Духовная экономика, ее особенности и нюансы в современном мире

 

     Важно понять, что любое явление происходящее в обществе - это проявление состояния сознания  общества, а потому и состояние экономики - это нечто больше, чем денежные и финансовые потоки.

     Так и Духовная Экономика, затрагивает больше, чем экономическую систему. Это состояние сознания. Это - уровень сознания человека, который живет по Бхагавад-Гите. И применение Духовной Экономики на практике как раз и является отличительной чертой такого человека. В чем же основные особенности духовной и материалистической экономики?

Духовную и материалистическую экономики следует различать по тем же самым принципам, которые характеризуют материю и дух.

 

  В двух словах:

 

   духовный элемент - личностей, вечен, полностью осознан и полон блаженства; закончен во всех аспектах без никаких нехваток чего-либо. И вечно связан с Верховным Создателем.

 

       Материальный же элемент безличностен, временен, существует в состоянии невежества и совершенно не имеет ни блаженства, ни счастья. Он воспринимается как неполный в себе из-за отсутствия связи с Верховной Причиной.

 

 

 

 

  ... материалистическая экономика основана на конкуренции и как следствие стимулирует сознание "нехватки" , а значит и  необходимость приобретения, иначе опоздаешь и не получишь


 

 

  Экономика занимается, в основном, производством и распределением материальных благ и услуг, необходимых или желаемых людьми в их повседневной жизни. Люди, попавшие в сети материального сознания, действуют в соответствии с кознями и махинациями материалистического сознания - эгоизма и вожделения.
     А потому материалистическая экономика основана на конкуренции и как следствие стимулирует сознание "нехватки"  и необходимость приобретения, иначе опоздаешь и неполучишь. А выходя из этого все новое - это лучшее и более эффективное. Например, зубная паста, ее состав наверное лет 50-ть не менялся, но на рынке с  постоянной периодичностью можно наблюдать все новые и новые зубные пасты. Секрет лишь в упаковке и количествах красителя, создающие виртуальные магические полосочки :).

 

      Конкуренция в свою очередь приводит к излишним затратам, поскольку несколько производителей в одном сегменте рынка имеют дублирующие друг друга подразделения на предприятии, например каждый из производителей имеет отдел маркетинга, сбыта, мерчендайзинга и пр. Конкуренция приводит к тому, что война на рекламном рынке за узнаваемость бренда, забирает колоссальные финансовые ресурсы, тогда как конечный продукт  разных производителей для потребителя мало чем отличается. Например каждый год мировой бюджет на рекламу составляет $500 млрд. Исследования ООН  показали, что 10% средств от суммы было бы достаточно, что бы сократить голод на Земле на половину!

 

     Рабочие же просто превратились в роботов, поскольку работа почти монотонна, отсутствует творчество и персональный подход. Все сведено к конвейерному массовому производству. Человек становится не духовной сущностью, а производственно-потребляющей единицей. А благодаря конкуренции - забытой и одинокой единицей, работающей ради денег, т.е. не получающая счастья от работы. А использовав все свои способности и силы, как правило это лучшие годы жизни, такая единица никому не нужна: на рынке труда нужны более энергичные и активные... 

 

 

 

     Духовная же экономика - экономика синергетического сотрудничества,

          такой подход стимулирует сознание целостности,  взаимоподдержку и помощь 


 

     Духовная же экономика базируется на сотрудничестве и стимулирует сознание целостности и состоятельности (ом пурнам идам пурнам идам)  и соответственно необходимости делиться и в радости отдавать. Каждый в такой экономике ищет то, что он с максимальной эффективностью может делать для других, а потому он эффективно выполняет свою работу - его никто не заставляет,а работа выбранная по душе всегда более качественная.

