Мания величия

(0 votes, average 0 out of 5)
Мания величия или искреннее служение?

Мания величия

или искреннее служение?

Этот мир обладает двойственной природой и, не обладая истинным знанием, очень легко запутаться в его хитросплетениях в результате чего неосознанно совершая ошибочный выбор, наделяя кого-то или что-то тем, чем он или оно не обладает...

 

Душа, по своей природе, —  уникальная, но при этом совсем крошечная частица пограничной энергии Кршны. По этой причине она склонна постоянно метаться между двумя крайностями в виде материального и духовного миров. Иногда ей так хочется побыть здесь ещё, нацепив на себя бутафорскую корону из картона и фольги, подбежать к зеркалу и, любуясь собой, сказать: «Ну что? Разве я не похожа на повелителя мира? Разве мне не к лицу королевские знаки отличия? Мантию, несите мою мантию!». Удовольствие это, впрочем, обычно длится очень недолго...

Довольно быстро находится душа с подобными желаниями и амбициями. Она буквально сходу сбивает с нас эту корону и, чтобы проучить, а вернее вылечить от мании величия, даёт нам ещё и хороший пинок под зад. Но, тем не менее, желающих побыть в этой роли очень много: настолько иллюзорно сладка и заманчива мания величия. Поэтому попытки примерить на себя роль повелителя Вселенной таким душам не кажутся смешными и жалкими, но при этом всех остальных такие попытки обычно сильно раздражают.

И вот, получив достаточно тумаков, душа обижается на этот жестокий и несправедливый, с её точки зрения, мир, который не хочет признавать её величие и принимать всерьёз её претензии на господство. «Пусть так, — думает она. — Тогда я уйду из этого мира, где меня всё равно никто не любит». Но не так-то легко покинуть ярмарку тщеславия, поскольку мания величия пускает в наше сердце свои корни очень глубоко. Да и мы сами, пребывая в этом материальном мире долгое время, сильно привыкли быть в центре. Поэтому души, обидевшиеся на материальный мир, который является всего лишь отражением сознания самой души в данный момент, по-прежнему пребывая в мании величия, объявляют весь этот мир своей иллюзией и пытаются стать великими уже на этом поприще, иногда доходя до самовозвеличивания себя до уровня Бога, воображая себя таковым. Так появляются «великие йоги и философы», «великие отшельники», «мученики и аскеты».

«Мы не хотим стать знаменитыми сами. Мы хотим сделать знаменитым Кршну!».
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Парадокс заключается в том, что душа обречена оставаться в оковах материального мира до тех пор, пока она находится в иллюзии, воображая себя Повелителем. Ни одна душа никогда не сможет покинуть стен тюрьмы материального мира, пока у неё будет сознание соперника Бога, наделённого независимой властью и правом наслаждаться отдельно от Источника. Только искреннее служение в духе заботы (а для этого важно обладать достаточным уровнем смирения и терпения), способно избавить нас от рабства мания величия, т.е. использовать своё положение, умение и навыки на благо живых существ материального мира, а не на эгоистические самовозвеличивание и самонаслаждение.

«Если ты хочешь заниматься музыкой, используй свои музыкальные способности во время киртанов в ванкуверском храме.» 
Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада

Порождённый гордыней дух потребительства — в каких бы формах он не проявлялся, — искажая нашу изначальную природу, омертвляет всё вокруг нас. Омертвлённое окружение кармически снова возвращается к нам обратно в сознание и ещё больше его омертвляет, тем самым всё крепче заковывая в цепи материального мира. Таким образом душа сама себя заставляет снова и снова рождаться и умирать в различных материальных телах.

А вот дух служения наполняет жизнью этот безжизненный материальный скучный мир. Достаточно просто присмотреться к окружающему миру — там, где царствует дух потребительства и эксплуатации, взращивается деградация, разруха и смерть. А вот бескорыстное служение другим даёт мощнейший толчок к развитию, процветанию и возрождению не только своей настоящей духовной природы, но и к развитию и процветанию всего окружения.

