Разум, сознание и тело
Что говорят наука и Веды?
Разум — это явно не вещь в материальном теле, это процесс, который запускает жизнь в теле. Так говорят современные ученые.
Понятия Разума и материи в эпоху Возрождения
В XVII веке Рене Декарт основывал своё видение природы на фундаментальном различении между двумя независимыми и отдельными сферами:
- сферой разума — «вещь мыслящая» (res cogitans);
- сферой материи — «вещь протяженная» (res extensa).
Такой концептуальный разрыв между разумом и материей более трехсот лет был общим для западной науки и философии. Следуя Декарту, ученые и философы продолжали считать разум некоей непостижимой сущностью, поскольку не могли представить себе, каким образом эта «мыслящая вещь» соотносится с телом.
Даже не смотря на то, что нейробиологи в XIX веке знали о теснейшей связи мозговых структур с мыслительными функциями, конкретные взаимосвязи разума и мозга оставались загадкой.
Разум и материя глазами современных ученых
Ещё совсем недавно, в 1994 году, редакторы антологии, озаглавленной «Сознание в философии и когнитивной нейробиологии» честно признавались в предисловии: «И хотя ни у кого не вызывает сомнений, что разум каким-то образом связан с мозгом, по поводу конкретной природы этой связи единого мнения нет до сих пор» [1]. Решительный прогресс, достигнутый в этом отношении благодаря системному видению жизни, состоял в отказе от картезианских воззрений на разум как на вещь и понимании того, что разум и сознание — суть не вещи, а процессы.
« ... материя – это мертвая субстанция, не обладающая разумом и жизнью, и именно душа является живым существом, которое одевает материальное тело для деятельности в этом мире.»
В биологии такая новая концепция разума была разработана в 60-е годы Грегори Бэтсоном, использовавшим термин «ментальный процесс», и независимо от него Умберто Матураной, чьи научные интересы касались в первую очередь когнитивности, т. е. процесса познания [2]. В 1970-х годах Матурана и Франсиско Варела развили первоначальные построения Матураны в полноценную теорию, получившую известность как сантьягская теория познания [3]. За прошедшие двадцать пять лет изучение человеческого разума под таким системным углом зрения породило разностороннюю междисциплинарную область, получившую название когнитивистики. Этой новой науке удалось выйти за традиционные рамки биологии, психологии и гносеологии.
Связь между разумом и телом
Концептуальный прорыв сантьягской теории станет наиболее очевиден, если мы вернёмся к щекотливому вопросу о связи между разумом и телом. В сантьягской теории связь эта проста и недвусмысленна. Картезианское представление о разуме как о «мыслящей вещи» отвергается. Разум более не вещь, а процесс — процесс познания, отождествляемый с процессом жизнедеятельности. Мозг — это специфическая структура через посредство которой этот процесс протекает.
«... чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а она (душа) ещё выше, чем разум.
Бхагавад-гита как она есть, гл.3 стих 42
А следующее видео, в котором показаны невероятные события, которые пережили: 27 летний Карлос Родригес, 14 летний Ахад Исрафил, 16 летний Яссер Лопес, физик Анатолий Бугроский, американский строитель Финес Гейдж, явно показывают, что связь разума с головным мозгом (телом) связаны минимальны, поскольку эти люди, с точки зрения современных ученых, получили травмы головного мозга не совместимые с жизнью, а они не только продолжили полноценно жить, но и не утратили свои интелектуальные способности.
Ещё одно видео по этому поводу https://youtu.be/HDI-JWbn_Uk
Разум, сознание и тело в Ведической традиции
Современные учёные, как всегда, снова изобрели велосипед, ведь в древности рациональный человеческий разум считался лишь одним из аспектов нематериальной души или духа. Основное различие проводилось не между телом и разумом, а между телом и душой, или же телом и духом.
В древних языках понятия души и духа передаются посредством метафоры дыхания жизни. Слова, означающие «душу» на санскрите (atman), греческом (psyche) и латинском (animd) языках, означают «дыхание». То же верно и для слов, означающих «дух»: spiritus по-латыни, рпеита по-гречески и ruah по-древнееврейски. Все они также означают «дыхание».
« На самом деле мы действуем не телом, а умом и разумом. Поэтому, если наши разум и ум постоянно будут поглощены мыслями о Верховном Господе, то и наши чувства естественным образом будут заняты служением Ему. »
Шрила Прабхупада, введение «Бхагавад-гита, как она есть»
То же самое говорится и в Ведах, которые были записаны (не написаны!) еще 5 000 лет тому, что ставит их в ранг самого древнейшего писания человечества. Так там ясно утверждается , что материя – это мертвая субстанция, не обладающая разумом и жизнью, и именно душа является живым существом, которое одевает материальное тело для деятельности в этом мире. Это точно также, как мы с Вами одеваем костюм, идя на работу, спортивную форму, когда идём в спортзал, а на фестивали и праздники мы одеваемся по–праздничном и т.п.. И ни кому в голову не приходит называть эти костюмы живыми :). Более того, говорить, что костюм и есть настоящее «Я» живого существа. К тому же, источник любой деятельности в этом мире согласно Ведическим знаниям – это желания души, которая обладает разумом и которая временно находится в материальном теле, управляя которым с легкостью совершает любую деятельность.
Таким образом, логически рассуждая, понимаем, что «Я» не есть это временное тело, я есть душа, находящаяся в этом теле. Тогда всё становится на свои места и всё становится понятно:
- Почему мне, а точнее, моему телу, иногда хочется что-то «эдакое», что мне (настоящему) отвратительно и не приятно.
- Почему я ощущаю себя тем же самым, не смотря на пролетевшие десятилетия, которые значительным образом изменили моё материальное тело.
- Почему самые страшные и глубокие страдания – это не физические страдания — боль, причинённая моему телу, а психические и моральные — боль, причиненная настоящему мне …
- И ещё много подобных почему сразу с легкостью становится понятными.
Но главное «почему» для любопытных почемучек — как увидеть себя настоящего и кто источник (причина) существования меня истинного ( мама и папа, которых мы принимаем за таковых, просто дали мне временное материальное тело, но кто настоящие мои отец и мать, кто мне дал истинную жизнь (духовное тело), а не временный материальный «костюмчик»)?
На эти «почему» могут ответить только Веды …
Взаимодействие тела, чувств, ума и разума в Ведической концепции
Бхагавад-гита в 3 главе 42 тексте даёт следующее объяснение взаимодействия тела, чувств, ума и разума: «Деятельность тела — это деятельность органов чувств, и прекратить деятельность чувств — значит полностью остановить деятельность тела. Но поскольку ум всегда активен, то даже когда тело отдыхает, ум продолжает действовать, как это, например, происходит во сне. Над умом стоит разум, определяющий направление действий тела, а над разумом — душа.»
Ссылки на источники:
1.Revonsuo and Kamppinen (1994), p. 5.
2.CM. Capra (1996), pp. 96-97 и 173-174.
3.Там же, стр. 266 и далее.
Ещё по теме «Разум, сознание и тело»: