Развитие гордости
основные этапы
Откуда берётся годость? Как она начинается и чем питается? Какие степени проходит в своём развитии и по каким признакам её можно узнать?
Продолжение статьи. Первую часть читайте по ссыле «Гордость убивает человека»
Основные этапы развития гордости
Давайте разберём главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.
Первый этап развития гордости — Самосозерцание.
Вначале — это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением, переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить, проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно даёт советы и по-дружески вмешивается в чужие дела, невольно обнаруживает исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение», или «я придерживаюсь правила», «я имею привычку предпочитать» (у Тургенева).
Говоря о чужом горе, люди пребывающие на первой стадии развития гордости, бессознательно говорят о себе: «Я так была потрясена, до сих пор не могу прийти в себя». Одновременно проявляется огромная зависимость от чужого одобрения, на основании которого человек то внезапно расцветает, то вянет и «скисает». Но в общем на этой стадии настроение остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.
«Кто, будучи бесчестим или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордость) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его».
Симеон Новый Богослов
Человек будет счастлив, если на этой стадии у него появятся серьёзные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь, и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.
Чувство превосходства
На этом этапе развития гордости появляется искренняя уверенность в своём превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость? С одной стороны — отсутствие скромности, а с другой — самоуслаждение примитивным процессом самообнаружения. Эгоистическая природа многословия ничуть не изменяется от того, что это многословие — иногда на серьёзную тему: гордый человек может говорить о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос, совершать добрые дела или молиться — что выше.
Желание командовать
Уверенность в себе довольно быстро переходит в страсть командования. Человек посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Своё дело — важно, чужое — пустяки. Он берётся за всё, во всё вмешивается.
На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; становится раздражителен, упрям, сварлив. Он убежден, что его никто не понимает, даже его духовник; столкновения с «миром» обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, однако пока остаётся с Богом.
«В скромности — мудрость,
В надменности — гибель» Туркменская пословица
Размытие грани между добром и злом
Эта стадия характерна тем, что внутренний мир человека становится тёмным и холодным, в нём поселяется надменность, презрение, злоба и ненависть. Помрачается ум, грань между добром и злом размывается, так как она заменяется различением «моего» и «не моего».
Как следствие — такой человек выходит из всякого повиновения, невыносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других. Он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание и беря у него реванш. Если он монах, то бросает монастырь, где ему всё невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант, — на творчество, и тут гордец может иметь благодаря своему напору некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.
Бог — мой враг
последний этап развития гордости
На этой последней ступеньке развития гордости человек разрывает связь с Богом. Если раньше он совершал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе всё: грех его не мучит, поскольку он входит в его привычку, становясь его второй природой. Внутренний мир — мрачный, беспросветный, наполненный полным одиночеством, но вместе с тем искренним убеждением в правоте своего пути и чувством полной безопасности, в то время как чёрные крылья мчат его к гибели.
«Введенные в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны ненавидят Бога, который пребывает в их телах и в телах всех остальных живых существ, и поносят истинную религию.»
Бхагавад-Гита, глава 16 текст 20
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милость Шрилы Прабхупады: «...Лишенные знания, демоны не хотят считаться с верховной властью Личности Бога. Их неприязнь к священным писаниям и Верховной Личности Бога проявляется в том, что они выдвигают ложные аргументы против существования Бога и отрицают авторитет богооткровенных писаний. Они считают себя независимыми и думают, что вправе делать всё, что хотят. Убеждённый, что в мире нет никого сильнее, могущественнее и богаче его, демон уверен, что может действовать, как ему заблагорассудится, и что никто не сможет его остановить. Если у него есть враг, грозящий помешать его наслаждениям, он всё время думает о том, как расправиться с ним.» (Бхагавад-Гита, глава 16 текст 20)
Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства. Гордый и в этой жизни пребывает в состоянии полной изоляции (тьма кромешная). Достаточно посмотреть, как он беседует, спорит:
- он или вовсе не слышит, что ему говорят;
- или слышит только то, что совпадает с его взглядами;
- если же ему говорят что-либо, противоречащее его мнению, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает.
В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, так что даже в похвалах своих он остаётся гордым, замкнутым в себе, непроницаемым для объективного.
«Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и не вежество — таковы качества людей, наделенных демонической природой ...» Бхагавад-Гита, глава 16 текст 4
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милость Шрилы Прабхупады: «В этом стихе описан прямой путь в ад. Демоничные люди часто выставляют себя поборниками религии и защитниками духовного прогресса, хотя сами не следуют никаким принципам. Они всегда высокомерны и горды своей образованностью и богатством. Желая, чтобы перед ними преклонялись, они требуют уважения и почёта, хотя и не заслуживают его. Они раздражаются из-за пустяков и говорят грубо и неучтиво. Они не знают, что можно делать, а чего нельзя. Они всегда поступают как им заблагорассудится, потакая собственным прихотям, и не признают никаких авторитетов. Эти демонические качества присущи им от природы — они получают их ещё в утробе матери и, вырастая, проявляют их в полной мере.» (Бхагавад-Гита, глава 16 текст 4)
Продолжение в следующей статье
В статье использованы материалы книги
«Записи» священника Александра Ельчанинова,
Москва, «Русский путь», 1992
Vedic-Culture.in.ua