Таким образом, служение — единственный способ избавиться от дурмана иллюзии, в том числе и мании величия. Поэтому, сколько бы гордые люди ни тешили себя россказнями о том, что в духовное царство ведёт множество дорог, дорога из материального мира в духовную реальность только одна — это узкая, тернистая дорога кротости и смирения, пройти по которой до конца могут только самые целеустремлённые и терпеливые.

Мания величия или искреннее служение?

Красочной иллюстрацией данной ситуации может служить одна история из жизни ученика Шрилы Прабхупады. Вспоминает ученик: «Когда я был президентом храма в Ванкувере, я решил, что нам нужно организовать рок-ансамбль и с его помощью проповедовать молодым людям. Я мечтал о том, как мы будем давать людям сознание Кршны, распространять книги и зарабатывать деньги на концертах...

«Как правило, самые сильные желания – это желания, которые мы принесли с собой из прошлой жизни. Кршна в образе Параматмы из сердца напоминает нам о них и даёт возможность их исполнить. Так работает закон кармы, выйти из-под влияния которого очень сложно». Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами 

О своих мечтаниях я решил написать письмо Прабхупаде, в котором говорилось: «Рок-звезды влияют на молодых людей. Они могут поменять их образ мыслей. Может быть, нам стоит создать рок-ансамбль, попытаться стать знаменитыми, а потом проповедовать?» Ответ Прабхупады не заставил себя ждать: «Все эти ваши попытки стать знаменитыми — фантасмагория. ... Абсолютно непрактичная затея. Нет смысла тратить на это силы и время. Мы не хотим стать знаменитыми сами. Мы хотим сделать знаменитым Кршну! Если ты хочешь заниматься музыкой, используй свои музыкальные способности во время киртанов в ванкуверском храме. Но никогда не пытайся стать знаменитым сам».

Святой способен разглядеть в нашем сердце даже те мотивы, которые ещё только готовятся прорасти. Его слова подобны прививке, предохраняющей от болезни ещё до того, как мы ею заразились.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами

Когда я писал своё письмо Прабхупаде, я не думал о своей славе. Мне казалось, что, если мы добьёмся известности, нам будет проще проповедовать. Но до того, как я стал преданным, у меня было очень сильное желание прославиться, стать знаменитым музыкантом. Очевидно, что Шрила Прабхупада разглядел во мне это желание. Даже если этого мотива не было у меня в то время, когда я писал ему это письмо, то всё равно со временем он бы обязательно вернулся. А может быть, Шрила Прабхупада знал, что слава испортит меня. Так или иначе, после этого письма я полностью забыл о своем некогда очень сильном желании стать знаменитым.»

Таким образом, мания величия может скрываться под разными масками и без реализованного наставника или духовного учителя очень сложно бывает разобраться со скрытыми мотивами...

P.S. к истории о мании величия.
Шрила Прабхупада постоянно подчёркивал принцип «Просто добавьте сознание Кршны к своей жизни и ничего больше не меняйте». Если вы уже известный человек, то, конечно, пользуйтесь подарком Кршны для проповеди. Однако если нет, то какой смысл тратить своё ценнейшее время на достижение того, чего может и не будет никогда, вместо того, что бы духовно развиваться уже сейчас?.. Ведь материальная деятельность всегда сильно затягивает воронкой кармических отношений и общения. Именно поэтому в писаниях великие цари, понимая предназначение и временность материального мира, со временем как раз наоборот — уходили от известности и отрекались от власти, чтобы, выполнив свою дхарму перед этим миром, как можно больше уделить самому ценному в жизни — развитию и укреплению своих вечных отношений с Богом, а не тщетным попыткам исправить временный материальный мир. Тем более, если на этом поприще отсутствуют перспективы, а стоит сложный и упорный труд...

 Kris.h.Nive
по материалам книги «Уроки любви.
Истории из жизни А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады»
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами 

Добавить комментарий

к статье «Мания величия»

Защитный код
Обновить