Вайшнавизм: открытый форум, №1,

Ларри Шинн

Становление Движения сознания Кришны в Америке

[Часть 1] [Часть 2] [Часть 3] [Часть 4]

Возможно, некоторые из вас читали в средствах массовой информации о событиях, произошедших в общине ИСККОН в Западной Вирджинии, Нью-Вриндаване. Эта община была основана в 1968 году на 130 акрах земли неподалеку от Монтенсвилля. Управлять ею Прабхупада назначил молодого человека, чье духовное имя было Бхактипада. По замыслу Прабхупады, это имение должно было стать традиционной фермой, которая одновременно служила бы духовной обителью. Поэтому она была названа в честь места, где родился Кришна, — Вриндаваном. Бхактипада развил эту идею. Он решил построить в этой части Америки город Кришны вокруг храма. За 15 лет он увеличил земельные угодья на 2 500 акров и создал общину, состоящую из 800 преданных. Архитектурным украшением этого поселения стал так называемый дворец Прабхупады — величественное здание-мемориал. Его витражные окна и необычная для этих мест индийская архитектура скоро привлекли в Нью-Вриндаван многочисленных туристов, которые стали источником дохода для общины. Кроме того, Нью-Вриндаван превратился в место паломничества для преданных из Америки и Индии, несмотря на то, что поздние осенние и ранние весенние дожди превращали все поселение в почти непроходимую болотную топь.

После смерти Прабхупады Бхактипада все чаще стал поговаривать о том, что хочет превратить Нью-Вриндаван в нечто вроде духовного Диснейленда. Пока приглашались архитекторы для разработки проектов семи храмов, которые должны были украсить холмы Нью-Вриндавана, планы Бхактипады становились все более и более грандиозными. Когда я впервые брал у него интервью зимой 1981 г., меня поразило непоколебимое желание этого новоиспеченного гуру превратить Нью-Вриндаван в духовную достопримечательность Америки. В его достаточно вольных толкованиях текстов Кришны, которыми он обосновывал собственные представления о том, каков должен быть порядок в духовной организации, нетрудно было уловить влияние баптистского воспитания, полученного им от отца. Более того, уже в то время по ИСККОН ходили слухи о том, что некоторых преданных в Нью-Вриндаване просили торговать поддельными фирменными товарами или заниматься какой-либо другой незаконной деятельностью для того, чтобы собрать средства для осуществления дорогостоящих строительных проектов Бхактипады.

Во время своих приездов в Нью-Вриндаван в 1985 и в 1989 гг. я обнаруживал все усиливавшееся отчуждение среди последователей Бхактипады. Как-то раз на самого гуру напал разгневанный преданный со свинцовой трубой и чуть не убил его. Полиция сделала обыск в Нью-Вриндаване и нашла множество спортивных товаров, предназначенных для продажи, например, бейсбольные кепи и футболки. Товарные знаки на них нарушали патентное право. Власти конфисковали целые грузовики этого товара, предназначавшегося для продажи на улицах. В 1986 г. одному бывшему преданному, который по-прежнему жил в этой общине, было предъявлено обвинение в убийстве. Подозрение в соучастии пало и на самого Бхактипаду. В свой последний приезд в общину я был поражен тем, что Бхактипада и несколько его главных помощников полностью отрицали свою вину за нарушение законов, несмотря на то, что вина некоторых из них была подтверждена в ходе судебного разбирательства. В отпирательстве Бхактипады сквозила надменность и уверенность в собственной правоте, что напомнило мне о судьбе других религиозных лидеров, которые обретали порой такую независимость и силу, что порывали даже с религиозными традициями, которые исповедовали. Но не меньше меня поразила абсолютная искренность преданных общины, большинство из которых никак не было связано с нелегальной деятельностью. Таким образом, даже в Нью-Вриндаване, где при содействии экс-преданных произошло убийство, где даже обычный бизнес был сопряжен с незаконной торговлей фирменными товарами, подавляющее большинство преданных практически ничего не знало об этом и имело весьма отдаленное представление о степени серьезности этих нарушений закона. ФБР и полиция выявили, однако, что руководство общины участвовало в деятельности, противоречащей их вере, в результате чего многие преданные в конце концов разочаровались и переселились в другие общины ИСККОН. Сейчас в Нью-Вриндаване, где когда-то жило более 800 преданных, осталось менее сотни человек.

