«Если всё относительно... То, что хорошо для меня, не обязательно хорошо для Вас (и наоборот). Поэтому никто не вправе советовать мне как поступать, ибо нет абсолютных истин. Все относительно».
Однако эта привлекательная материалистическая философия имеет серьезный изъян. "Все относительно" - это абсолютное утверждение. Откуда же вы можете знать, что это так?

  Это хорошо, если люди подозрительно относятся к термину "абсолютная истина". "Много жестокостей совершалось и продолжается происходить с людьми под этим именем "Абсолют". И то, что понимается под абсолютом, есть абсолютная бессмыслица и полная противоположность Абсолютной Истине. Это абсолютная ложь.

Слово "абсолют" происходит от латинского слова absolutum (прошедшее причастие от глагола absolvere, "освобождать") и означает "освобожденный, необусловленный". Поэтому Абсолют независим от чего-нибудь относительного, наоборот, все относительное зависит от Него.

Абсолют означает всесодержащий, но абсолютистский означает всезамкнутый. Поэтому религии или философии, провозглашающие себя единственными, не являются абсолютными, но абсолютистскими, так как ограничивают других. Они приносят в человечество разделение и вражду. Вот почему так необходимо правильное понимание Абсолютной Истины.

Ведические Писания определяют Абсолютную Истину как Бога, Верховную Личность. Так как Абсолют является всесодержащим, то он должен содержать в себе как личностный, так и безличный аспекты Бога, поскольку Господь совершенен и полон в Себе. Бог - это не какая-то абстракция, символическая энергия, Он является одновременно энергией и личностью. Как оговаривалось в статье Абсолютная Истина, личностный аспект является первичным, так как из имперсональной природы ничего личностного появиться не может. И, по аналогии, раз вселенная заполнена чувствующими существами, то и Бог Сам тоже чувствующее существо, однако Он уникальная, абсолютная (т.е. всесодержащая) личность. На санскрите такая Верховная Божественная Личность называется Кришна (буквально: всепривлекающий). Как Вишну, Кришна является верховным создателем всего творения.

По определению, все относительное соединяется с Абсолютным, совершенство поэтому означает осознание этих абсолютных взаимоотношений (и зависимости), а несовершенство, или иллюзия (майа), означает забвение этих отношений и убежденность живого существа в своей независимости от Абсолюта. Лишь в связи с Абсолютом относительное обретает подлинные чувства и цель. Эти отношения между относительным и Абсолютом описаны наиболее, пожалуй, затертым сейчас санскритским словом - йога.

Йога означает "взаимоотношения, связь". Мы находим этот корень в английском слове "yoke" ("соединение"), графически показывающем, что означает йога - быть соединенным с Абсолютом и направляться Им.

Другое известное латинское слово синонимично санскритскому слову "йога". Это слово, одно из наиболее известных недопонимаемых латинских слов, содержит в себе не только значение, но и предназначение - religio, "воссоединение с Богом".

Изначально религия и йога были синонимами, относясь к взаимоотношениям бесконечного с ограниченным, Бога с живыми существами. Эти отношения вечны, но из-за неправильного использования свободной воли живые существа в материальном мире выбрали забвение этих отношения и заменили их чем-то иным. Поэтому каждый уверен, что Бог всегда должен оставаться на последнем месте. В материальном мире каждый является эгоцентристом.

Однако наша связь с Абсолютом, будучи вечной, всегда присутствует. Нам просто необходимо открыть ее. Она может быть открыта через удаление покрытий, которые ограничивают нас. Эти покрытия не являются внешним фактором; они являются эгоистическими ограничениями нашего сознания. Поэтому процесс йоги, или религии, помогает нам возродить наше изначальное сознание и расширить его горизонты настолько, чтобы мы смогли убедиться в существовании изначального источника нас самих и всего существующего - Верховной Божественной Личности.

Так как все люди разные, то существуют и различные виды йоги, которые можно сравнить с лестницей со многими ступеньками. Существует три категории йоги: карма-йога, гьяна-йога и бхакти-йога.

Карма-йога это йога деятельности. Главная идея карма-йоги - быть активным. А главная идея гьяна-йоги, или йоги знания, быть пассивным. В совершенной стадии они объединяются в бхакти-йогу, йогу преданности и любви, прекращающей эгоистическую деятельность и побуждающей действовать в соответствии с желаниями Господа.

