Духовность или ритуализм
и семья
Интересные заметки о религии и семейной жизни. Что приносит проблемы и почему? Как их решать?..
Я, может быть, не могу назвать себя православным христианином, но мне кажется, что всё непонимание в нашей семье – из-за обрядовых вещей. Культовых, сродни языческим, и смысла за ними глубинного я не вижу. Улучшения качества человека, его души – не происходит. Вся вера сводится к выполнению определенных обрядов, из-за чего человек якобы должен становиться лучше. Если он выполняет эти обряды, значит, он хороший. Если не выполняет – по определению, он христианином являться не может. И это определение Церкви.
«Религия, лишённая философской основы, превращается в сентименты или даже фанатизм, а философия без религии остаётся на уровне умозрительных рассуждений.
Шрила Прабхупада, ком. Бхагавад-Гита, гл.3 текст 3
За обрядами, на мой взгляд, теряется суть. Пожалуйста, выполняйте их, если они нужны, но это не должно быть главным. Иначе это шоу получается. У очень многих людей вера — это своеобразное шоу. Они, мне кажется, так и не доходят до сути. В семье всё то же самое происходит. Мы прочитали молитвы за столом, через 3 минуты может начаться ор совместный друг на друга. Что толку от этой молитвы? Зачем этот пустой обряд, если он ничего не принёс?
Да, когда жена уезжала, я поддерживал маленького сына. Он говорил, что перед едой надо помолиться, и мы читали молитвы. У меня это было искренне. Но в обязаловку, всё время, вне зависимости от настроения, душевного состояния, — я так не могу... Какое-то особенное настроение должно быть, чтобы начать молиться. Я считаю, что не молитва даёт состояние души, а наоборот, определенный настрой души выливается в молитву. (Сост. — очень советую по этому поводу посмотреть видео jо настоящей молитве — «Молитва в нашей жизни»)
« За обрядами ... Пожалуйста, выполняйте их, если они нужны, но это не должно быть главным. Иначе это шоу получается. У очень многих людей вера — это своеобразное шоу. Они, мне кажется, так и не доходят до сути. В семье всё то же самое происходит.»
С тех пор, как моя жена стала ходить в церковь, я не заметил в ней особых позитивных изменений. Да, конечно, откровенно ужасные вещи она перестала делать, но они любому нормальному человеку не должны и в голову приходить. Если рассматривать это как заслуги Церкви — ну, тогда да. Но добрее она или как-то больше любить — не стала. Да знаю я доктрину Православной Церкви — на мне можно поставить штамп: он не в Церкви, ну и до свиданья. Я не вижу, чтобы до меня было бы дело — жене или самой Церкви.
С детьми — другая ситуация. Если в нашем детстве вообще непонятно было, что и как, совершенно другие традиции были, мало было верующих семей, то сейчас — по-другому. Мы причащаем наших детей — ну, не знаю, как-то происходит, что они очищаются, защищаются. Дети — они другими глазами воспринимают всё, и они должны воспитываться в вере. Может, из них вырастут такие люди, которые, привыкнув к обрядам, не обращая на них уже такого внимания, будут ощущать внутри себя что-то самое главное...
Духовность или ритуализм в семье учителя истории
Андрей, 30 лет, учитель истории: «Моя жена регулярно ходит в церковь, а я — нет. Я крещёный и в Бога верю. Но все эти обряды, правила... Есть, конечно, такие обряды, которые меня не очень обременяют. Например, я же крещусь, когда вхожу в церковь. Мне это нетрудно, собственно говоря. Но есть такие, которые меня обременяют очень. Если мне 3 часа необходимо простоять столбом, ничего не чувствуя, к тому же я ничего не вижу, — тогда я не буду стоять. А зачем?».
Духовность или ритуализм: наставление священника
Священник Константин: «Всё, что связано с обрядовой стороной веры, – действительно, непростая проблема. Читать или не читать молитву перед едой, если хотя бы одному члену семьи это чуждо? Где молиться в однокомнатной квартире? Отмечать ли Новый год, если вся семья привыкла к этому? Великий пост, 8 марта, муж дарит цветы — фыркнуть и выкинуть их? Постараться объяснить? Или просто принять с благодарностью?
«Не человек для субботы,
а суббота для человека»
Иисус Христос в ответ на упреки фарисеев
Этот принцип можно назвать основополагающим, когда мы говорим о традициях. Обычаи и обряды, сложившиеся за многовековую историю, позволяют нам прикоснуться к наследию предков. Нам уже не нужно искать форму, мы можем довериться опыту Святых Отцов и жить по установленному образцу: пост тогда-то и тогда-то, молитва утром и вечером, определенное молитвенное правило и т.д. Внутри этой формы ощущаешь истинную свободу, свободу души.
Но здесь очень важно помнить одно: обряд не выше самого человека. Возможно ли сделать в храме резкое замечание соседу, уронившему крошки от просфоры на пол? Конечно, просфора – хлеб, ставший святым, частицы которого вынуты за здравие или упокой на проскомидии. Но не свята ли человеческая душа, только что причастившаяся Телу и Крови Христовой?
Пример из жизни
Один мой знакомый — человек, который Бога «в душе» давно принял, но своего места в Церкви пока не нашел, — как-то раз оказался в монастырском храме со своим православным приятелем. Этот человек, как все приходящие в храм, боялся сделать что-то «не так» и всё спрашивал друга: куда можно пойти, а куда нельзя, как правильно поставить свечу? «Слушай, мы верующие люди, — тактично ответил ему приятель, — и мы пришли в свою церковь. Что здесь может быть нам нельзя?».
Решение семейных проблем
Что касается наполовину воцерковленных семей, им в первую очередь нужно руководствоваться заранее обдуманными и оговоренными решениями, касающихся тех или иных церковных установок. Одна верующая женщина ходила в храм только по будням, когда муж был на работе, в будни же и причащала детей. Священник посоветовал ей спокойно, без обвинений, поговорить с мужем и объяснить, как важно для христианина быть в церкви именно в воскресенье. В конце концов, это одна из десяти заповедей Христа! Это написано в Библии. Библия была авторитетом и для мужа, поэтому супруги пришли к соглашению — жена будет ходить в храм по воскресеньям, но через одно или два.
Время и место для молитвы, думаю, тоже можно найти. Встать пораньше утром, например. Прочитывать каноны к Причастию не за один вечер, а за два дня. Но к вопросу о молитве мы ещё вернемся в других частях книги.
Очень важно поговорить, решить всем вместе — но не со словами: мол, так надо, ты ничего не понимаешь и поэтому плохой. А с позиции: «Пойми, тебе странно, конечно, но для меня все это стало важно и дорого. Мне хочется научить этому детей. Давай обсудим, что из этих традиций я могу ввести в наш дом»...
Одна женщина сказала мужу: «Ты же смотришь футбол, ходишь на футбол, и никто не мешает тебе. Могу же и я увлечься чем-то своим!». Конечно, веру в Бога и жизнь по церковным традициям трудно назвать увлечением, но такой пример был понятен мужу.
Праздновать ли 8 марта, Новый год — каждая семья может решить для себя по-доброму, во взаимном согласии. Не допускайте того, чтобы какой-либо обряд, традиция или привычка стали камнем преткновения и нарушили мир в семье. И если вам не удаётся выполнять дорогие вашему сердцу ритуалы, утешайте себя тем, что Господь слышит и видит вас в любом месте, в любое время и тяготы ваши знает.»
По материалам книги
«Как жить с неверующим супругом»,
священник Константин Пархоменко
Vedic-Culture.in.ua