Бдительность и невнимательность


Бдительность и невнимательность

Бдительность и невнимательность

Уроки Рамаяны

Следование правилам священных писаний — это замечательно, но даже на этом пути подстерегают опасности, поскольку даже такая практика может незаметно превратиться в простую материальную привязанность, а это благотворная среда для обильного роста вожделения. Ум человека, быстро приспосабливающийся к любым условиям, всегда ищет повода чтобы не служить, а наслаждать свои чувства, даже под предлогом исполнения долга...

Об этом пишет Шрила Прабхупада в комментарии к 34 стиху 3 главы «Бхагавад-Гиты»: «Необходимо следовать этим правилам и ограничениям, не привязываясь к ним, ибо регламентированные удовольствия в конце концов могут также увести человека и стать помехой на его пути: даже на самых прямых и широких дорогах случаются аварии. В каком бы хорошем состоянии ни содержались дороги, никто не сможет полностью гарантировать нашу безопасность даже на самой безопасной дороге. Привычка к чувственным наслаждениям, развившаяся в нас благодаря соприкосновению с материей, появилась у нас слишком давно. Поэтому, несмотря на то, что мы пытаемся как-то ограничить себя в наслаждениях, следуя правилам священный писаний, опасность падения остается всегда».

Бдительность и невнимательность

Рама, Сита и Лакшман во время своих лесных скитаний пришли в лес Дандака. Там, в Дандакаранье, мудрецы попросили Раму защитить их от хищных ракшасов, мешавших их мирной жизни. Нужно ли говорить, как обрадовался этой просьбе Рама? Лук, с которым Он никогда не расставался, уже давно соскучился без дела. Стоит ли говорить, как обрадовался Лакшман, который радовался всему, что радовало Раму?

Вожделение и пороки

Но, заметив это ликование, Сита не на шутку встревожилась. «Мой повелитель, вожделение (кама) порождает в этом мире три главных порока:

  1. Первый — склонность ко лжи.
  2. Сильнее, чем склонность ко лжи, — страсть, толкающая человека искать удовольствий с чужой женой.
  3. Но сильнее страсти — беспричинная жестокость.
« ... соседство с оружием оскверняет ум .... Ты начнёшь использовать его, чтобы исполнить Свой долг, но очень скоро Тебе понравится убивать ракшасов. Войдя во вкус, Ты будешь думать, что исполняешь Свой долг, но на самом деле вожделение незаметно отравит своим ядом Твою праведность. »

О Рама, Ты никогда в жизни:

  1. не произнесёшь ни слова лжи, ибо ложь противна Тебе. (О если бы мы могли сказать то же самое про себя!)
  2. не возжелаешь чужую жену, ибо это противоречит дхарме. Даже мысль об этом никогда не придет Тебе в голову, ибо Праведность и Правдивость навеки утвердились в Твоём сердце.
  3. Однако боюсь, что третий порок сейчас грозит Тебе. (Сите ли не знать, что порок не может грозить Раме? Так кому же он тогда грозит?).

Ты пообещал мудрецам из леса Дандака защитить их от ракшасов, и сейчас Ты вместе со своим братом готовишься вступить в этот лес, вооруженный луком и стрелами. Однако на сердце у меня неспокойно. Для воина иметь с собой лук — это всё равно что для дров находиться рядом с огнём.

История отшельника, хранящего меч Индры

Некогда в священном лесу, населённом доверчивыми оленями и беззаботными птицами, жил благочестивый и чистый подвижник. Чтобы помешать его подвигу, сам Индра в облике юного воина пришёл к его хижине. В руках у него был драгоценный меч. Вручив этот меч подвижнику, Индра попросил его стеречь свой меч, пока он не вернётся за ним. Честный отшельник пообещал ему хранить меч, как зеницу ока. С тех пор он ни на минуту не расставался с мечом и брал его с собой в лес даже тогда, когда ходил собирать коренья и лесные плоды. Так он исполнял свой долг, но от близости меча ум его постепенно ожесточился. Отшельник сам не заметил, как стал убивать ни в чём не повинных животных. А начав однажды, он уже не смог остановиться и в конце концов оказался в аду. (Отшельника жалко, но почему же нам не жалко себя? Мы-то ведь ничем не лучше его.)

Рама, Сита и ЛакшманЯ говорю Тебе об этом, чтобы предостеречь Тебя. С Тобой всегда Твой могучий лук, но помни, что соседство с оружием оскверняет ум, так же как близкое общение с женщиной пробуждает в сердце дремлющее вожделение. Ты начнёшь использовать его, чтобы исполнить Свой долг, но очень скоро Тебе понравится убивать ракшасов. Войдя во вкус, Ты будешь думать, что исполняешь Свой долг, но на самом деле вожделение незаметно отравит своим ядом Твою праведность.

« Даже исполнение долга и дхармы не уничтожает вожделение до конца. Сотню голов отрубил Раване Рама, но новые и новые головы вырастали на его плечах одна за другой.»

Когда Ты вернешься в Айодхью, Ты сможешь снова исполнять Свои обязанности кшатрия и царя. Но сейчас мы живем в лесу, и нам надлежит вести себя как положено отшельникам.

Мой господин, Я знаю, что во всех трёх мирах нет ничего, что было бы неведомо Тебе. Я говорю всё это лишь по женской глупости. Мне ли учить Тебя праведности? Но всё же подумай над этим и сделай так, как сочтёшь нужным». (Вальмики Рамаяна, Аранья-канда, глава 9 )

О Сита, глупость так же не свойственна Тебе, как порок — Твоему мужу. Ты знала, что ответит Тебе Рама: «Я дал слово и буду исполнять Свой долг». Но Ты произнесла эти слова, чтобы предостеречь нас. Даже исполнение долга и дхармы не уничтожает вожделение до конца. Сотню голов отрубил Раване Рама, но новые и новые головы вырастали на его плечах одна за другой. В сотнях обликов и форм вожделение проникает в нас, так что подчас его трудно узнать.

Равана был жив до тех пор, пока Матали не посоветовал Тебе, о Рама, пронзить стрелой его чёрное сердце. (Множество голов упало с плеч Раваны, как кокосовые орехи с пальмы. Сто и одна отрубленная голова лежали у его ног. Но Равана всё так же стоял на поле битвы, не собираясь бежать и не расставаясь с жизнью. Рама на мгновение смутился. Тогда Вибхишана, находившийся поблизости, шепнул на ухо Раме: «Творец-Брахма дал благословение Раване: его головы и руки будут отрастать, даже если их отрубят, но в его области пупка у Раваны хранится особый кувшин. В нём — жидкость, поддерживающая его жизнь. Осуши её огненной стрелой. Только после этого Ты сможешь его убить!».

Рама последовал совету Вибхишаны. Огненная стрела вонзилась демону в пупок, тотчас его головы перестали отрастать. Но Равана был по-прежнему жив. Его настоящая голова была по-прежнему у него на плечах. Тогда разъяренный колесничий Рамы Матали напомнил Ему: «О мой Господь! Его невозможно убить, отрубив ему голову. Смерть, которая давно уже ждёт его, придёт только тогда, когда Ты Своей змееподобной стрелой пронзишь его чёрное сердце!» (Рамаяна, Юддха-канда) )

 

По материалам лекции
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа

www.Vedic-Culture.in.ua

 

Добавить комментарий

к статье «Бдительность и невнимательность»