Ум и сознание
Уровни сознания человека
Следующий уровень сознания человека, после того как он поднялся над чувственным уровнем сознания, начав явно видеть деятельность чувств в теле человека, — это ум, управитель этих чувств.
Этот уровень сознания хорошо раскрыт высказыванием Рене Декарта:
«Я мыслю, следовательно, я существую.»
На этом уровне сознания мыслитель погружен в умственную деятельность настолько, что ему кажется, что ум — это и есть его истинное Я. На этом уровне сознания мудрым людям, уже явно отличающим своё истинное Я от грубого физическое тела, трудно отличить себя от тонкого тела ума. Такова проблема каждого мыслителя на этом уровне сознания.
А для того, чтобы начать распознавать присутствие ума, необходимо понять его функции. Например, если нам в какой-то степени известно, что такое органы чувств и их функции, то мы начинаем замечать их присутствие и деятельность в своём теле. То же самое и с умом, пока мы не будем знать что такое «ум», мы не сможем обнаружить его деятельность и отделить от деятельности всего остального тела человека.
Биологи полагают, что ум находится в голове человека, но на самом деле в голове человека находится всего лишь мозг. Ум же не имеет биологического происхождения. Мозг — это не ум, он всего лишь офис, где ум работает.
И это сразу же становится понятным, когда вспоминаешь, что наличие мозга не гарантирует сильный управляемый ум. Например, мозг знаменитого химика Ю. Либиха весил 1362 гр., а писателя А. Франса — всего 1017 г. Самый же большой мозг, весом в 2850 гр., принадлежал пациенту психиатрической лечебницы идиоту-эпилептику.
Если проводить сравнения с компьютером, то процессор — это офис, где работает электрическая энергия. И если взять разные поколения процессоров, то современные поколения процессоров выполняют больше операций при меньшем потреблении энергии. Т.е. всё зависит от управления и эффективного использования электричества.
«Опустите ум в глубину познания — вы поднимете сердце до небес.»
В. Гюго
Таким образом, распознав функции ума, мы сможем его определить и распознать, овладеть и научиться управлять им. Если же мы не распознаем его присутствие, то неминуемо окажемся под его полным влиянием, а наше истинное Я незаметно для нас сольется с ним. Так человек перестаёт различать между собой и умом. В результате он потеряет управление, потому что независимый, неконтролируемый ум есть источник самообмана, или иллюзии. Попытаемся разобраться в его функциях на основе Вед.
Функции ума
Главная функция ума — управление чувствами. У ума имеется два способа повлиять на них:
- санкальпа, или принятие;
- викальпа, или отвержение.
Что же ум готов принять? Всё, что окажется приятным для чувств. А все, что неприятно, отвергает. Ум не ведает границ наслаждения. Это известный недостаток. Ради услаждения чувств он отвергнет даже полезные вещи. Например, люди принимают решение пить алкогольные напитки, курить, принимать наркотики. Они делают это ради каких-то приятных ощущений. При этом они отвергают здоровый образ жизни и поиск Абсолютной Истины. Такова функция ума и его природный недостаток.
Таким образом, ум заботится исключительно об удовлетворении чувств. Если чувства довольны, то и ум тоже доволен. Если же чувства не удовлетворены, то и ум не удовлетворен. Значит, его главная функция — служить чувствам. В этом кроется неполноценность ума, потому что, удовлетворяя чувства, он может нанести вред своему здоровью или окружающим.
«Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.»
Бхагавад-гита как она есть, 6.6
Ум также называют шестым, внутренним чувством. В уме могут происходить сложные операции, но основных функций, как мы сказали, всего лишь две: принимать приятное для чувств и отвергать неприятное. В этом отношении ум очень прост. Хотя он может пускаться на самые хитроумные изобретения ради достижения цели, на самом деле все очень просто. В итоге, он хочет угождать чувствам. Так устроен любой, даже очень сложный ум. Все, что ему нужно понять, — это то, насколько та или иная вещь может быть приятной или неприятной для чувств.
Однако ум способен и на удивительное — он может одновременно воспринимать звук, форму, касание, вкус и запах. Поэтому ему свойственны тонкие, смешанные ощущения или необъяснимые чувства. Но в основном ему свойственно чувствовать привязанность или отвращение: «О! Как мне все это нравится! Я хочу это! Жить без этого не смогу! А это я терпеть не могу, просто ненавижу, не хочу видеть и слышать об этом!»... Так проявляется двойственность ума и чувств: приятно — неприятно, а это означает: плохо — хорошо, друг — враг, хочу — не хочу.
«Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство берет начало из контроля ума. Когда ум станет послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног.»
Инаях Хан Хидаят
Тогда как для более высокой субстанции таких различий не существует. Значит, если мы видим что-то приятное или неприятное и делаем вывод, что одно хорошо, а другое плохо, мы должны знать, что это говорит ум. На более высоком уровне рассматриваются совсем другие категории, а это — всего лишь перекос вследствие чувственного восприятия.
Kris.h.Nive по материалам книги
Е.М. Чайтанья Чандра Чарана «Уровни сознания»
Vedic-Culture.in.ua