Ашвамедха ягья
могущественнейший обряд
Невероятно могущественный и благоприятный обряд. Но он настолько же и сложен: даже в такие благоприятные временные эпохи как: Сатья-юга и Трета-юга, успешно провести ашвамедха-ягью было не так уж и легко.
Сразу же замечу, что существует два похожих обряда (ягья):
- ашвамедха (владычество над землёй)
- раджасуя (коронация)
В данной статье мы будем говорить о первом, ашвамедха ягье.
Ашваме́дха-ягья (санскр. अश्वमेध; aśvamedhá; «жертвоприношение коня») — одно из наиболее важных царских жертвоприношений в ведийской традиции. Детальное описание данной ягьи можно найти в «Яджурведе», а так же в «Ригведе».
Ашвамедха-ягья — очень могущественный и благоприятный обряд, но он настолько сложен, что даже в такие благоприятные временые эпохи как: Сатья и Трета юги, успешно её провести было не так уж и легко, поскольку одним из условий успешного проведения этой ягьи — участие в ней всех жителей Земли. Что уже говорить о современном времени...
В Шримад-Бхагаватам 4.19.4 - 8 рассказывается какие Великие личности приходят участвовать в Ашвамедха-ягье (в данном случае говорится об ашвамедха ягье, которую проводил Махарадж Притху):
- Верховная Личность Бога лично присутствовал на жертвенных обрядах, устроенных Махараджей Притху.
- Господь Вишну появился на арене жертвоприношения в сопровождении Господа Брахмы, Господа Шивы и повелителей всех планет Вселенной вместе с их свитами. Когда Господь предстал перед собравшимися, жители Гандхарвалоки, великие мудрецы и обитатели Апсаралоки восславили Его.
- За Господом следовали обитатели Сиддхалоки и Видьядхаралоки, все потомки Дити, а также демоны и якши. Его сопровождали также самые доверенные слуги и приближенные во главе с Нандой и Сунандой.
- Великие преданные, постоянно занятые служением Верховной Личности Бога, и в их числе великие мудрецы, такие, как Капила, Нарада и Даттатрея, а также все великие мистики во главе с Санакой-кумаром последовали за Господом Вишну, чтобы принять участие в этом грандиозном жертвоприношении.
- Сама Земля явилась на это великое жертвоприношение, приняв облик дойной коровы, кама-дхену. Так благодаря ягье были удовлетворены насущные потребности людей.
Могущество ашвамедха-ягьи настолько велико, что тот, кто совершил 100 ашвамедха-ягий становится достойным занять положение Господа Индры — царя полубогов, а ещё больше — положение Господа Брахмы — вторичного творца этого материального мира.
Детальнее об этом Е.М. Ачьюта Прийя прабху в лекции на день явления Шри Кришны: Киев, Джанмаштами 2014 ( фрагмент с 28:15 мин по 29:37 мин)
Ашвамедха-ягья Царя Притху
В Шримад-Бхагаватам 4.19 есть удивительная история Царя Притху, который решил провести 100 жертвоприношений коня (ашвамедха-ягий).
Когда необыкновенно могущественный царь небес Индра прослышал об этом, он решил, что царь Притху вознамерился превзойти его. Поэтому ему было невыносимо видеть, какие великие жертвоприношения совершал Махараджа Притху. И когда Притху Махараджа готовился совершить последнюю, 100-ю, ашвамедха-ягью, мучимый завистью царь Индра сделался невидимым и несколько раз неудачно пытался похитить жертвенного коня. Чем закончилось — читайте в Шримад-Бхагаватам 4.19
Ашвамедха-ягья в «Рамаяне» и «Махабхарате»
В «Махабхарате» описывается жертвоприношение, совершённое царём Юдхиштхирой. Его братья сопровождали коня во время его странствий по соседним царствам. Арджуна победил всех царей, отказавшихся подчинится власти Юдхиштхиры. В «Махабхарате» утверждаетсчя, что ашвамедха была проведена Юдхиштхирой в точном согласии со всеми правилами и предписаниями Вед.
В «Рамаяне» содержится не менее детальное, чем в «Махабхарате», описание ашвамедха-ягьи, совершённой отцом Рамы царём Дашаратхой. Там так же утверждается, что обряд был проведён в строжайшем соответствии с ведическими предписаниями.
В конце эпоса приводится описание ещё одной ашвамедха-ягьи, совершённой при совсем других обстоятельствах. У Рамы была единственная жена Сита, которая находилась в изгнании и на церемонии была символически представлена золотой статуей. Сита в это время жила в лесном ашраме риши Валмики со своими сыновьями-близнецами, Лавой и Кушей, о существовании которых Рама ничего не знал. Во время своих странствий, жертвенный конь в сопровождении армии под предводительством Ханумана входит в лес, в котором проживала Сита со своими сыновьями, и встречает там Лаву. Лава игнорирует предупреждение на табличке на лбу у коня, в котором требуется не препятствовать его движению. Обуздав жеребца, он вместе со своим братом Кушей бросает вызов армии и одерживает над ней победу. Признав в них сыновей Рамы, Хануман отсылает двух братьев в Айодхью, где они примиряются со своим отцом, который принимает Ситу назад во дворец. Сита, однако, не желая продолжать жить, поглощается землёй. К сожалению ничего не говорится о том, была ли успешно завершена ягья, но после смерти Ситы Рама несколько раз повторно совершил её, используя для проведения церемонии золотую статую своей жены.
1 000 Ашвамедха-ягьи за оди день!
В «Брахма-вайварта-пуране» (185.180) говорится, что в век Кали, временная эпоха, в которой мы сейчас живём, запрещается совершать следующие пять действий:
- приносить в жертву коня;
- приносить в жертву корову;
- принимать санньясу;
- делать подношения мяса предкам;
- зачинать детей в лоне жены брата.
Таким образом, ашвамедха-ягья является одним из 5 действий, запрещённых в Кали-югу. Тем не менее, каждый из нас в состоянии совершить 1 000 ашвамедха-ягий всего за один день! Но это возможно лишь в особый один день в году — Паршва (Паривартини) экадаши.
Вторая возможность совершить ашвамедха-ягью упоманиется в Шримад-Бхакгаватам 5.17.9: «Этот рукав Ганги впадает в соленый океан на юге. Люди, которые омываются в Алакананде, очень удачливы. Каждый их шаг приносит им те же плоды, что и великие жертвоприношения раджасуя и ашвамедха.»
Место, где Ганга впадает в соленые воды Бенгальского залива, называют Ганга-сагарой, местом слияния Ганги с океаном. В день Макара-санкранти (январь-февраль) туда и поныне приходят тысячи людей в надежде, омывшись там, получить освобождение. В этом стихе подтверждается, что таким образом они и в самом деле могут получить освобождение. Тому, кто омывается в Ганге в этот или в любой другой день, совсем не трудно обрести результаты таких великих жертвоприношений, как ашвамедха и раджасуя.