Ведическая литература
Какая у неё основная цель?
«Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку, и кончает свои дни, как кошка или собака, не постигнув науки самореализации — несчастнейший из людей». Брхад-аранйака Упанишада
Основное назначение ведической литературы — поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые согласны в том, что цель Ведической мысли — это достижение истины, «знание которой ведёт к свободе».
Каждое Ведическое учение — это поиск истины, не академического «знания ради знания», а истины, которая сделает свободными всех людей. Поэтому Ведическая литература стремится не к информации, а к трансформации. Например, Бхагавад-гита описывает знание как «... признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины». И пока люди думают, что их путь — это путь обладания и использования, т.е. материального счастья, они не будут искать способов преобразования себя.
Таким образом, сначала важно прийти к пониманию ещё одной истины:
джанма-мpтьйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам
«... осознанию того, что рождение, старость, смерть и болезни есть зло».
(Бхагавад-гита 13.9)
Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представление о том, что несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдание. Ведическое знание предназначено для того, чтобы избавить искреннего ученика от этого страдания.
В Бхагавад-гите (8.16) говорится:
«От самой высшей планеты материального мира и до самой низшей —
все они есть место страданий, где повторяются рождение и смерть».
Ведическая литература о трёх видах страдания
Кроме повторяющихся страданий рождения, смерти, старения и болезней, Ведические Писания говорят также о трёх других видах страданий:
- страданиях, приносимых телом;
- страданиях, причиняемых другими живыми существами;
- страданиях, приносимых природными условиями
(холодом, жарой, наводнениями, землетрясениями и прочими стихийными бедствиями).
Ведические духовные учителя утверждают, что даже если эти страдания отсутствуют, никто не может обрести счастья в этом материальном мире — силы времени и смерти вынуждают каждого покинуть своё «нагретое» место. На санскрите Землю называют Мритйулока — обитель смерти. Её также определяют эпитетами духкхалайам — место страданий и ашашватам — преходящая. (Бхагавад-гита 8.15)
Услышав такой уничтожающий анализ жизни в материальном мире, Альберт Швейцер назвал ведическую философию философией «миро- и жизнеотрицания». Другие утверждали, что Веды учат пессимизму и фаталистической покорности. Но если более пристально взглянуть на учение Вед, можно понять, что они учат прямо противоположному; они утверждают, что цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье.
Для людей, которые следуют ведической литературе, жизнь означает возможность победить смерть. По ведическим представлениям, человек отрицает жизнь как раз тогда, когда отождествляет себя с иллюзорным материальным телом и полагает, что материальный мир является единственной реальностью. Такие люди упускают возможность, предоставленную человеку — возможность вопрошать о Высшем.
цель человеческой жизни не в том, чтобы смириться с бренным и исполненным страданий миром, а в том, чтобы бороться за вечное счастье
Первый стих Веданта-сутры (атхато брахма-джижнаса) одновременно утверждает и призывает, обращаясь к каждому: «Итак, пришло время исследовать Абсолютную Истину». Ведическая литература убеждает людей избрать путь освобождения. В одной из бенгальских песен преданности есть такие слова:
«Господь Гауранга зовет: «Пробудитесь, спящие души!
Сколько ещё вы будете спать в объятиях ведьмы Майи (материальной иллюзии)?».
Ведическая литература описывает освобождение как особую привилегию, которая дана исключительно человеческой форме жизни, но не низшим видам жизни. Поэтому человеческое тело сравнивается с кораблем, на котором можно пересечь океан перевоплощений.
Опытный духовный учитель, изучивший Веды, подобен капитану, а ведические гимны — попутному ветру. Человека, который не пересекает океана и не достигает вечного освобождения. Веды называют неразумным, ибо любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным. Брхад-аранйака Упанишада гласит:
«Тот, кто не решает проблем жизни, как подобает человеку,
и кончает свои дни, как кошка или собака,
не постигнув науки самореализации — несчастнейший из людей».
По материалам книги
«Очерки Ведической литературы»
Ещё по теме «Ведическая литература»
Ведические писания
Ведическая литература
Vedic-Culture.in.ua