Спектр кармы очень широк. Не предназначенный для грубых материалистов, желающих наслаждаться вне категорий греха или благочестия, путь кармы, описанный в Ведах, направляет человека к такой деятельности, которая возвысит его материально. На этом уровне человек хочет жить в гармонии со вселенскими силами (полубогами) для комфортной жизни во временном материальном мире. Для достижения этой цели, такие люди, карми, выполняют жертвоприношения для удовлетворения полубогов и, в конце концов, достижения небесных райских планет в качестве их слуг. Материальное счастье на таких планетах настолько велико, что его почти невозможно себе представить живущим здесь, на Земле.

Чем более прогрессирует карми, тем отчетливее он понимает наличие вне этого временного мира верховной силы, Бога, который один может предоставить ему все счастье и процветание. На этом уровне карма становится карма-йогой и приводит к бхакти-йоге. В карма-йоге человек работает и производит плоды деятельности с тем, чтобы предложить их Всевышнему. Кришна делает различие между теми, кто поклоняется полубогам и кто поклоняется Ему:"Скудоумные люди поклоняются полубогам, и обретаемые ими плоды ограничены и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов, но Мои преданные слуги в конце концов достигают Моей высшей планеты" (Бхагавад-гита, 7.23).

Спектр гьяны также обширен. Общее понимание всех типов гьяны сводится к тому, что этот материальный мир построен из преходящих, иллюзорных объектов. Гьяни (те, кто практикуют гьяну) хотят отмежеваться от этого мира и достичь освобождения.

Таких путей отчуждения достаточно много. Некоторые изнуряют и даже калечат свои тела, некоторые погружаются в философские исследования, некоторые практикуют физическую йогу (аштанга-йогу, восьмиступенчатый путь), начиная с йамы, нийамы, асаны и пранайамы. Хатха- и раджа-йога, которые известны в современном мире, являются слабым отражением физической йоги и их нельзя сравнивать с изначальной аштанга-йогой.

Йама и нийама относятся к следованию определенным правилам и регуляциям. Человек сначала оставляет мясную пищу, а затем и всю остальную, прекращает любые сексуальные отношения и поселяется в Гималаях. Чтобы выжить в суровых гималайских условиях, он пробуждает внутренние энергии (прану) с помощью физических упражнений (асан) и дыхательной методики (пранайамы). Когда йог достигает совершенства в медитации (самадхи, или окончательной восьмой ступени аштанга-йоги), то может созерцать Бога, Сверхдушу, находящуюся внутри нас и развивает желание непосредственно служить Господу. На этой стадии йог оставляет тело и достигает места, где он сможет быть занят в трансцендентном любовном служении Верховной Божественной Личности. Именно на этой стадии гьяна-йога и аштанга-йога становятся бхакти-йогой: "Йог стоит выше аскета (тапасви), выше философа-эмпирика (гьяни) и выше человека, интересующегося плодами своей деятельности (карми). Поэтому, о Арджуна, в любых обстоятельствах будь йогом. А из всех йогов, тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, думает обо Мне и служит Мне с любовью и преданностью, тот теснее всех связан со Мной и достиг высочайшей ступени совершенства.. Таково Мое мнение." (Бхагавад-гита, 6.46-47).

Бхакти-йога продолжает путь карма-йоги и гьяна-йоги. Бхакти-йога не является материальным процессом и она не зависит ни от каких-либо материальных условий, как другие две формы йоги. Она достигаема со всех уровней. С любой ступени возможно воссоединение с Богом и вовлечение в преданное служение Ему. Бхакти-йога подразумевает как практику, так и философию. Она имеет девять главных категорий: "Слушание (шраванам), воспевание (киртанам) о Боге (вишнох) [особенно воспевание святых имен Бога], памятование о Боге, исполнение служения, поклонение Ему в храме, предложение молитв, становление слугой слуг Господа, принятие полной защиты Господа и принесение всего в жертву ради Него - таковы девять процессов, принимаемых в чистом преданном служении (бхакти-йоге)" (Шримад-Бхагаватам, 7.5.23).