Совсем недавно наткнулся на удивительное высказывание Льва Николаевича Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума ... ». Однако очень часто, особенно в современное время, человека реально заставляют не включать свой разум, не говоря уже о его развитии, поэтому такой человек принимает определенное мировоззрение и жизненные установки просто потому, что другие так живут, другие так мыслят, ... Но каковы последствия такой жизненной позиции, к чему человек приходит в результате?

Возможный результат хорошо иллюстрируется следующей зарисовкой:

Слепое следование Гуру

Некогда жил гуру, который привязывал своего кота поводком к стулу, чтобы тот не мешал ему во время медитации. Со временем гуру покинул своё материальное тело, а ученики продолжили важное учение своего духовного учителя. Будучи слепыми последователями, т.е. не понимая истинной природы действий духовного учителя, теперь они перед тем как начать медитацию обязательно ищут кота, которого привязывают поводком к стулу.

«В йоге - неважно какой - никогда нельзя достичь совершенства, просто механически следуя ее правилам. Любая йога подразумевает вовлечение сознания, но прежде всего это утверждение справедливо по отношению к бхакти-йоге.»
Е.С. БхактиВигьяна Госвами, книга «Уроки Любви»

И, к сожалению, такое происходит в разных сообществах, в том числе и Ведических. Яркий пример этого показано в статье «Ведическая культура — развитие разума». А что Вы развиваете, получая Ведические знания? Слепое следование, которое превращает Вашу жизнь в невежество со всеми вытекающими, или развиваете разум, беря в основу своей жизни принципы Ведической культуры и применяя их в соответствии с Ведическим правилом «Деши-кала-патра», т.е. место - время - обстоятельства?.. Этот подход очень хорошо раскрыт в невероятно яркой восточной притче, поведаной в статье «Существует ли Бог: история Будды»

Слепое следование — «Сунанда Гандхарва»

Для более глубокого изучения темы «слепое следование» советую ознакомиться с ведической притчей, которая является показательным примером слепого следования, — «Сунанда Гандхарва».

Анимационный вариант притчи
смотрите в статье «Ведические притчи - «Сунанда Гандхарва»»

 

Текстовый вариант притчи «Сунанда Гандхарва» о слепом следовании

Это история о человеке, который зарабатывал на жизнь стиркой одежды. У него был осёл, на котором он перевозил грузы, и этот осёл прожил с ним много лет. Звали осла Сунанда Гандхарва. И в один прекрасный день осёл умер. Стиральщик подумал: «Сегодня мой лучший помощник Сунанда Гандхарва оставил тело. Что теперь делать? Наверное, нужно обрить голову и окропить себя святой водой, чтобы почтить его память».

Этот стиральщик служил у царя. И когда царский жрец увидел, что стиральщик обрил голову, он спросил:
— Почему ты это сделал?
— Разве ты не знаешь, — ответил стиральщик, — сегодня умер Сунанда Гандхарва.
— Неужели? — изумился жрец.
— Да--а--а!
— Значит, сегодня особый день?
— Это верно.
— Может, мне тоже обрить голову и окропить себя святой водой?
— Конечно же.

Жрец так и сделал. Когда царский советник увидел жреца, он спросил:

— Почему ты обрил голову?
— Разве ты не знаешь? Сегодня особый день. Сегодня умер Сунанда Гандхарва.
— Он умер?!
— Да.
— Что, и мне теперь обрить голову?
— Конечно. Обрей голову и окропи себя святой водой.
— Советник так и сделал.

Когда царь увидел своего советника с обритой головой, он спросил:

— Что случилось?
— Разве ты не знаешь, о царь, сегодня умер Сунанда Гандхарва. Сегодня особый день.
— Вот как?
— Да.
— Тогда я тоже обрею голову?
— Да.

Царь тут же обрил голову и окропил себя святой водой.
И когда царица его увидела, она спросила:

— Что случилось? Почему ты обрил голову?
— Разве ты не знаешь, дорогая? Сегодня особый день. Сегодня умер Сунанда Гандхарва.
— О дорогой, поведай мне о величии этой возвышенной личности.
— Ну... Эту новость сообщил мне мой советник.
— Позовите сюда царского советника!

Позвали советника. Царица его спросила:
— Кто такой Сунанда Гандхарва, что в его память и ты, и царь обрили головы.
— Ну.... Я узнал о нём от жреца.
— Позовите жреца!

Позвали жреца.
— Кто такой этот таинственный великий Сунанда Гандхарва, что в его память и ты, и царский советник, и сам царь обрили головы?
— Ну ... Я узнал о нём от стиральщика.
— Позовите стиральщика!

Явился стиральщик.
— Может ты сможешь рассказать кто такой Сунанда Гандхарва?
— Да, конечно! О царица! У меня был осёл и его звали Сунанда Гандхарва. А сегодня он умер.

Слепое следование: выводы

Разумный человек принимает определенное мировоззрение и жизненные установки не потому, что другие так живут, а потому, что этот выбор разумен и позволяют совершенствоваться в человеческой жизни. Чтобы не ошибиться в том, что он правильно что-то понял, разумный человек естественно будет задавать вопросы. И он избегает овечьей логики: стадо овец всегда следует за вожаком, даже тогда, когда вожак, совершив ошибку, прыгает в пропасть.

Слепое следование

Слепые следователи не задумаются: «А зачем он прыгнул в яму? А нам зачем прыгать за ним?». Они, увидев, что вожак прыгнул, решат: «Это самый верный путь!». А человек рождён для того, что бы развивать осознанность и мышление, только тогда он начнёт задумываться о своей природе, своём предназначении и смысле жизни. Глупый инстинктивный ритуализм — это удел животной формы жизни, который в современном обществе невероятно сильно навязывается: баранами легко управлять и о реальном управителе они даже не догадываются.

Слепое следование

Эта история может иллюстрировать и другой момент. Нередко религию или процесс духовного самоосознания воспринимают как набор определенных догм, которые человек должен слепо принять. Однако это вовсе не так. И об этом постоянно подчёркивал Шрила Прабхупада

«Я всячески подчеркиваю, что все мои ученики должны очень хорошо знать философию сознания Кришны, очень усердно читать по крайней мере час или два в день и пытаться понять предмет с различных точек зрения.»
Письмо Шрилы Прабхупады к Мадхудвише, 16 июня 1972

Но к сожалению, как замечает Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: «Пути, которыми мы идём в этом мире, как правило, не затрагивают глубинной, внутренней природы нашего сознания. Но, так как, мы — поверхностные люди, эти пути кажутся нам более доступными. Мы готовы делать все, что угодно, лишь бы не погружаться вглубь.»

Поэтому  в книге «Стрела милости» махарадж говорит: «Есть одна очень хорошая привычка, помимо многих других, которую мы должны развить в себе, — привычка к самоанализу. Мы должны наблюдать, как мы применяем в своей жизни то, что услышали, чтобы снова и снова включать своё сознание, которое постоянно хочет задремать.»

Важно осознать, что в духовной жизни человек должен использовать свой разум, без этого он не сможет получить истинные знания и найти настоящего гуру, истинного духовного учителя, который квалифицирован дать ученику трансцендентное знание, а такое знание всегда развивает и возвышает.

Ещё по теме «Слепое следование»
Притча о слепых мудрецах и слоне
Ученик мудреца и слон

Бхакти-йога — осознанное развитие

Составитель Kris.h.Nive
Vedic-Culture.in.ua