Трагедия Нью-Вриндавана состоит не только в том, что один из гуру и некоторые из его приближенных, возгордившись своей властью, сбились с пути и нарушили нормы закона и нравственности, но также в том, что эта община стала для многих людей в Америке символом ИСККОН. Несмотря на то, что Бхактипада был официально исключен из ИСККОН в марте 1987 г., антикультовое движение через средства массовой информации убедило многих американцев, что инциденты, имевшие место в Нью-Вриндаване, характерны для всех общин Кришны в Америке и других странах мира. Два журналиста, Джон Хабнер и Линдси Грусон, в 1988 г. написали книгу под названием «Обезьяна на палке: убийство, безумие и Движение сознания Кришны». На титульном листе «Обезьяны на палке» было что-то вроде эпиграфа: «Старый свами лежит на смертном одре, но семена будущей трагедии уже посажены: его миссия обречена. Пока его последователи рвались к власти, стремясь стать его преемниками, Движение распалось. Его смерть стала началом всех ужасов и преступлений». Авторы этой книги на протяжении всего повествования пытаются доказать, что причиной нарушений закона, совершенных в Нью-Вриндаване, являются преданные и что они были санкционированы как руководством ИСККОН, так и лидерами общины. Книгу с большой натяжкой можно назвать документальной драмой. Авторы воссоздают диалоги, которых никогда не слышали. Но они смело вкладывают собственные мысли в уста людей, с которыми никогда не встречались. Несмотря на то, что в книге излагаются кое-какие факты, в основном она представляет собой просто сенсационное преувеличение. Однако, если воспринимать ее серьезно, то она способна заставить любого читателя поверить, что кришнаиты по всей Америке олицетворяют собой дух насилия.

Настоящая картина событий, происходивших в общине Нью-Вриндавана, была грубо искажена антикультовым движением, и эта книга служит тому наглядным примером. За все, что произошло в этой отколовшейся общине, одной из пятидесяти в Америке, кришнаитам пришлось заплатить очень высокую цену, и постарались тут в основном средства массовой информации. Я надеюсь, что к тому времени как я закончу свою речь, вы поймете, что эта община является исключением среди общин ИСККОН, и более того, она была исключена из состава общества самими кришнаитами, когда они обнаружили нарушения норм закона и морали, которые допускали Бхактипада и некоторые из его последователей.

Второй пример того, как поведение некоторых преданных Кришны привело к длительному судебному разбирательству и широкой общественной огласке, являет собой случай с «похищением» Робин Джордж и обвинение кришнаитов в «промывании мозгов». Возможно, многие из вас слышали об этом случае, поскольку противники кришнаитов из антикультового движения часто используют его как пример применения «промывания мозгов». Факты, которыми они оперируют в данном случае, сравнительно достоверные, хотя их интерпретация весьма сомнительна. По американским меркам, Робин Джордж была нормальным подростком 15 лет, когда она впервые столкнулась с последователями сознания Кришны. Она выросла в семье лютеран. Родители Робин сами посоветовали Робин выяснить для себя религиозные альтернативы, чтобы быть уверенной в своем выборе лютеранской веры. Робин изучала различные вероисповедания, посещая баптистскую и католическую церкви и еврейскую синагогу. В июле 1974 г. подруга Робин предложила ей пойти в храм Кришны, расположенный недалеко от их дома в Лагуне-Бич, штат Калифорния. Так она впервые встретилась с преданными. После того как ее подруга, Карон, переселилась жить в храм, Робин стала регулярно посещать его. Марша и Джим Джордж, мать и отец Робин, настороженно отнеслись к тому, что их дочь как будто приняла религию Кришны и начала повторять мантру-молитву и читать индуистские писания.

Через четыре месяца после первого знакомства с Движением Кришны Робин установила в своей спальне алтарь Кришны и стала подниматься рано утром, чтобы читать древнюю индийскую молитву, которой она научилась. Ее родители в гневе сломали ее алтарь и сожгли книги Кришны, которые она приобрела. Преданные, жившие в храме, сказали Робин, что, раз ее родители враждебно настроены к Кришне, они являются демоничными людьми, и посоветовали ей перебраться в храм, если она хочет без помех практиковать свою веру. Последовав их совету, 16 ноября 1974 г. Робин уложила кое-какие вещи, выбралась из окна своей спальни и убежала в храм Кришны в Лагуна-Бич. Желая укрыть Робин от родителей, кришнаиты перевезли ее в храм в Нью-Орлеане, за 3000 километров от ее дома. Несмотря на это, благодаря усердным поискам ее отца и шуму, поднятому в средствах массовой информации, полиция нашла Робин в Нью-Орлеане, в результате чего ее отец забрал ее домой, в Калифорнию.

