В статье «Путешествия души» рассказано о тех путешествиях, которые совершает бессмертная душа, переселяясь из одного тела в другое. Пребывая в разных телах происходит обусловливание, проще говоря — привыкание, а значит и меняется восприятие мира и, соответственно, сознания живого существа. В результате чего живое существо в виду разных причин склонно совершать разнообразные оскорбления. А любое оскорбление делает сознание грубым.

Что происходит далее — узнав о духовном мире, живое существо склонно проецировать своё сознание на духовный мир. И что оно видит? Обычную картинку из деревенской жизни.

Поэтому многим из нас очень сложно увидеть Кришну как такового, а значит нет понимания того, кто такой Кришна. Читая 10-ю Песнь «Шримад-Бхагаватам», читатель видит её сквозь призму своего сознания, оскверненного апарадхами (оскорблениями). Слыша Святое Имя, что именно мы воспринимаем? Действительно Святое Имя или просто грубую материальною оболочку Святого Имени?..

Чистое сознание, лишённое оскорблений, слышит непосредственно Святое Имя и сразу же видит Кришну.

Вот так мы подошли к первому герою лилы Господа Баларамы — это асур по имени Дхенука, или Дхенукасура —  осёл нашего ложного эго, который принуждает живое существо воспринимать окружающий его мир лишь в грубой его составляющей. Результат — повторяя Святое имя, живому существу сложно почувствовать нектарный вкус Святого Имени, потому что оно совершает оскорбления.

Дхенукасура — первое наставление Господа Баларамы

Дхенукасура — первый демон в нашем сердце, которого мы должны убить по милости Господа Баларамы. Этот асур должен уйти из наших отношений с духовным учителем. И какое первое наставление даёт духовный учитель? Оскорбления — это крест на духовной жизни любого живого существа. А какова причина оскорблений? Собственная грубость и желание наслаждаться плодами своего труда.

Игра Господа Баларамы и ДхенукасураДхенука — асур, получивший тело осла

И этот осел даже не может толком наслаждаться плодами деревьев, которые считает своими. Он может только смотреть на них и с гордостью думать: это мои плоды! Но первое, что говорит духовный учитель: бойся оскорблений. Если человек слышит это простое наставление, то в этот момент Баларама забрасывает Дхенукасуру на пальму.

Игра Господа Баларамы и Дхенукасура

Человек, откинув свою первую грубость, начинает заниматься преданным служением. И если он отбросил дух наслаждения и не желания дарить плоды своего служения другим, он начинает чувствовать счастье, которое приносит ему бхакти.

Игра Господа Балармы и Дхенукасура

Бхакти приносит невероятно сладкий вкус и опьяняет сознание нектаром духовного мира. И в это время к практикующему преданному подкрадывается второй асур под именем Праламба.  

Праламбасура — второе наставление Господа Баларамы

Праламбасура — второе испытание для духовно практикующей личности. И это испытание гораздо более сложнее: если с первым демоном справиться достаточно легко, то со вторым приходится уже повозиться.

Что же это за испытание?.. Однажды Кришна и Баларама с пастушками играли в лесу. Кришна сказал: давайте разделимся на две команды и будем соревноваться. Во главе одной команды стал Кришна, а во главе другой — Баларама. И получилось так, что команда Кришны проиграла. По условиям игры команда проигравших катает на своих плечах команду выигравшую. В результате Кришна посадил себе на плече Судаму, а Праламбасура, который был в команде Кришны, посадил на себя Балараму.

Игра Господа Баларамы и Праламбасура

И Праламбасура в этот момент подумал: наконец-то я смогу утащить Балараму от Кришны и тогда я с легкостью расправлюсь с Ним в одиночку. Суть в том, что Баларама, хотя и старший брат Кришны, опирается на Кришну, а потому без него теряет Свою силу. Поэтому когда Кришны нет, Баларама, несмотря на то, что Он — источник всей силы, теряется.

Игра Господа Баларамы и Праламбасуры

И пока демон уносил Балараму, Он становился всё тяжелее и тяжелее. Потому что Он, Баларама, — изначальный Гуру, а Гуру означает «тяжелый».

И подвсеувеличивающейся тяжестью Баларамы Праламбасура уже не могу скрывать свой истинный облик: было уже не до этого — тут хоть бы самому  выжить. И когда Праламбасура проявил свой истинный облик, Баларама закричал: «Кришна, он меня уносит! Спаси меня!». Кришна же в ответ сказал: «Сам разберись. Вспомни, кто Ты! Вся сила же у Тебя!».

Бхактивинода Тхакур объясняет, что Праламбасура — это демон честолюбия и плодов, которые получает человек, занимающийся преданным служением.

Это честолюбие или пратиштха, желание почестей, представление о том, что я — великий преданный. Это наша беда, наш комплекс «великого, чистого преданного». Когда человек говорит: «Я лучше всех знаю, я сделал то, я сделал это» — Праламбасура уносит его в этот момент.

Нарада Муни из сострадания к нам дает надёжный рецепт: я всегда должен держаться за стопы тех, кто старше меня. Я всегда должен над собой видеть своего духовного учителя, поклоняться ему, держаться за него и за всех тех, кто стоит над ним в цепи ученической преемственности. Только через них я смогу получить силу, которая даст мне возможность одолеть эти два страшных препятствия в моей духовной жизни.

У меня должно быть понимание, что я никогда не являюсь учителем. Если у меня появился этот гуру-абхиман, если я думаю, что я кого-то чему-то могу научить, — всё, Праламбасура унёс меня.

В этот момент я должен взмолиться о помощи к своему духовному учителю и сказать: «О представитель Баларамы, пожалуйста, сделай так, чтобы этот демон ушел из моего сердца».

Секрет именно в этом — я всё время держусь за лотосные стопы тех, кто старше меня. В том, что я все время стараюсь оставаться в своем внутреннем сознании слугой слуги слуги. Поклонение лотосным стопам духовного учителя затачивает меч знания, иначе говоря, дает возможность этим мечом пользоваться. Потому что если меч тупой или если у меня нет силы его поднять, он не поможет мне. Меч поможет мне только тогда, когда я буду держать его острым, и эта острота означает полное, абсолютное смирение. В этом случае человек сможет развить в себе весь тот потенциал, который в него заложен.

В нашей с вами жизни Господь Баларама приходит как духовный учитель. Как источник всех живых существ Он учит нас самой важной науке. Силу мы можем получить только от Кришны, потому что Кришна — это всё. Но только через Балараму, через духовного учителя...

Kris.h.Nive по материалам статьи
«Две самые важные лилы Баларамы во Вринадване»
Лекция Е.С. БхактиВигьяна Госвами
Дом Прабхупады №232