Смысл «Бхагавад-гиты» в том, чтобы избавить человека от страха. «Гита» начинается с описания страха и заканчивается словами ма шучах — «не бойся ничего». Бхагавад-гита,18.66:

сарва-дхарман паритйаджйа
мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо
мокшайишйами ма шучах

Я научу тебя, как избавиться от страха — самой главной проблемы.

Первая глава «Бхагавад-Гиты» пронизана страхом. Боится Дхритараштра, который сидит у себя в покоях и спрашивает дрожащим голосом у Санджаи: «Что происходит на поле битвы?». Боится Дурьйодхана — он увидел, как выстроена армия Пандавов, и в его сердце закрался «липкий» страх. Он бежит к Дроне и начинает ему льстить, чтобы возбудить его боевой дух. В конце концов, даже Арджуна боится. Обычно праведные люди, живущие чистой жизнью, боятся меньше, чем люди неправедные, которые постоянно совершают какие-то грехи. Но суть заключается в том, что в материальном мире боятся абсолютно все.

Материальный мир и страх

Почему проблема страха есть у всех? Природа души — сат (вечность, или бытие), чит (знание) и ананда (блаженство). Эти три качества она проецирует на материальное временное тело и ум. Таким образом, эти три качества порождают три психологических импульса:

  1. желание наслаждаться;
  2. желание знать;
  3. желание жить, или существовать, во что бы то ни стало.

На самом деле ни один мирской психолог не знает, почему у человека есть эти импульсы. Никто не может объяснить, откуда они берутся, и никто не может объяснить, зачем нам существовать. Почему мы так цепляемся за жизнь? Потому что это — природа души. Душа спроецировала на тело и ум эти желания. Они в высшей степени сильны, и никто не сможет их преодолеть.

Если взять любую нашу проблему, мы в конце концов сможем найти там корень — страх небытия.

Если проанализировать эти импульсы, то окажется, что желание наслаждения и желание знания — это сильные вещи, в основе которых лежит желание существовать. Но самые сложные, сильные и труднопреодолимые устремления в жизни человека — это секс и богатство. Почему? Они в своей основе жиждятся сразу на двух импульсах:

  • секс — желание наслаждения и желания продления своего существования в ком-то другом.
  • деньги — это то же желание безопасного существования и желание безграничного наслаждения. Люди думают, что, если у них будет много денег, они смогут организовать себе качественное здоровье и иметь доступ к всевозможным наслаждениям.

А поскольку материальное тело по своей природе временно, т.е. должно умереть, а душа на него проецирует свои духовные качества, то соответственно и возникает страх небытия, страх уничтожения, которое на самом деле нам, вечным душам, не грозит.

Например, люди не любят уходить на пенсию, не любят лишаться своего места, почёта. Они держатся за свой статус. Это страх небытия. Человек сросся со своим положением, титулом, это стало частью его «Я». Он не может существовать иначе, его лишают чего-то, подрывают ею существование. Все эти вещи — игры нашего эго. Человек расширяет своё эго постоянно, чтобы закрепить своё существование. Но одновременно с этим увеличивается его страх, потому что всё это, рано или поздно, он утрачивает.

Мы не можем бояться того, чего мы не испытывали.

Один преданный из Сербии рассказывал мне про трагедию сербского народа. Раньше Косово принадлежало Сербии. Но когда Косово объявило независимость, для сербов это был удар. Он стал думать: «Почему?! Какая разница, есть у меня там кусок земли или нет. Я живу в Белграде, а не в Косово. Почему это для меня удар? Потому что это — «Я»! Оторвали кусок «меня»! Это была «моя» Земля!»

Я вспомнил подобный эпизод из своей жизни. Когда я учился в пятом или шестом классе, нам задали написать сочинение на тему: «Как я люблю свою Родину». Я очень хорошо помню, что я написал. Тогда ещё при Советском Союзе — я жил в Узбекистане. Незадолго до этого одну из областей Узбекистана отдали Казахстану. Всё моё сочинение было об этом: «Почему Казахстану отдали часть узбекской пустыни?!». Я писал искренне, потому что внутри была рана.

Душа, обладающая природой вечного бытия, проецирует своё сознание на временное тело, материю, и поэтому начинает испытывать страх.

Так работает обусловленное сознание человека: он начинает отождествлять себя с чем-то. Но это — ложное отождествление. Человек отождествляет себя не только со своим телом, но и со всем тем, что так или иначе связано с телом. Он начинает распространять всюду своё эго. Он пытается сохранить всё, но, так как не может это сделать, испытывает страх. Этот страх приводит к тому, что человек начинает ревновать, делать глупости, совершать грехи.

Страх — прочный фон материального существования

В Израиле я услышал замечательную поговорку, которая стала моей любимой: «Нету воина храбрей, чем перепуганный еврей». Когда человек боится, он становится очень храбрым воином. В этом мире агрессия и войны происходят из-за страха и угрозы нашему ложному существованию.

В основе всего лежит страх. Страх является таким прочным фоном нашего существования, что многие даже не догадываются, что они боятся. Если спросить у обычного человека, боится ли он, он ответит: «Нет, не боюсь». Человек настолько свыкся со своим страхом, что даже не замечает его. Он не замечаёт, до какой степени этот страх глубок, пока ему не объявляют, что у него рак. Для того чтобы понять, насколько мы привязаны к своему телу и боимся за своё существование, представьте, что завтра вам скажут: «У вас рак четвертой степени» или, чтобы растянуть «удовольствие», — «рак третьей степени».

Ведический мудрец Патанджали Муни говорит удивительную вещь (Йога-сутры,29):

сва-раса-вахи видушо-'пи татха-рудхо 'бхинивешах.

Абхинивешах, или страх небытия, распространяет своё влияние, сварасу. Раса значит «опыт» или «вкус». Сва-раса-вахи видушо-'пи — даже человек, обладающий знанием того, что он — душа, и что он бессмертен, испытывает «липкий» страх. Далее Патанджали Муни говорит, что это эмоциональное состояние пронизывает всё наше существо и является врожденным — татха-рудхо 'бхинивешах

Человека не учат этому, он рождается со страхом смерти. Маленькое дитя, которое вообще ничего не знает, всё состоит из страха. Комментаторы «Йога-сутр» видят в этом доказательство того, что человек уже много раз рождался и умирал. Он знает, что значит умирать. Мы не можем бояться того, чего мы не испытывали. Каждый знает, что значит смерть: «Я лишаюсь всего и оказываюсь в полной неизвестности, пустоте, вакууме».

Бхактивинода Тхакур говорит, что изначальное состояние души — это привязанность, или любовь, к Богу. Но, когда человек испытывает страх, эта привязанность превращается в привязанность к материи. Иначе говоря, мы смотрим на мир сквозь призму наших страхов и привязанностей. В этом проблема, потому что тот же страх становится причиной нашей нерешительности на духовном пути и мешает нам предаться Кришне.

Итак, страх исходит из души. Душа, обладающая природой бытия, проецирует своё сознание на тело, материю, и поэтому начинает испытывать страх.

Kris.h.Nive по материалам
книги «Стрела Милости»
автор — Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами

Vedic-Culture.in.ua