Когда Робин вернулась домой, конфликт между ней и ее родителями только усугубился. Вскоре после возвращения Робин снова попыталась сбежать, но отец связал ее садовым шлангом. Ее родители спали по очереди, в течение всей ночи кто-то из них бодрствовал, чтобы помешать повторному бегству Робин. Наконец ее за щиколотку приковали к основанию унитаза. Цепь была длинная и давала Робин возможность свободно перемещаться по спальне и ванной, но не позволяла ей убежать. Тем не менее с помощью одной из своих подруг из Движения Кришны Робин снова убежала из дома. Ей помогли перебраться в храм Кришны в Оттаве (Канада). Снова разгневанные Джорджи начали кампанию против Движения Кришны в Южной Калифорнии. Джорджи случайно узнали, что Робин находится в храме Оттавы, и отец опять попытался вернуть свою дочь. Робин убежала от отца в середине октября, но, последовав уговорам кришнаитов, в начале ноября вернулась домой в Калифорнию.

Последствия приключений Робин Джордж оказались двоякими. Сперва, через год после случившегося, от сердечного приступа умер ее отец. Хотя Джим Джордж страдал болезнью сердца уже несколько лет, Робин и ее мать были убеждены, что его переживания от столкновений с кришнаитами ускорили его смерть. Затем, после того как Робин вернулась домой, она и ее мать стали активными членами антикультовой организации «Общество защиты свободы граждан». В октябре 1976 г. им предоставили слово на одной из национальных конференций. Ровно через год Робин и Марша Джордж обратились в суд с иском против Движения сознания Кришны, предъявив обвинение в том, что они лишили Робин свободы воли, нанесли моральный ущерб и вывели из эмоционального равновесия Робин и Маршу, оклеветали ее и ее мать и приблизили смерть ее отца. Я выступал экспертом по делу Робин Джордж и затратил более 4 часов в течение 2 дней на зачитывание экспертного заключения о природе религиозного обращения и теории «промывания мозгов», а также об особенностях характера Робин в ее молодые годы, когда она присоединилась к ИСККОН. Хотя мне было ясно, что кришнаиты совершили ошибку, спрятав Робин от родителей, для меня также было очевидно, что она присоединилась к Движению не в результате промывания мозгов. Обвинение в том, что Робин лишили свободы воли, полностью основывалось на ее показаниях, согласно которым ее воля якобы была парализована и присоединилась она к Движению вопреки своему желанию. Тем не менее судьи вынесли приговор в пользу семьи Джордж, признав их обвинения обоснованными. Вместо возмещения морального ущерба в размере 9 млн. долларов в пользу Марши и Робин Джордж, установленного государственным обвинителем, в мае 1984 г. суд, однако, изменил сумму возмещения, назначив штраф в размере 32 млн. долларов.

С 1984 по 1992 гг. это дело прошло различные апелляционные инстанции. Приговор был утвержден Верховным Судом штата Калифорния и наконец Верховным Судом Соединенных Штатов. Обвинения в промывании мозгов и лишении свободы, правда, были скоро сняты, а сумма возмещения была сокращена с 32 млн. до приблизительно 4 млн. Апелляционный суд оставил только обвинение в нанесении морального ущерба. Осенью 1992 г. кришнаиты и семья Джордж договорились о выплате компенсации значительно меньшей, чем сумма утвержденная судом.

Случай с Робин Джордж сведетельствует о чрезмерном энтузиазме кришнаитов, под влиянием которого они решили, что находятся вне закона. Совершенно очевидно, что они были неправы, спрятав Робин от родителей. Но, наряду с этим, дело Робин Джордж также является свидетельством успеха антикультового движения и их теории «промывания мозгов». Маргарет Сингер и другие так называемые эксперты «вычислили», что «решение Робин убежать из дома не было проявлением ее свободной воли». Аргумент «промывания мозгов» неизменно присутствует во всех заключениях Маргарет Сингер, которые она писала, участвуя в процессах против мунитов, последователей сознания Кришны и других так называемых культов. Хотя суды однозначно отвергали теорию Маргарет Сингер о «промывании мозгов», присяжные иногда в первом слушании решали дело в пользу этой теории. Несмотря на то, что кришнаиты действительно виноваты и явно перестарались в своих попытках спрятать Робин от родителей, как свидетельствуют об этом материалы дела, это еще не значит, что случай с Робин Джордж является примером «промывания мозгов».

К содержанию журнала
Портал "Мир Харе Кришна"

Rated by PING