По сей день высказываются самые разные взгляды на человеческую природу. Кто-то говорит, что человеческой природе свойственно зло, и для того чтобы управлять поведением человеческого общества, нужны религия и общественная мораль. Другие же говорят, что человек в основном хорош, но слабости заставляют его иногда пренебречь правильным поведением.
Веды — древнейшие писания на Земле — говорят, что все живые существа этого мира суть частички Бога, качественно равные Ему, но отличающиеся в количественном отношении. Будучи частью Абсолютной Истины, джива (душа) по природе своей свободна от двойственности добра и зла. Но, попадая в материальный мир, она создает двойственность, под влияние которой сама же и попадает – двойственность, вызванную ее субъективным ощущением наслаждения.
С этого времени у нее есть выбор: отвернуться от Бога, став «злой», «демоном», или же повернуться к Богу и так стать «хорошей», праведником. На одном из концов спектра джива – демон, однако, отказавшись от демонического умонастроения, она, находясь уже под влиянием добра и зла, может на своем пути приблизиться к Богу. В этом состоянии находится большинство людей в мире – они подвержены воздействию добра и зла, хотя при этом некоторые больше склоняются к последнему, иные же выбирают первое. В конце, когда джива в достаточной мере приближается к Богу, она и вовсе может оставить демонические наклонности и, наконец, выйти из-под власти материи и вернуться в духовный мир, свободный от двойственности, страданий, рождения, смерти и т.д.
Праведник по натуре своей равно относится ко всем живым существам.
Демон же питает природную склонность лишь к удовольствиям,
к наслаждению для себя, как правило, за счет других.
Поэтому в нашем мире двойственности постоянно идет эта битва добра со злом. Конфликт этот универсален и присутствует в каждой культуре. Возможно, первыми на карту ума современного западного мира этот вечный конфликт нанесли «Звездные войны», полноэкранная сага Джорджа Лукаса.
Два великих эпоса Индии «Махабхарата» и «Рамаяна» уже на протяжении тысячелетий волнуют читателей своей интригой, напряженным ожиданием и тревогой, сопровождающей конфликт двух противостоящих сил. Раз за разом воплощаясь в материальном мире, мы лично принимаем участие в этой драме и потому интуитивно чувствуем, что конфликт добра и зла реален. Мальчишек, в душе которых живут самскары (глубинные впечатления) о прошлых сражениях, естественно тянет играть в войну. По своему богатому жизненному опыту мы знаем, что какие-то поступки хороши, а какие-то плохи. Что некоторые люди – замечательные и даже праведные, а другие, напротив, жестоки и будто бы олицетворяют собой зло. Мы знаем, что это – истина, поскольку все это происходит перед нашими глазами.
Божественная человеческая природа
Люди «божественной» природы обладают качествами, которые способствуют духовному возвышению их самих и других людей:
Верховный Господь в Бхагавад-Гите рассказал о качествах божественной человеческой природы: «
- Бесстрашие,
- очищение своего бытия,
- совершенствование в духовном знании,
- благотворительность,
- владение чувствами,
- совершение жертвоприношений,
- изучение Вед,
- совершение аскезы,
- простота,
- отказ от насилия,
- правдивость,
- негневливость,
- самоотречение,
- спокойствие,
- отсутствие стремления злословить,
- сострадание ко всем живым существам,
- отсутствие алчности,
- мягкость,
- скромность,
- решимость,
- целеустремленность,
- способность прощать,
- стойкость,
- чистота,
- отсутствие зависти и стремления к почестям
Демоническая человеческая природа
Но демоны не только лишены всего вышеперечисленного, но и обладают качествами, прямо противоположными перечисленным. Это:
- высокомерие;
- гордость;
- гнев;
- тщеславие;
- грубость;
- невежество и некоторые другие качества
(Бхагавад-Гита, 16. 7 ̶ 24).
Такое описание демона очень близко с понятием «злых людей» Пека – злостных «нарциссов» и психопатов.
Люди демонической природы не знают, что можно делать, а чего нельзя.
Им не свойственны ни чистота, ни благонравие, ни правдивость.
Они говорят, что этот мир нереален, что у него нет основы, что нет Бога, который им управляет.
Они заявляют, что мир возник из полового влечения, и у него нет иной причины, кроме вожделения.
Убежденные в этом, лишенные разума и потерянные для самих себя,
демоны поглощены пагубной, греховной деятельностью,
ведущей к разрушению мира.
Потакая ненасытному вожделению, опьяненные гордыней, тщеславием и самомнением, демоны пребывают в плену иллюзии и, очарованные преходящим, вершат свои грязные дела. Они убеждены, что главным достижением человеческой цивилизации являются наслаждения, поэтому их до конца дней преследуют бесконечные страхи и тревоги. Запутавшись в сетях сотен желаний, снедаемые вожделением и гневом, они всеми правдами и неправдами добывают деньги, чтобы с их помощью удовлетворять свои чувства.
«Сегодня, ̶ думает демон, ̶ я получил хорошую прибыль, когда же мои планы осуществятся, я получу еще больше. Сейчас я владею неплохим состоянием, но в будущем оно станет еще больше. Этот был моим врагом, и я убил его. Та же участь ожидает и остальных. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг совершенства, обрел могущество и счастье. Я богаче всех, и меня окружают знатные родственники. В мире нет никого могущественнее и счастливее меня. Я буду совершать жертвоприношения, раздавать пожертвования и радоваться жизни». Так эти люди становятся жертвами собственного невежества.
Обуреваемые беспокойствами и тревогами
и опутанные сетями заблуждений,
демоны чрезмерно привязываются к чувственным удовольствиям
и в конце концов попадают в ад.
Самодовольные и дерзкие, ослепленные богатством и гордыней, иногда они, кичась собою, совершают жертвоприношения, но делают это лишь для вида, не следуя никаким правилам. Введенные в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны ненавидят Бога, который пребывает в их телах и в телах всех остальных живых существ, и поносят истинную религию. Их, исполненных ненависти и злонравных, самых низких среди людей, Я навеки низвергаю в океан материального существования, в разные демонические формы жизни.
Снова и снова рождаясь среди демонов, такие люди не могут приблизиться ко Мне.
Постепенно они опускаются все ниже и ниже, пока не достигают самых отвратительных форм жизни.
В ад ведут трое ворот:
- вожделение;
- гнев;
- жадность.
И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу.
Тот, кому удалось миновать трое врат ада, посвящает себя делам, помогающим постичь душу, и так со временем достигает высшей цели. Тот же, кто пренебрегает указаниями священных писаний и действует по собственной прихоти, не достигнет ни совершенства, ни счастья, ни высшей цели. Поэтому, следуя указаниям шастр, ты должен понять, в чем состоит твой долг, что можно делать, а чего нельзя. Изучив все предписания, нужно действовать так, чтобы постепенно достичь совершенства.
Е.М. Дханешвара прабху
из книги «Духовная экономика»
... ... www.Vedic-Culture.in.ua ... ...