Шрила Прабхупада и наука

Шрила Прабхупада и наука

Шрила Прабхупада и наука

о зёрнышке, в котором заложена вся Ведическая цивилизация

Кто-то может подумать, что Прабхупада был  очень категоричен по отношению к науке. Однако он не критиковал современную науку как таковую, а именно неумение правильно пользоваться ею: наука не должна быть средством пропаганды атеистических взглядов, поскольку это разрушает на корню духовную культуру.

 

Отношение Прабхупады к науке

Знакомясь с проповедью Шрилы Прабхупады, многие в первую очередь обращают внимание на революционное отношение Ачарьи к современной науке. Едва ли кто-то в истории до Прабхупады выказывал публично столь резкое отношение к ней на таком высоком уровне. Его знаменитые утренние прогулки часто были целиком посвящены тому, что Его Божественная Милость камня на камне не оставлял от разных научных теорий, разбирая их с точки зрения логики и шастр. Шрила Прабхупада один, как представитель парампары, бросил вызов всему научному миру — и это непостижимо.

Из-за обусловленности рождением в среде, где наука всегда была высшим авторитетом, для меня оставался не до конца разрешенным вопрос, почему же Прабхупада был настолько категоричен. Каковы причины этого? Недавно, благодаря чтению «Трансцендентного дневника» Е. М. Хари Шаури прабху, мне удалось яснее увидеть картину со многими оттенками мнения Ачарьи на эту тему. И оказалось, что вызов Шрилы Прабхупады — это проявление не гордости, а смирения и Любви к Кршне.

Главное, — подчеркнул Прабхупада, — доказать, что жизнь происходит из жизни, а не из материи. Если мы обоснуем этот принцип, можно будет вынести на серьезное обсуждение множество прочих вопросов. Трансцендентный дневник, т.1, с.117

Современная наука, Шрила Прабхупада и Бог

Однажды на утренней прогулке ученики подняли тему о том, что Шрила Прабхупада уделял обсуждению науки и других тем столь много времени, что иногда даже духовные братья критиковали Его Божественную Милость за то, что в ИСККОН «мало кришна-катхи». Шрила Прабхупада мгновенно отреагировал: «Если мы говорим, что Дарвин — негодяй и его надо бить башмаком по лицу, это является чистейшей кршна-катхой».

«Отвержение научным миром Бога и высоко-квалифицированная проповедь атеизма разрушают на корню духовную культуру.»

Трансцендентный дневник, т. 1, с. 72: «Шрила Прабхупада попросил ученика написать статью «Экспериментальное знание», в которой обсуждались бы недостатки современной науки и была бы представлена. научная основа сознания Кришны. Прабхупада лично руководит им, регулярно разъясняя спорные вопросы. Он велел критиковать не современную науку как таковую, а неумение правильно воспользоваться ею. Наука не должна быть средством пропаганды атеистических взглядов. Современная наука бросает вызов Богу, и теперь Прабхупада как слуга Бога бросит ей ответный вызов.».

Шрила Прабхупада и наука

Источник всего Сущего

Кто-то может подумать: «Из жизни или из материи — какая разница? Это же просто абстрактные вещи, которые не касаются моей жизни.» Но разница огромнейшая! На основе этого маленького вывода делаются дальнейшие невероятные дела. На практике это разворачивается в целую материалистическую цивилизацию. Почти всё, что мы видим сегодня вокруг, — это реализация этого маленького вывода на практике.

Однако, скорее всего, кто-то возразит: «Посмотрите, сколько полезного дала нам наука: телефоны, компьютеры, машины, небоскребы... Есть результат! Вы ещё и пользуетесь всем этим!» ... Однако, если быть искренним и честным перед самим собой, достижения атеистической науки решают проблемы за счет возникновения новых проблем и, как правило, ещё больших.

« ... маленький вывод «Жизнь происходит из жизни» — это зёрнышко, в котором заложена вся Ведическая цивилизация.»

Но самое страшное это то, что в благодаря некоторым успехам современной науки по распутыванию клубка законов мира и гордости из-за этих, на первый взгляд, «внушительных» технологических результатов, наука отвергла Веды и шабда-брахман как главный источник знания в жизни цивилизованного человека. Тогда как маленький вывод «Жизнь происходит из жизни» — это зёрнышко, в котором заложена вся Ведическая цивилизация.

