Любовь к Богу
что это такое?
Для любви в любых её проявлениях одной личности недостаточно — всегда нужны двое, поскольку Любовь — это отношения взаимности, заботы и ответственности...
Чтобы ответить на вопрос «что такое Любовь к Богу» сначала важно разобраться с тем, что такое «Любовь» и «Кто такой Бог». Ведь невозможно любить того, кого не знаешь. Поэтому для начала нам необходимо хотя бы до какой-то степени понять, Кто такой Бог.
А истинное понимание природы вещей приходит по мере очищения нашего сознания. Только тогда мы всё больше и отчетливее начнём так же понимать, Кто же такой Бог. А самый легкий путь очищения сознания — следование наставлениям уже осознающих себя личностей и Самого Кришны в Бхагавад-гите и других священных писаниях. А для этого жизненного необходимо общество искренних, близких нам по духу преданных, в котором мы всегда сможем чувствовать себя желанными и нужными.
В соответствии с философией вайшнавов, любовь — это готовность безоговорочно предаться и служить объекту любви (умом, речью и поступками). Она противоположна вожделению и насилию, желанию выгоды и эксплуатации.
Отношения — это суть нашей духовной практики. Без развития любовных дружеских отношений с преданными мы остаёмся сухими логиками или постепенно начинаем превращаться в самонадеянных сахаджийев, которые лишь разглагольствуют о любви к Богу. Более того, замечено, что мы не сможем дать другим больше, чем то, что у нас уже есть. И единственное решение — общество искренних, близких нам по духу преданных, в котором мы всегда сможем чувствовать себя желанными и нужными. И не потому, что обладаем какими-то профессиональными качествами, материальными возможностями или средствами, а потому что нужно наше общение и дружеские отношения, наш духовный опыт и готовность раскрывать своё сердце, т.е. мы сами, как личность.
«Бхакти — это не только красивое слово, но и очень серьезная упорная работа над собой!»Шрила Прабхупада
Наше практическое служение, повторение Святого имени, служение Божествам, посещение святых мест, изучение писаний — всё это в конечном итоге предназначено для развития искренних любовных отношений с Богом и Его преданными. Это высшая цель духовной практики. На нашем уровне искреннее желание помочь людям стать сознающими Кришну, чтобы вернуться в духовную обитель, а значит обрести счастье на основе духовных отношений, — это и есть проявление любви к Богу.
Према — любовь в истинном, изначальном значении этого слова — может проявляться лишь между двумя личностями. Одной личности для любви в любых её проявлениях (родительской, дружеской и т.д.) недостаточно — всегда нужны двое, необходима взаимность, обратная связь. Это так же, как источник питания и светильник — один провод идет от источника к лампе, а второй от лампы к источнику. Когда происходит взаимообмен — тогда будет результат, будет свет и тепло.
Любовь — это предание. Предаться означает посвятить свою жизнь идее, миссии, наставлениям того, кого мы любим. Поэтому Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада говорит, что любви к Богу предшествует послушание. Яркими примерами для нас в этом являются сам Шрила Прабхупада, Бхактисиддханта Сарасвати, Госвами Вриндавана, Шрила Харидас Тхакур. И когда такая любовь бескорыстна, непрерывна и качественна, человек начинает ощущать взаимность — Кришна просто не может не ответить на неё. Он сам говорит об этом: «Мои преданные связали Меня верёвками своей любви, и теперь Я— вечных узник их сердец».
С этой целью Кришна создал в обществе ашрамы (различные уклады жизни). Подразумевается, что семейные люди должны делиться и получать эту бескорыстную любовь от своих родных и друзей. Для брахмачари семья — это их ашрам и вся община, а Духовный учитель и лидер ятры — их любящие родители. Для саннйаси — это общество духовных братьев и достойных учеников. В идеале это должно быть так...
В некоторых духовных традициях сказано: «Бог есть любовь». В нашей традиции под этим понимают, что Господь — источник любви. Но есть и Та, которая в полноте проявляет это чувство к Кришне, и по отношению к которой сильнее всего это чувство выражает Он, Шри Кришна. Это Шримати Радхарани — Его вечная спутница и возлюбленная. Поэтому когда вайшнавы говорят Бог (Бхагаван, Абсолютная Истина) — они, как правило, подразумевают Шри Радха-Кришну. Вместе Они, Шримати Радхарани и Господь Кришна, являются объектом нашей преданности, вместе Они и есть Абсолютная Истина — источник любовных рас (духовных эмоций).
Любовь — это готовность безоговорочно предаться и служить объекту любви (умом, речью и поступками). Более того, определение Абсолютной Истины, в конечном итоге, включает в себя и всех искренних преданных, спутников Господа, к какой бы традиции они ни принадлежали. Любить Кришну и при этом не любить Его преданных — это апория (ложное убеждение), бытующая в сознании преданного-неофита, привязанного к материальным целям и догмам.
Kris.h.Nive
по материалам статьи
«Что такое «любовь к Богу»?»
Дом Прабхупады № 262, стр. 4
Vedic-Culture.in.ua