Родословная великого ведического святого — Шри Дживы Госвами (1511-1596) приведена в «Лагху-тошани», комментарии на многотомное сочинение Санатана Госвами под названием «Вайшнава-тошани». Генеалогические сведения представляют значительную ценность, поскольку включают в себя ту небольшую по объему информацию о биографии Рупы, Санатана и Дживы, которая дошла до наших дней.

Будучи племянником Шри Рупы Госвами и Санатаны Госвами, Шри Джива Госвами явил все чарующие качества махапуруши (божественной личности):

  • у него были напоминавшие лепестки лотоса глаза;
  • прямой нос;
  • высокий лоб;
  • широкая грудь;
  • длинные руки;
  • и излучающее сияние тело золотистого цвета.

В 1514 году отец Шри Дживы Госвами, Анупама, идя через Бенгалию в Пури, на берегу Ганги, оставил этот мир. Случившееся несчастье сильно потрясло Дживу Госвами, и, невзирая на детский возраст, он решил отречься от мира и сопутствующих ему страданий. С тринадцати до девятнадцати лет он с жадностью изучал писания, стремясь к обретению духовного знания. В школе он быстро освоил санскритскую грамматику, поэзию, логику и философию, а «Шримад-Бхагаватам» вдохнул в него жизнь.

В это же время Джива изготовил Божество Кришна-Баларамы — Божество в образе Кришны и Его старшего брата — и начал поклоняться Им. Часто, во время поклонения Им, Джива плакал, выражая свою чистую преданность. Шри Джива считал Кришну и Балараму неотличными от Шри Чайтанйи и Нитьянанды Прабху.

Со смертью отца и уходом обоих его братьев во Вриндаван, Джива вообще утратил всякий интерес к материальному, желая только одного — присоединиться к своим дядям: Шри Рупе Госвами и Санатане Госвами. Поэтому, когда мать Шри Дживы покинула это тело, он принял решение вести жизнь отречённого вайшнава в обществе его дядей — Рупы и Санатана. Шри Дживе в это время исполнилось двадцать лет.

Перед уходом во Вриндаван Шри Джива побывал в Навадвипе (городе, где родился Шри Чайтанья). Здесь он повстречался с Нитьянандой и посетил вместе с ним Святые Места, связанные с юностью Шри Чайтаньи Махапрабху. Далее, выполняя наставление Нитьянанды, Джива отправился в Бенарес, чтобы завершить изучение санскрита.

Шри Джива Госвами — великий ведический святойШри Джива Госвами — великий ведический святой.
Шри Джива Госвами написал не менее 400 000 санскритских стихов.
Именно он лично обучал Шриниваса и Нароттама даса Тхакура, которые, в последствии, образовали первую группу распространения трансцендентных книг.

За сравнительно короткое время Шри Джива стал большим знатоком всех аспектов философии Веданты и приобрел репутацию выдающегося ученого. Написав книгу «Сарвасангвадини», в которой Джива Госвами ссылался на таких отличных друг от друга комментаторов «Веданта Сутры», как Мадхва, Рамануджа, Шанкара и Вачаспати, он получил известность непререкаемого авторитета во всех областях знания. В наши дни Национальный Университет в Бенаресе воздаёт должное научному вкладу великого ведического святого Шри Дживы Госвами, имея специальный отдел для изучения его работ.

Живя в Бенаресе, Шри Джива вспомнил наставления Нитьянанды Прабху, когда они совешали паломничество по Навадвипе: «Торопись во Вриндаван. Это место «завещано» Шри Чайтаньей Махапрабху твоей семье, отцу и дядям, а потому ты должен идти туда как можно скорее.». Это воспоминание, в сочетании с горячим желанием помогать Рупе и Санатане, побудило Дживу покинуть Бенарес и направиться во Вриндаван, чтобы исполнить волю Нитьянанды Прабху. Кришнадас Кавирадж, автор «Чайтанья-чаритамриты», сообщает, что Шри Дживе в эту пору исполнился двадцать один год.

Продолжение в следующей статье...

Kris.h.Nive
по материалам книг
«Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване»
«Шесть Госвами Вриндавана»

Vedic-Culture.in.ua