Уровни развития компетентности

Уровни развития компетентности

Уровни развития компетентности

Четыре стадии

Перед тем, как достигнуть совершенства, каждый проходит через четыре стадии развития компетентности. И это касается любой сферы деятельности: как духовной, так и материальной.

 

Компетенция и компетентность

Часто эти термины путают или считают синонимами. Однако:

Компетентность — отвечает на вопрос «что?» — это уровень развития личности, или уровень овладения знаниями, умениями и навыками, которые определяют эффективную работу в сфере, в которой человек является компетентным. Т.е. компетентность подразумевает реализацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях, а не только знание теории или понимание того, как это делается. Например, выполнение работы токаря, начальника отдела кадров и т.п.

Компетенции — отвечает на вопрос «как?» —  это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых достигаются желаемые результаты (например, лидерство, коммуникации и пр.). Считается, что термин «компетенция» был впервые введен Уайтом в 1959 г., который определил компетентность как «эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой». Сегодня существует множество определений компетенций. Разные эксперты создают собственные определения, но большинство из них — это вариации двух основополагающих подходов:

  • описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, т.е. способность рабочего действовать в соответствии с принятыми стандартами в организации;
  • описание поведения, которое разработали исследователи и консультанты, специализирующиеся в области эффективного управления.

Уровни развития компетентности

Условно уровни развития компетентности можно разделить на два обобщённых этапа:

  1. уровни некомпетентности
  2. уровни компетентности

Уровни некомпетентности

1. Уровень неосознанной некомпетентности — это ситуация, когда человек даже не подозревает о том, что он что-то не знает, не умеет или не в состоянии что-то сделать.

2. Уровень осознанной некомпетентности начинается с осознания своего не знания и/или неумения в определённой области. Поэтому на данной стадии развития начинается процесс обучения новым знаниям, навыкам и умениям. Например, обучение правилам вождения машины в экстренных ситуациях или правилам оказания первой медицинской помощи.
Характерный признак этого уровня развития — вы знаете как правильно действовать, но ещё не всегда получается всё верно делать.

Уровни компетентности

1. Осознанная компетентность —  стадия осознанного умения и способности действовать правильно в определённой сфере. Т.е. человек умело и верно совершает деятельность, опираясь на полученные знания и прошлый опыт. Например, оказывает квалифицированную юридическую помощь.

2. Неосознанная компетентность — это уровень мастерства или интуиции. На этой стадии развития человек достигает такого совершенства, что безупречно действует даже не задумываясь об этом, не говоря уже о какой-то подготовке. Это уровень заслуженных артистов, которые сходу могут сыграть любую роль, которую ему скажут, т.е. почти моментально входят в образ. Или опытный оратор, который сходу, не задумываясь, своими изречениями ставит оппонента в безвыходную ситуацию. Если брать духовную жизнь, то это уровень рагануга-бхакти —  полное развитие Любви к Богу.

О компетентности

Таким образом, всё начинает с осознанности в жизни человека. Потом необходима целеустремлённая практика в выбранной деятельности. Даже наличие таланта не гарантирует компетентность: он — только предпосылка к более легкому и быстрому обретению компетентности. Перефразировав высказывание, можно утверждать, что компетентность — это 10% таланта и 90% процентов пота.

Kris.h.Nive
по материалам Навина Кришна даса

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Уровни развития компетентности»