Лицемерие
величайшее препятствие на пути к совершенству
Тем, кто имеет двуличную природу, нравится заниматься измышлениями. Они никогда не следуют наставлениям в том виде, как они даны. Такие люди добавляют к этим наставлениям свои домыслы и перекручивают их смысл.
В «Шримад-Бхагаватам» (8.9.19) Шрила Прабхупада цитирует Чанакью Пандита: «Змея необычайно коварна и злобна, но демоничный по природе человек ещё более коварен и зол. Если змею можно усмирить с помощью заклинаний и специальных трав, то обуздать коварного и злобного человека невозможно никаким способом».
Лицемерие, капатья, – огромное препятствие на пути преданного служения. Все ачарьи, шастры и махаджаны говорят: шаралата еи ваишна-вата: «Простота – это вайшнавизм». Настоящий вайшнав прост как ребенок.
Предположим, что преданные расселись рядами, чтобы принимать прасад. Вы тоже сидите среди них, а другие преданные раздают. Поскольку у вас большой живот, вы хотите, чтобы вам положили побольше; вас не удовлетворит небольшое количество прасада. Но вы думаете: «Если я буду столько есть у всех на виду, что обо мне подумают? Конечно, они подумают, что я обжора». Итак, когда начинают раздавать добавку, вы говорите: «Нет, нет. Я больше не хочу; я удовлетворен». Вот это и есть лицемерие. Поступая таким образом, вы останетесь голодным.
Почему бы просто не сказать: «Я хочу еще. Пожалуйста, положите мне ещё». Тот, кто прост, скажет: «Да, я голоден. Пожалуйста, положите ещё». Но вы говорите: «Нет, я больше не хочу. Мне достаточно, я удовлетворен». Это капатья, лицемерие. Вы лишены простодушия; в вас вообще отсутствует такое качество, как простота.
Допустим, учитель преподаёт школьникам математику. В классе много учеников и их уровень разный. Некоторые достаточно способные, а другие туповаты. Все ученики разные. Объяснив определенную тему, учитель спрашивает: «Вы поняли? Ты понял? А ты?» — «Да, да, я понял». Хотя тупоголовый ученик ничего не понял, он никогда не признается в этом. Он думает: «Если я признаюсь, что не понял, что обо мне подумают другие?». Он такой тупоголовый, что ничего не поймет, даже если учитель всё замечательно объяснит. Поэтому из-за стеснительности или ещё по какой-то причине он говорит: «Да, да, я всё понял». Каков же результат? Такой ученик не сможет развиваться и его не переведут в следующий класс. Он провалится на экзамене. Разве можно таким способом достичь совершенства? Это капатья, лицемерие, которое является величайшим препятствием на пути к совершенству.
Большое зло – лицемерие, угодничество, приспособленчество. Умей распознать это многоликое зло, будь нетерпим и непримирим к нему.
Сухомлинский Василий Александрович,
выдающийся советский педагог-новатор, писатель.
Есть бенгальская пословица: начте басе гхомта таниле хабе на. Обычно девушки или женщины исполняют на сцене танец в стиле Одисси или Манипури. Итак, вы вышли на сцену, а в аудитории множество зрителей, желающих посмотреть ваше прекрасное выступление. Вам нужно показывать разные позы и мудры. Но если, выйдя на сцену, вы покроете голову вуалью, как это будет выглядеть? Вы не сможете станцевать правильно. Вы не сможете удовлетворить зрителей и достичь успеха в исполнении своего танца. Если вы пришли танцевать, то уберите вуаль и танцуйте свободно! Тогда вы сможете достичь совершенства в исполнении танца. Почему вы стыдитесь и покрываете голову вуалью? Это ещё один вид двуличия.
Гуру и Гауранга никогда не учат двуличию. Шаралата еи ваишна-вата, простота — это вайшнавизм. Развивайте в своём сердце простоту, и с этим настроением вы сможете служить гуру и Гауранге. Если вы развиваете в сердце двуличие, капатью, вы не сможете служить гуру и Гауранге. Гауранга Махапрабху приказал: «йаре декха, таре каха 'кршна' упадеша». Кого бы ты ни встретил, говори им то, что сказал Кршна. Не сочиняйте и не выдумывайте ничего. Просто говорите: «Кршна сказал это...».
У нас не должно быть двойственности в этом отношении. Мы должны следовать этому приказу, будучи очень простыми. Того, кто действительно спит, можно легко разбудить, но того, кто притворяется спящим, разбудить невозможно. Вы его не разбудите, потому что он — лицемер и притворщик. Даже если такой человек достигнет Брахмалоки, планеты, на которой живёт Брахма, он не обретёт освобождения и очень быстро упадет оттуда. Но даже если, развивая простоту, кто-то случайно попадет в ад, то гуру и Гауранга лично придут, чтобы освободить его.
Поэтому говорится, что Гауранга, садху-гуруи махаджаны — патита-паваны, а не капата-паваны. Они спасают самых падших, но никогда не станут спасать лицемеров. Тот, кто взрастил в своём сердце двуличие, может хитростью попасть на Брахма-локу, но никогда не обретёт освобождения.
Тем, кто имеет двуличную природу, нравится заниматься измышлениями. Они никогда не следуют наставлениям в том виде, как они даны. Такие люди добавляют к этим наставлениям свои домыслы и перекручивают их смысл. Они никогда не принимают суть, они — не сараграхи. Подобно ослам, эти люди просто несут тяжелый груз – бхаравахи. Они
не сараграхи, а бхаравахи. Они принимают асат за сат, и сат за асат, реальное за нереальное и нереальное за реальное.
Такие двуличные люди не могут понять, что хорошо, а что плохо. Из-за своих измышлений они никогда не следуют наставлениям садху-гуру или махаджан напрямую. Простые вещи они превращают в запутанные. Вместо того чтобы идти прямиком, они начинают петлять. Это огромное препятствие на пути к совершенству.
Двуличие и простота
Шри Шримад Гоур-Говинда Свами Махараджа
Vedic-Culture.in.ua