Что такое Веды? Санскритский вербальный корень «веда» можно перевести по-разному, но смысл, в конечном счете, один. Веда значит «зна­ние». Любое знание, которое вы получаете, это «веда», поскольку учение Вед — это изначальное знание. Когда мы находимся в обусловленном состоянии, привязанном к материальным объектам, а не духовным, наше знание имеет много недостатков. И основные их з них всего четыре.

Четыре недостатка обусловленной души

Итак, первый недостаток — наши чувства, которыми мы пытаемся познавать мир, несовершенны. Некоторые люди очень гордятся своим зрением, а потому склонны с вы­зо­вом спрашивать духовно развивающихся людей: «Можете ли вы пока­зать нам Бога?». Но есть ли у вас глаза, которые способны уви­деть Бога? Вы никогда не сможете Его увидеть, если у вас нет для этого необходимых глаз. Даже если у вас и есть глаза, то для их нормальной работы необходимы определённые условия: если сейчас в ком­нате вдруг станет темно, то вы не сможете увидеть даже соб­ственной руки. А чтобы увидеть воочию Гималаи, нужно будет проделать достаточно долгий путь. Так много ли стоит ваша спо­соб­ность видеть этими глазами? Таким образом, нельзя рас­счи­ты­вать получить знание (веду) с помощью наших не­со­вершенных чувств. Они то и дело будут вводить нас в иллюзию. Детальнее об этом в статье «Процесс познания мира и Веды»

Таким образом, второй недостаток, вытекающий из первого, — находиться в иллюзии. Ил­лю­­­зия означает принимать что-то, чего в действительности не сущест­вует, то есть майю. Майя означает «то, чего нет». Например, каждый в этом мире принимает своё тело за самого себя. Ес­ли я спрошу вас, кто вы, то вы ответите: «Я — мистер Джон­, я богатый человек, я то, я это». Всё это разные формы отождествления себя с телом. Но Вы не есть это тело, Вы — душа. И это знание возможно получить только от духовного учителя, поскольку у человека нет органов восприятия позволяющие целостно видеть живое существо: душу, тонкие и грубые тела. Обычно мы можем видеть только грубое физическое тело живого существа, тем самым неосознанно погружаясь в иллюзию об истинной природе созерцаемого объекта...

Душа, погруженная в иллюзию, обязательно ошибается. И это третий недостаток живого существа, живущего в материальном мире. Например, Махатму Ганди считали вели­кой личностью, хотя он и совершил много ошибок. Даже в последний период его жизни он не послушал своего помощника, который преду­преж­дал его: «Махатма Ганди, не ходите на собрание в Нью-Дели. Мои друзья сказали мне, что там будет опасно». Но он настоял на своём, отправившись на это собрание, и там был убит. Даже великие люди, такие как Махатма Ганди, президент Кеннеди — их было так много — совершают ошиб­ки. Ошибаться свойственно человеку. Это один из недостатков обусловленной души.

Четвертый недостаток — склонность к обману. Каж­дый склонен неосознанно обманывать других по той причине, что сам находится в иллюзии (не обладает истинным знанием). Человек мо­жет быть первейшим глупцом, но выдавать себя за умного. Всем вокруг очевидно, что он заблуж­да­ется и совершает ошибки, но он всё равно будет рас­суж­­дать: «Я думаю, что это так, а это вот так». При этом он даже не понимает, в каком положении находится. Он пишет книги по философии, хотя сам далёк от совершенства. В этом его болезнь. Это и есть обман.

Обладая в обу­слов­лен­­­ной жиз­ни этими недостатками, мы никому не можем дать совершенное знание.
Да и сами мы несо­вер­шенны. Поэтому мы принимаем Веды такими, как они есть.

По материалам книги «Шри Ишопанишад»

Важность духовного учителя

Таким образом, становится понятно, что духовный учитель позволяет личности, принявшей его авторитет, избежать различных заблуждений в восприятии окружающего мира и толковании писаний. Однако в современное время существует ещё одна сложность — способность к различию из-за недостатка знаний: сейчас мало кто может отличить истинного духовного учителя от мошенника.

В писаниях говорится, что истинный духовный учитель обладает чистым знанием, его ум и сердце чисто, тогда как у обычной личности ум покрыт привязанностями к временному материальному миру, что и не позволяет ей определить что является хорошо, а что плохо, что благо, а что вред. Это связано с тем, что материальный мир обладает одним стабильным свойством — постоянная переменчивость: сегодня это хорошо, а уже завтра это неприлично, и наоборот. Детальнее в статье «Материальный мир — водяной пузырёк»

Яркий пример этого  — перемены во вкусах и стремлениях новых поколений. Например, сегодня есть девушки, которые одеваются таким образом, который совсем недавно, буквально лет 45 назад, считался просто неприличным даже для дам легкого поведения. И как тут толковать? Кто из них поступал /поступает правильно, а кто находится в иллюзии?

И в данном случае поможет только авторитет священных писаний,
истолкованные истинным духовным учителем.

Поэтому цель жизни каждого, чтобы не запутаться в изменчивых вихрях материального мира, — найти духовного учителя и следовать его наставлениям, ведь он, как и Бог, — лучший друг каждого!

Vedic-Culture.in.ua