 

       Более того отсутствие соперничества и наличие сотрудничества уже в современной науке известно под термином "синергия", т.е. это такая ситуация когда 1+1=3. В этом случае продуктивность намного выше, поскольку когда каждый пытается не отобрать часть рынка, а привнести что-то свое дополняя, а не в противовес товару конкурента. И конкуренция в этом случае идет не в том направлении, кто кого опередит, а как бы более эффективнее и качественней организовать слаженную работу, дабы больше пользы досталось потребителю от нашего труда. Т.е. миссия  - это осознанная забота о потребителе при чем на всех уровнях производства, т.е. человек расходует свой труд для конкретного кого-то, а не для зарабатывания з/п, а такой подход дает совсем другое качество работы и конечного продукта . 

 

      Более того отношения в коллективе носят характер взаимоподдержки и взаимопомощи - ведь работаем на одну цель, а не каждый на свою зарплату. Такой коллектив обречен на слаженную и стабильную работу, избегая различные оскорбления, ссоры и вражду. Руководители в таком коллективе заботятся о подчиненном, понимая, что именно он и создает продукт, а подчиненный ценит руководителя,  ощущая заботу о себе и уважение с его стороны начальства.

 

 

 

 

 

 

А теперь небольшая

    сравнительная таблица:

 

 

Материалистическая экономика

 

Духовная экономика 

Личность, денежное обращение и предметы

желаний всегда разделены,

что создает сознание нехватки.

 

Личность, денежное обращение и предметы желаний никогда не разделены,
что создает,
чувство единства.

Фокус на себя

 

Фокус на других

Людей заставляют "приобретать".

 

 

Люди свободны давать.

 

 

 

Конкуренция, жадность, алчность,

  подкуп, преступление, коррупция становятся желательными средствами для достижения успеха.

 

 

Требует и способствует сотрудничеству с другими, уничтожает мотивы для жадности, алчности,

 преступления и т.д..

 

Безответственность по отношению к себе, к другим и

 к продуктам Земли.

Поощряет ответственность за себя и за других.

 

 

Поощряется максимальное потребление

 

 

 Требуется минимум для потребления

 

 

 

Развивает ложное чувство собственности;

  эксплуатируются ресурсы Земли.

 

 

Поощряет позицию заботливого хранителя по отношению к природе, не приводит к эксплуатации.

Поощряется рабство и эксплуатация других; сильные и богатые эксплуатируют слабых и беспомощных.

 

Не побуждает заботиться, а не эксплуатацию людей;

Создает сильную систему социальной безопасности

  для всех

 

 

 

Потеря уважения к себе из-за

безответственных и греховных поступков.

Самоотдача приводит к самоуважению

Люди безгранично тяжело трудятся и

борятся в процессе накопления богатства.

Труд и борьба сокращаются до разумных пределов.

Утверждается тот факт, что

деньги разрешают все проблемы,

и что проблемы существуют вне личности.

Помогает осознать, что проблемы являются

благоприятными возможностями для духовного роста и прогресса.
 

 

Люди изолируются и отчуждаются друг от друга

Создается дом, в котором может жить весь мир.

Каждый может манипулировать экономической системой в своих интересах и ценой других;

шудры неправильно становятся   ложными лидерами общества.

Брахманы, будучи представителями Вишну, получают и распределяют материальные ценности,

таким образом сводя до минимума их несправедливое распределение

 

 

    Тем не менее  Духовную Экономику не так-то и легко реализовать на практике в широком масштабе в самом ближайшем будущем.  Первый шаг на  этом пути сечас для каждого - это  перестроить свое сознание с эгоистичной конкуренции на эффективное сотрудничество и взаимопомощь, заботу и любовь о ближнем, тогда все само постепенно перетечет из внутреннего понимания в конкретные проекты и события. Сначала строится план дома, а лишь потом он реализуется строителями.  Поэтому сейчас важно, что бы идея духовной экономики расширялась и осознавалась, набрала критическую массу...

      Более детальнее о духовной экономике можна узнать из брошюры "Духовная экономика" Дханешвара даса.
Электронную версию брошюры можно скачать с файлового архива сайта, раздел "Философия и практика"

 

 

 

 

Kris.h.Nive         

... ... www.Vedic-Culture.in.ua ... ... 

Добавить комментарий

к статье «Духовная экономика, ее особенности и нюансы в современном мире»