Search - Contacts
Категории
Статьи
Комментарии
Search - News Feeds
Search - Tags
Ведический словарь

Экономика или Хрематистика

Экономика или Хрематистика

Экономика или Хрематистика

разберёмся в терминологии

«Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений.» — Рене Декарт

 

Происхождение слова «экономика»

Определение точного значения основных понятий является важнейшим в стратегическом планировании и развитии любой деятельности, поскольку неверное трактование можно сравнить с неверно выбранными целями и ориентирами навигации любого объекта. Поэтому если хотим говорить о природе экономики, то важно узнать этимологию, или происхождение, самого слова «Экономика».

Термин «Экономика» ввёл в научный оборот Ксенофонт (430-354 гг. До н.э.) — древнегреческий писатель, историк афинского происхождения, полководец и политический деятель — написавший произведение «Ойкономика» (др.греч. Οἰκονομικός — Домострой, или Экономика). Это произведение пользовалося большой популярностью в Древней Греции и было переведено Цицероном на латынь, лат. Oeconomicus.

В этом произведении слово «Экономика» происходит от двух греческих слов:

  • «oikos» — дом, хозяйство
  • «nomos» — правило.

Это объединение двух слов означало в буквальном смысле правила управления домашним хозяйством.

В настоящее время экономику определяют как отрасль науки, изучающая экономические отношения. Например, толковый словарь Ожегова даёт следующее определение понятия «Экономика»: совокупность производственных отношений, соответствующих текущему уровню развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.

Важно заметить, что в данном определении не указаны следующие важные параметры:

  • цели этих отношений;
  • принципы, на которых строятся эти отношения;
  • методы достижения целей;
  • результат, который должен быть достигнут вышеупомянутыми отношениями.

Таким образом, под термином «Экономика» в современном мире может пониматься любой вид организации, структуры и состояние хозяйственной жизни или сама хозяйственная деятельность. Но такое современное определение «экономики» противоречит изначальной идее Ксенофонта, который ввёл впервые этот термин. Именно об этом и говорил Аристотель (384-322 гг. До н.э.) ещё в свои времена.

Происхождение слова «хрематистика»

Напомню, что Аристотель жил и работал в то время, когда культура свободных греческих городов-государств достигла наивысшего расцвета и начала распространяться вместе с завоевательными войнами Александра Македонского далеко за пределы Балканского полуострова. Промышленного капитала в античном мире ещё не было, но всё большую роль уже начал набирать торговый и денежный (ростовщический) капитал.

Так вот, Аристотель, анализируя особенности своего времени, вводит разделение того, что мы сейчас называем экономической деятельностью на два класса, отделив второй вид деятельности,  не относящийся к экономике, новым термином «хрематистика». Таким образом, Аристотель говорит про два совсем разных явления, которые в современном мире умышленно объединены в одно понятие «экономика»:

  1. «экономика» — хозяйственная деятельность, направленная на производство продукции и услуг, то есть на создание новой полезной ценности, а деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена;
  2. «хрематистика» (от греческого «хрема» — владение) — искусство наживать богатство и делать деньги, т.е. целью деятельности уже становятся деньги, а не создание новой полезной ценности, которая в данном случае уже становится ненужной обузой. И простейший способ нажить богатство — информационная манипуляция или мошенничество, в результате которых мошенник получает собственность другого без создания полезной ценности, или общественного продукта.

Итак, что же Аристотель понимал под термином «Хрематистика»? По сути, хрематистика, это когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена и превращаются в самоцель. Ярким примером такой деятельности является ростовщичество и спекулятивная торговля, результатами которых является создание новых денег без создания общественных благ, что в итоге приводит к обогащению некоторых членов общества за счёт обеднения всех других. К обеим сферам деятельности Аристотель относился негативно, поскольку они не являются естественными и направлены не на созидание, а на эксплуатацию других людей в личных целях.

«Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.» Аристотель, «Политика»

Проще говоря, хрематистика — деятельность для получения прибыли и накопления денег без создания общественного продукта: например, ростовщичество, спекулятивная торговля, некоторые виды аренды. Т.е. тогда, когда деньги выступают в качестве самоцели, или обогащения, теряя своё предназначение средства обмена.

Экономика, хрематистика и человечность

Особенностью греческой философии была её близость к гармонии с окружающей средой, человек был естественной подсистемой, взаимосвязанной частью Природы. Поэтому именно уровень гармоничности с законами Природы был признанием достоверности знаний, то есть был принцип: «Умным есть всё естественное; это — метод поиска знаний ».

Т.е. проще говоря, греки не исследовали, а убеждали. Убеждение — это действительность, а следовательно, Природа является верховным судьёй истинности знаний. Поэтому логика Аристотеля занимает особое место в методе античной и средневековой западной философии с их Естественным порядком.

Учитывая упомянутые особенности греческого мировоззрения, Аристотель подчёркивал, что хрематистика — накопление богатства любыми способами, с проведением в жизнь законов, оправдывающие эти способы — это противоестественное учение, которое работает фактически против эффективного развития и удовлетворения нормальных потребностей людей (общества).

«В искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, поскольку целью здесь оказывается безпредельное богатство и обладание деньгами. Все, кто занимаются денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности. » Аристотель. Политика. СПб, 1911, стр. 25

Если наложить всё выше сказанное на условиях, с которыми столкнулось современное человечество — ограниченные ресурсы Земли, то понятие «безконечности» в материальном разрезе бытия человека — есть такое, которое ведёт к дисгармонии с окружающей средой, то есть системой, в которой живёт человек.

Аналогичное понимание этого взгляда было так же озвучено великим русским поэтом А.С. Пушкиным в произведении «Евгений Онегин»:

И был глубокий эконом,
То есть, умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет

Подмена понятия «экономика»

Таким образом, приходим к выводу, что в настоящее время под одним и тем же термином «экономика» скрываются по своей сути две прямо противоположных системы знаний, которые предоставляют по каждой из конкретно поставленных заданий к взаимоисключающим друг друга выводам и рекомендациям.

Первая система знаний (экономика) ориентирована на общественно-полезные решения, на удовлетворение естественных потребностей большинства населения путем созидания необходимых реальных ценностей. Вторая система знаний (хрематистика) не имеет отношения к интересам большинства, поскольку в её задачи входит разработка методов корпоративно-личностного обогащения, которые в большинстве случаев имеют прямо противоположное целеполагание и сводятся в конечном итоге к умению изымать для личных интересов часть благ, созданных большинством, подведя под это юридическо-экономическое обоснование.

Именно эта вторая система знаний ещё в глубокой древности была отделена Аристотелем от термина «экономика» и названа «хрематистика», поскольку её цели и методы ведения хозяйственной деятельности не совместимы с принципами и методами ведения домохозяйства, которое для жителей страны является вся страна. И именно из-за хрематистики у людей появилось ошибочное представление о безграничном имуществе и богатстве. И Аристотель ещё в свои времена предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

Kris.h.Nive

Vedic-Culture.in.ua

Добавить комментарий

к статье «Экономика или Хрематистика»