«Учителя, который первым рассказывает человеку о духовной жизни, называют вартма-прадаршака-гуру. Духовного учителя, который в соответствии с предписаниями шастр даёт посвящение, называют дикша-гуру, а духовного учителя, наставляющего ученика ради его возвышения, называют шикша-гуру.» — Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128, комментарий

Виды учителей: Дикша-гуру и Шикша-гуру

Я выражаю почтение духовным учителям, преданным Господа, Его воплощениям, Его полным экспансиям, энергиям и Самому изначальному Господу — Шри Кришне Чайтанье.

« КОММЕНТАРИЙ: ...Слово гурун стоит во множественном числе, поскольку духовным учителем (гуру) считается каждый, кто даёт духовные наставления, основанные на богооткровенных писаниях. Кто-то может помочь человеку встать на духовный путь, но учитель, который посвящает его в повторение маха-мантры, именуется  дикша-гуру, а святых, чьи наставления помогают человеку развиваться в сознании Кришны, называют шикша-гуру.

Несмотря на то что дикша-гуру и шикша-гуру находятся в разных отношениях с учеником, оба они — равноправные и неотличные друг от друга проявления Кришны, которые призваны привести обусловленную душу домой, к Богу.» — Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 1.34

У преданного должен быть только один дикша-гуру, но шикша-гуру может быть сколько угодно

мантра-гуру ара йата шикша-гуру-гана
танхара чарана аге карийе вандана

Прежде всего я выражаю почтение лотосным стопам моего дикша-гуру и всех моих шикша-гуру.

«КОММЕНТАРИЙ: ...У преданного должен быть только один дикша-гуру, ибо шастры запрещают получать посвящение у нескольких учителей. Что же касается шикша-гуру, то их у человека может быть сколько угодно. Как правило, духовный учитель, который регулярно наставляет ученика в духовной науке, позже даёт ему посвящение.» — Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 1.35

Две категории шикша-гуру

«Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что шикша-гуру является истинным представителем Шри Кришны... Существуют две категории шикша-гуру:

  1. освобожденные души, которые всецело поглощены медитацией в служении Господу;
  2. те, кто пробуждает духовное сознание ученика необходимыми наставлениями.»

Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 1.47, комментарий

Ученик почитает всех своих учителей в равной степени

Слава Чинтамани и моему дикша-гуру Сомагири! Слава моему шикша-гуру, Верховному Господу, чей венец украшает павлинье перо...

«КОММЕНТАРИЙ: ...В начале [«Кришна-карнамриты» Билвамангала Тхакур] выражает почтение своим гуру, и следует отметить, что он почитает их всех в равной степени. Имя Чинтамани автор называет первым, поскольку эта женщина указала ему духовный путь и стала его первым шикша-гуру. Чинтамани была блудницей, и в юности Билвамангала был сильно привязан к ней. Но она вдохновила его вступить на путь преданного служения, порвать с материальной жизнью и попытаться достичь совершенства, возлюбив Кришну. Поэтому в первую очередь Билвамангала выражает почтение ей. Далее он называет имя Сомагири, духовного учителя, который дал ему посвящение, а затем славит Верховного Господа, который то же был его шикша-гуру.» — Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 1.57

Дикша-гуру является личным проявлением виграхи Шрилы Мадана-Мохана, а шикша-гуру — виграхи Шрилы Говиндадевы

« Шри Говиндаджи выступает в роли шикша-гуру, когда обучает Арджуну «Бхагавад-гите». Шри Говиндаджи — изначальный наставник, и потому Он обучает нас и даёт нам возможность служить Ему. Дикша-гуру является личным проявлением виграхи Шрилы Мадана-Мохана, а шикша-гуру — виграхи Шрилы Говиндадевы. Обоим этим Божествам поклоняются во Вриндаване.» — Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 1.77, комментарий

«Согласно шастрам, между шикша-гуру и дикша-гуру нет никакой разницы, и, как правило, шикша-гуру впоследствии становится дикша-гуру.»
Шримад-Бхагаватам, 4.12.32

Виды учителей: патха-прадаршака-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру

Сидя в трансцендентном корабле, уже готовом взлететь, Махараджа Дхрува вдруг вспомнил о своей матери Сунити. В голове его промелькнула мысль: «Как же я могу отправиться на Вайкунтху один, оставив здесь свою бедную мать?».

«КОММЕНТАРИЙ: Дхрува чувствовал себя обязанным своей матери, Сунити. Это она впервые указала ему путь, которым он шёл всю жизнь, так что в конце концов Сам Господь Вишну прислал за ним Своих слуг, чтобы они доставили его на Вайкунтху. Вспомнив о ней, он захотел взять её с собой. На самом деле Сунити, мать Дхрувы, была его патха-прадаршака-гуру, то есть «гуру (духовным учителем), который указывает путь». Иногда такого духовного учителя называют шикша-гуру. Дикша-гуру Махараджи Дхрувы (духовным учителем, дающим посвящение) был Нарада Муни, но первым, кто объяснил ему, как добиться благосклонности Верховной Личности Бога, была его мать, Сунити. И шикша-гуру, и дикша-гуру обязаны указывать ученику истинный путь, а ученику надлежит следовать наставлениям своего учителя. Согласно шастрам, между шикша-гуру и дикша-гуру нет никакой разницы, и, как правило, шикша-гуру впоследствии становится дикша-гуру.» — Шримад-Бхагаватам, 4.12.32

Человек, не относящийся к касте брахманов, но являющийся вайшнавом, может в равной степени быть как шикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру, так и дикша-гуру

киба випра, киба нйасй, шудра кене найа
йеи кршна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа

Кем бы ни был человек — брахманом, санньяси или шудрой, —
если он знает науку о Кришне, то может стать духовным учителем.

«КОММЕНТАРИЙ: ...Тот, кто стал гуру, уже является брахманом. Иногда кастовые брахманы толкуют слова йеи кршна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа так: небрахман может стать лишь шикша-гуру или вартма-прадаршака-гуру, но не гуру, дающим посвящение. По мнению таких кастовых гуру, нет ничего важнее происхождения и семейных связей. Однако вайшнавы не признают передачу титула гуру по наследству. Слово гуру в равной степени относится к вартма-прадаршака-гуру, шикша-гуру и дикша-гуру.» — Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128

фрагмент из книги «Духовный учитель и ученик»,
автор — Бхактиведанта Свами Прабхупада

Vedic-Culture.in.ua