. Как-то раз на самого гуру напал разгневанный преданный со свинцовой трубой и чуть не убил его. Полиция сделала обыск в Нью-Вриндаване и нашла множество спортивных товаров, предназначенных для продажи, например, бейсбольные кепи и футболки. Товарные знаки на них нарушали патентное право. Власти конфисковали целые грузовики этого товара, предназначавшегося для продажи на улицах. В 1986 г. одному бывшему преданному, который по-прежнему жил в этой общине, было предъявлено обвинение в убийстве. Подозрение в соучастии пало и на самого Бхактипаду. В свой последний приезд в общину я был поражен тем, что Бхактипада и несколько его главных помощников полностью отрицали свою вину за нарушение законов, несмотря на то, что вина некоторых из них была подтверждена в ходе судебного разбирательства. В отпирательстве Бхактипады сквозила надменность и уверенность в собственной правоте, что напомнило мне о судьбе других религиозных лидеров, которые обретали порой такую независимость и силу, что порывали даже с религиозными традициями, которые исповедовали. Но не меньше меня поразила абсолютная искренность преданных общины, большинство из которых никак не было связано с нелегальной деятельностью. Таким образом, даже в Нью-Вриндаване, где при содействии экс-преданных произошло убийство, где даже обычный бизнес был сопряжен с незаконной торговлей фирменными товарами, подавляющее большинство преданных практически ничего не знало об этом и имело весьма отдаленное представление о степени серьезности этих нарушений закона. ФБР и полиция выявили, однако, что руководство общины участвовало в деятельности, противоречащей их вере, в результате чего многие преданные в конце концов разочаровались и переселились в другие общины ИСККОН. Сейчас в Нью-Вриндаване, где когда-то жило более 800 преданных, осталось менее сотни человек.
Трагедия Нью-Вриндавана состоит не только в том, что один из гуру и некоторые из его приближенных, возгордившись своей властью, сбились с пути и нарушили нормы закона и нравственности, но также в том, что эта община стала для многих людей в Америке символом ИСККОН. Несмотря на то, что Бхактипада был официально исключен из ИСККОН в марте 1987 г., антикультовое движение через средства массовой информации убедило многих американцев, что инциденты, имевшие место в Нью-Вриндаване, характерны для всех общин Кришны в Америке и других странах мира. Два журналиста, Джон Хабнер и Линдси Грусон, в 1988 г. написали книгу под названием «Обезьяна на палке: убийство, безумие и Движение сознания Кришны». На титульном листе «Обезьяны на палке» было что-то вроде эпиграфа: «Старый свами лежит на смертном одре, но семена будущей трагедии уже посажены: его миссия обречена. Пока его последователи рвались к власти, стремясь стать его преемниками, Движение распалось. Его смерть стала началом всех ужасов и преступлений». Авторы этой книги на протяжении всего повествования пытаются доказать, что причиной нарушений закона, совершенных в Нью-Вриндаване, являются преданные и что они были санкционированы как руководством ИСККОН, так и лидерами общины. Книгу с большой натяжкой можно назвать документальной драмой. Авторы воссоздают диалоги, которых никогда не слышали. Но они смело вкладывают собственные мысли в уста людей, с которыми никогда не встречались. Несмотря на то, что в книге излагаются кое-какие факты, в основном она представляет собой просто сенсационное преувеличение. Однако, если воспринимать ее серьезно, то она способна заставить любого читателя поверить, что кришнаиты по всей Америке олицетворяют собой дух насилия.
Настоящая картина событий, происходивших в общине Нью-Вриндавана, была грубо искажена антикультовым движением, и эта книга служит тому наглядным примером. За все, что произошло в этой отколовшейся общине, одной из пятидесяти в Америке, кришнаитам пришлось заплатить очень высокую цену, и постарались тут в основном средства массовой информации. Я надеюсь, что к тому времени как я закончу свою речь, вы поймете, что эта община является исключением среди общин ИСККОН, и более того, она была исключена из состава общества самими кришнаитами, когда они обнаружили нарушения норм закона и морали, которые допускали Бхактипада и некоторые из его последователей.
К содержанию журнала
Портал "Мир Харе Кришна"
|