Прабхупада vs ученые

 Очень интересным будет беседа Шрилы Прабхупады со своими учениками-учеными, членами Института Бхактиведанты от 6 июля 1976 года, в которой он окончательно отвечает на все вопросы касательно науки, ученых и Бога. Эта беседа позволит оценить величие мышления Прабхупады:

« Хотя Струпа Дамодара полностью принимал всё, что говорил Прабхупада, его всё-таки немного настораживало резко критическое отношение Прабхупады к его коллегам-ученым. Когда прозвучало ещё одно нелицеприятное сравнение, он спросил, не слишком ли мы усердствуем, подвергая их столь жесткой критике:
— Мы не слишком далеко заходим? Ученые говорят, и я сам так чувствую, что они не такие уж и плохие... Прабхупада не имел ничего против них лично, как не хотел причинять боль и обиду ученикам:
— Нет. Нет. Их плохо обучали. Не все они плохи.
— Они сделали очень много хорошего, — встал на сторону ученых Сварупа Дамодара.

Шрила Прабхупада очень чутко отреагировал на его замечание:
— Мы признаём это. Если вы видите на десять метров впереди себя, это замечательно, но какой смысл говорить, что вы можете видеть всю Вселенную насквозь? Что за глупость? Говорите правду: «Я изобрёл такую-то машину, я сделал такие-то расчеты...» И не говорите никакой ерунды. Я вам говорю, что вы никогда не сможете увидеть то что находится за пределами этих десяти метров, Так зачем же заявлять, что вы видите всё небо насквозь? Мы протестуем против таких заявлений. Вы видите на десять метров, мы признаём это. Если кто-то изобрёл электрическую лампочку, это замечательно. Но если он скажет: « Я могу изобрести Солнце», тогда мы будем пинать его ногами. Не нужно говорить ерунды. Мы против того, что они бросают вызов богу. Мы проповедуем сознание Бога, поэтому мы знаем, кто такой Бог. Что же касается их заслуг, то они должны получить их. Но мы никогда не потерпим их пренебрежительного отношения к Богу. И мы всегда должны поступать только так.

« ... в этот век всё изменилось. В это время особого уважения удостаиваются изобретатели часов, а не ученые брахманы. Это называется Кали-юга. Люди не понимают, кому должны поклоняться. Вы убиваете так много живых существ, но если при этом вам удается построить небоскреб, то вам достанется вся слава и почёт. »

Сварупа Дамодара, похоже, был удовлетворен ответом, но не смог удержаться, когда Шрила Прабхупада спросил у меня, сколько сейчас времени:
— Эти часы сделали учёные, Шрила Прабхупада. Это продукт мысли учёных.
Шрила Прабхупада улыбнулся. Похоже, он всё равно не был настроен чувствовать к ним благодарность больше, чем они этого заслуживали.
— Наука — это ремесло. Все присутствовавшие при этом преданные рассмеялись от души.
— Мы называем их мистри. Но мистри не относятся к какому-либо укладу в обществе. В ведической цивилизации почитали ученого брахмана, а не мистри.
Ученик признал, что это правда, а Прабхупада продолжал:
— Ученый брахман не должен был заниматься изобретением часов, но почитали его, а не того, кто занимался этим. Но в этот век всё изменилось. В это время особого уважения удостаиваются изобретатели часов, а не ученые брахманы. Это называется Кали-юга. Люди не понимают, кому должны поклоняться. Вы убиваете так много живых существ, но если при этом вам удается построить небоскреб, то вам достанется вся слава и почёт.
Но те, кто строят эти небоскребы, станут собаками. Это не принимается в расчет. Такова современная цивилизация. После того как все эти мистри построят здания, они отправятся в ад. Но это неважно, здание ведь стоит. Разве это не так? Такова цивилизация.

Шрила Прабхупада и наука: выводы

Отдавая дань заслугам ученых, Шрила Прабхупада видит вопрос гораздо глубже уровня изобретения временных удобств для тела во временном мире между рождением и смертью. Шрила Прабхупада заботится о шреясе (долгосрочной перспективе) этих людей. Его технология — кришна-бхакти и шри гуру-парампара — устраняет четыре самых главных неудобства: джанма-мритью-джара-вьядхи (старость, болезни, смерть и рождение в этом мире), которые никакая другая технология до сих пор не устранила и никогда не устранит, и возвращает живое существо к лотосным стопам Шри Кршны.

Kris.h.Nive по материалам
Каруны Чандры прабху
Дом Прабхупад ы №376

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Шрила Прабхупада и наука»