Брихад-аранйака Упанишада [2.4.10] сообщает: «Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата) и Пураны — всё это дыхание Абсолютной истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек».

Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и авторитетны. Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам — всё необходимое содержится в них самих. Этот принцип исходит из уст Самого Шри Кришны в Бхагавад-гите [3.15]: «Веды исходят непосредственно от непогрешимой Верховной Личности Бога».

Происхождение Вед: кто их творец

  • Комментатор Бхагавад-Гиты Шридхара Свами [Бхавартха-диппика 6.1.40] отмечает, что Веды являются высшим авторитетом, так как они произошли от самого Нарайаны.

  • Джива Госвами говорит, что ведическое Писание «Мадхйандина-шрути» приписывает происхождение всех Вед дыханию Верховного существа.

  • Атхарва-веда утверждает, что Кришна, который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былые времена.

Итак, мы видим, как сами ведические писания говорят о своем происхождении. Слово апаурушейа, которым они определяют себя, означает, что они произошли не от какого-то материально обусловленного человека, а от Самого Всевышнего, то есть из источника, трансцендентного к двойственности этого мира.

Происхождение Вед: историческая хроника

На заре творения Веды были переданы Брахме, вторичному Творцу материального мира, который в соответствии с их наставлениями и создал эту материальную Вселенную.

Происхождение Вед - Господь Брахма творит ВселеннуюПроисхождение Вед: Господь Брахма творит материальную Вселенную
в соответствии с наставлениями Всевышнего Господа. 

Затем Брахма передал передал Веды в виде наставлений Нараде, своему сыну, который передвигается по всей Вселенной в своём материальном теле, воспевая хвалу Господу. Именно он и является первичной формой ведической литературы.

Происхождение Вед: когда Веды были записаны?

Первоначально существовала только одна Веда, и читать её не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять её,  всего лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного.

Но 5 000 лет назад Вйасадева записал Веды для людей нашего века, Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей настолько деградирует, что сократится продолжительность их жизни, память ослабеет, а разум притупится.

Вьясадева решил разделить Веды на четыре части:

  1. Риг-веда;
  2. Сама-веда;
  3. Атхарва-веда;
  4. Йаджур-веда.

Затем каждую из этих частей передал одному из 4-х своих учеников. Потом он принял во внимание людей, не обладающих сильным разумом:

  • стри (женщин),
  • шудр (рабочих)
  • двиджа-бандху (тех, кто родился в семье брахмана, но не имеет качеств брахмана).

Для них он составил Махабхарату и восемнадцать Пуран. Затем Вйасадева обобщил всё Ведическое знание для ученых и философов в Веданта-сутре, означающем конец Вед. И все же он не чувствовал удовлетворения. И тогда, по указанию его духовного учителя Нарады, он написал совершенный комментарий к Веданте — Шримад-Бхагаватам.

В Веданта-сутре содержится только намек на то, что такое Брахман, Абсолютная Истина: «Абсолютная Истина — это то, из чего все исходит». Если всё исходит из Абсолютной Истины, то какова природа Абсолютной Истины? Именно это и разъясняется детально в Шримад-Бхагаватам.

Kris.h.Nive по материалам
«Очерки Ведической литературы»
 Vedic-Culture.in.ua