Особенность Мокшада экадаши

В писаниях говорится, что даже просто слушание этой истории даёт множество благ, в числе которых — благо, получаемое совершением одной из самой могущественной и сложной в исполнении религиозной церемонии — ашвамедха-ягьи. Это когда с помощью определенных действий и мантр живое существо настолько очищается, что возвышается, как минимум, на высшие планеты. И это не всё, видя такие старания всех участников этой церемонии, Высшие силы вознаграждают каждого причастного к ашвамедха-ягьи необычайным благом!

Особенность этого блага — оно освобождает предков,
матерей, сыновей и других родственников, попавших в ад.
И благодаря этому у них появляется возможность войти в рай.

Что уже говорить о благе, которое получает тот, кто слушает эту историю. Поэтому повествование этой истории, думаю, стоит внимательно послушать, в нашем случае — прочитать.

История Мокшада экадаши

Это случилось в чудесном городе Чампаконагари, правителем которого был Махараджа Вайкханаса. Говорили, что он лучший из святых царей, поскольку правил своими подданными, как своими сыновьями и дочерьми, всегда слушал мудрых брахманов, опытных в четырех видах ведического знания [1].

И вот однажды праведный правитель во сне увидел отца, испытывающего ужасные муки и пытки на адских планетах. Сердце царя, наполнившееся состраданием, начало проливать слезы. Одна за другой они начали литься полноводными реками из его глаз.

Махараджа Вайкханаса прекрасно знал писания, а в них говорится, что, если во сне к вам приходят:

                        — то это не сон вовсе и не игра воображения, как могут сказать современные ученые, а всё это происходит на самом деле. Веды говорят, что состояние сна — одна из возможностей живых существ из других планет и измерений общаться с живым существом на платене Земле. А в данном случае, в истории Махараджа Вайкханаса и его отца, это была единственная возможность попросить помощи у своего сына на Земле.

Поэтому следующим же утром, желая во что бы то ни стало освободить своего отца от ужасных мук ада, Махараджа Вайкханаса созвал совет брахманов, где и рассказал об увиденном ночью во сне.

Брахманы были очень озадачены. Единственное, что они смогли посоветовать — это обратиться к более могущественному и знающему брахману: «О царь, в горном лесу, недалеко отсюда, есть ашрам (в данном случае — место обитания – дом, хижина…), в котором живёт великий святой Парвата Муни. Он знает прошлое, настоящее и будущее каждого. Только он сможет помочь тебе в твоём горе».

Царю ничего не оставалось делать. Выслушав этот совет, горюющий царь, сразу же поднялся и направился в ашрам прославленного святого Парвата Муни.

«... тот, кто строго соблюдает священный Мокшада экадаши, следуя установленным правилам и предписаниям, достигнет после смерти полного и совершенного освобождения. »
Господь Кришна

Ашрам оказался на диво очень большим. И кроме самого Парвата Муни в нём жило много ученых мудрецов, опытных в воспевании священных гимнов четырех Вед [1]. Увидев Парвата Муни, восседающим среди мудрецов подобно Господу Брахме (нерожденному творцу), царь сразу же выразил своё смиренное почтение, простершись ниц пред ним.

Великий мудрец, увидев благочестивого царя, так же оказал ему внимание, спросив его о благополучии 7 составляющих обширного царства [2] и свободно ли его царство от бед, умиротворены и счастливы ли жители.

Вся суть в том, что если в правлении царя вышеназванные составляющие правления успешно не реализованы в полной мере, то правитель автоматически начинает чувствовать как минимум неудовлетворенность и страдания. А со временем беды и несчастья начинают просто сваливаться одна за другой. Таковы законы кармы: личность, приобретая статус руководителя, автоматически берет минимум 25% кармы управляемого им коллектива.

К своему счастью, царь хорошо знал Веды и следовал наставлениям мудрых и опытных брахманов, поэтому эти нюансы правления своими подопечными он знал «на зубок». Его правление было успешным и благополучным, царство не испытывало никаких проблем, а все были удовлетворены и счастливы: «Твоей милостью, о прославленный мудрец, все семь составляющих моего царства находятся в благополучии. Однако недавно появилась проблема и, чтобы решить её, я пришел за советом к тебе, о мудрейший брахман».

А знаете, что Кришна – сам Творец этого мира и его законов —говорил о тех, кого интересует правильное соблюдение экадаши?
Он говорил, что данный их интерес: « ... очень благоприятен и принесёт им славу.»

Затем Парвата Муни, лучший из всех святых, закрыл глаза и начал медитировать на прошлое, потом настоящее и затем будущее царя. Выйдя из медитации он сказал: «Я нашёл причину. Твой отец страдает в результате великого греха. В своей предыдущей жизни он поссорился с женой, пытаясь силой сексуально насладиться ею в период менструации. Она пыталась остановить его, умоляя: «О милый, пожалуйста, не беспокой меня в этот сложный для меня день, ... ». Однако его вожделение было настолько сильно, что полностью ослепило его разум. Он не прислушался к её просьбам. Из-за этого тяжкого греха твой отец пал в ад».

Теперь царя Вайкханаса интересовало только одно — как помочь своему отцу:
«О величайший из мудрецов, каким постом или пожертвованием могу я освободить своего дорогого отца из этих условий? Пожалуйста, поведай мне, как я могу устранить бремя последствий его грехов, которые являются великой преградой на его пути к окончательному освобождению».

Парвата Муни: «В светлой половине месяца маргаширша есть экадаши, называемый Мокшада. И если ты строго, в полном посте, соблюдаешь этот священный день, а полученное благо передашь своему страдающему отцу, он избавится от страданий и тот час освободится».

Если человек соблюдает пост в экадаши для умершего отца, страдающего в аду, то полученное благо дает предку возможность покинуть ад и достичь райского царства, где он может практиковать преданное служение Богу и вернуться обратно к нему.

Соблюдающий экадаши для своего духовного продвижения, сам «прямиком» приходит к Богу, никогда не возвращаясь в этот материальный мир.

Вдохновленный Махараджа Вайкханаса, сердечно поблагодарил святого и возвратился в свой дворец. Когда наступила светлая часть месяца маргаширша, исполненный веры Махараджа Вайкханаса совершенным образом соблюдал пост в Мокшада экадаши. Вместе с ним постислись его жена, дети и другие родственники. На следующий день в нужное время царь завершил пост и передал полученное от соблюдение поста благо своему отцу. Как только он сделал это, в тот же миг с небес посыпались чудесные цветы. Отец царя, восхваляемый и сопровождаемый посланниками полубогов, отправился на небо и со временем достиг райского царства.

Господь Шри Кришна о Мокшада экадаши


Кришна говорит:
  • тот, кто строго соблюдает священный Мокшада экадаши, следуя установленным правилам и предписаниям, достигнет после смерти полного и совершенного освобождения;
  • нет лучшего дня поста, чем этот экадаши двух светлых недель месяца маргаширша, это кристально-чистый и безгрешный день;
  • искренне соблюдающий этот пост в экадаши, который подобен чинтамани (драгоценному камню, исполняющему все желания), получит особое, трудно оценимое благо;
  • этот день может поднять на небесные планеты и дальше к совершенному освобождению.


Так заканчивается повествование о славе Маргаширша-шукла экадаши, или Мокшада экадаши, взятое из Брахманда Пураны.


Примечания к статье о Мокшада Экадаши

1. Четыре Веды: Сама. Яджур, Риг и Атхарва.

2. Семь составляющих владения царя:

  •  сам царь,
  •  его советники;
  •  казна;
  •  военные силы;
  •  союзники;
  •  брахманы и жертвоприношения, совершаемые в его царстве;
  •  потребности его подчиненных (сюда входят люди всего его царства).