Бывают ли чужие дети?
несколько интересных заметок
Каким вырастет ребёнок, зависит не только от родителей, но и от окружающего его социума...
Чужих детей не бывает
В воспитании и поддержке детей главную роль играют родители, но не менее важным является участие всей общины в этом процессе.
У журнала «Дом Прабхупады» есть прекрасный лозунг: «Шрила Прабхупада построил дом, в котором может жить каждый». И дети — это самые беззащитные и наивные жители этого дома. Поэтому все преданные (не только родители) должны помочь им привязаться к семье Шрилы Прабхупады, почувствовать себя нужными, ощутить всестороннюю поддержку и заботу.
Для этого не нужно делать нечто грандиозное. Каждый из нас может сказать пару теплых и вдохновляющих слов, помочь открыть дверь, напомнить заигравшемуся малышу, что начался прасад, подстелить чадар (в случае, если пол холодный), потанцевать в киртане и
т. д. Ведь они тоже вайшнавы, и возможно, более искренние, чем мы. От каждого из нас зависит, останутся они в нашем обществе, когда вырастут или нет.
Чужой ребёнок — холодный социум
Каким вырастет ребенок, зависит не только от родителей. Огромную роль играет социум, окружающий его. Если со стороны социума ребенок получает защиту (не только физическую, но и моральную, психологическую и духовную), то вырастая он будет тянуться именно к этому социуму. Поэтому на всех нас лежит ответственность, привяжется ребенок к вайшнавскому социуму или к какому-то другому.
Многие религиозные организации мира давно осознали, что дети - это их будущее. Как-то Шивараму Свами похвалили – «Вы создали такой успешный проект в Венгрии (сельхоз община Нью Враджа дхама). Ваши усилия увенчались успехом!». На что Махарадж ответил: «Успешным я назову этот проект тогда, когда дети, родившиеся здесь, вырастут и не захотят отсюда уезжать».
« ... в Бхагавад-Гите говорится: «Те, кто не достиг совершенства на пути преданного служения, рождаются в семье вайшнавов». То есть перед нами не просто какой-то там ребенок. Перед нами преданный, практикующий не одну жизнь.»
Несколько лет назад мы с детьми были в Маяпуре. Там как раз проходила Киртана-мела. Как-то под вечер моя жена с младшим сыном (тогда ему было 5 лет) пошла послушать киртан в главную алтарную. Но ребенок начал капризничать, пищать, и порывался убежать. Жена расстроилась, она очень хотела на какое-то время погрузиться в киртанам.
К ней подошел пожилой индус и, ничего не сказав, вдруг начал танцевать с нашим сыном. Кружился с ним, прыгал, скакал, подбрасывал! И так более получаса. Они с ребенком были мокрые, но счастливые. А жена в это время смогла насладиться воспеванием.
Чужие дети — это наше поведение
Когда в храме мы видим «чужого» малыша, нам нужно научиться смотреть на него не как на проблему (вдруг он заплачет, закричит, нашкодничает и т. д.), а как на удивительную возможность послужить ему. Ведь в Бхагавад-Гите говорится: «Те, кто не достиг совершенства на пути преданного служения, рождаются в семье вайшнавов». То есть перед нами не просто какой-то там ребенок. Перед нами преданный, практикующий не одну жизнь. И у нас есть возможность послужить ему! Тем более детям много не надо — чуть тепла и внимания.
Ещё по теме «Чужие дети»: