Отношения с наставником
практические заметки
Е.М. Чайтанья Чандра Чаран прабху о наставничестве и отношениях с наставником
Какими должны быть границы и этикет в отношениях с наставником?
В идеале, мы должны обсуждать серьёзные темы, важные для духовного роста. Но если у нас есть какие-то глупости, то они проявятся — это происходит даже неумышленно. Вы можете говорить что-то разумное, существенное, и вдруг сами удивляетесь: «Что это я такое говорю?». Мне кажется, что это что-то умное, правильное, но с наставником всё переоценивается. Поэтому иногда я могу выглядеть перед наставником как глупец — ничего страшного в этом нет.
Наставник должен научиться контролировать чувства — это минимальное требование. Он должен знать, как не навредить подопечному, как не ущемить его достоинство, не унизить его.
Говорится, что можно давать наставления лишь о том, что сам практикуешь или чего-то достиг. А можно ли просто указать на ту личность, которая реализована в том, в чём я ещё сам слаб, таким образом, предоставляя важную информацию, в которой человек нуждается?
Разумно, это важный момент. Например, если я не следую тому, что сейчас собираюсь говорить человеку, но я уверен, что это правильно, и кто-то уже следует этому. Тогда можно указать на ту личность, которая следует, и таким образом убедить человека. Если же вы сами уже усвоили что-то практически, то можете просто сказать, и вам поверят, потому что это — реализованное знание. Ваш пример подтвердит это. Но если вы не можете это осуществить и практиковать сами, то указываете на того, кто уже практикует. Так вы можете убедить человека.
Как выбрать настоящего наставника?
Чтобы стать наставником, нужно пройти специальную школу обучения. Наставник должен научиться контролировать чувства — это минимальное требование.
Наставник должен знать, как:
- помогать, а не вредить своему подопечному;
- делать акцент на его перспективах и возможностях, а не ущемлять его достоинство;
- вдохновлять, а не унижать.
Первое, чему должен следовать наставник, — не удивляться каким-либо проблемам подопечного. Ведь он то, как раз, и нужен, чтобы помогать преодолевать трудности и сложности в жизни подопечного. Согласитесь, что совсем абсурдной выглядит ситуация, когда пациент приходит к стоматологу, открывает рот, а стоматолог говорит: «Ах! Какой ужас! Закройте рот и больше сюда не приходите вообще!». Разве такого стоматолога можно назвать лекарем?.. Поэтому настоящий наставник никогда не допускает высказывания типа: «Ах! Как ужасно! Как ты мог?!»...
Второй момент, наставник должен быть бескорыстным. Ему должно быть всё равно, каково материальное положение его подопечного: богат он или беден, успешен или нет. Каков у него характер по природе... Он должен быть духовным наставником.
Третий момент, отношения подопечного и наставника — это сокровенные личные отношения. Наставник, хранит в тайне от других то личное, чем поделился его подопечный. Иначе, такой наставник становится врагом подопечного, его недоброжелателем.
Катерина Хусанова,
Kris.h.Nive по материалам
Е.М. Чайтаньи Чандра Чарана
«Наставничество. Вопросы - ответы».
Алматы. 26.01.2014
Vedic-Culture.in.ua