Уровни развития компетентности
Четыре стадии
Перед тем, как достигнуть совершенства, каждый проходит через четыре стадии развития компетентности. И это касается любой сферы деятельности: как духовной, так и материальной.
Компетенция и компетентность
Часто эти термины путают или считают синонимами. Однако:
Компетентность — отвечает на вопрос «что?» — это уровень развития личности, или уровень овладения знаниями, умениями и навыками, которые определяют эффективную работу в сфере, в которой человек является компетентным. Т.е. компетентность подразумевает реализацию умений на деле — в реальных рабочих ситуациях, а не только знание теории или понимание того, как это делается. Например, выполнение работы токаря, начальника отдела кадров и т.п.
Компетенции — отвечает на вопрос «как?» — это знания, умения, навыки, модели поведения и личностные характеристики, при помощи которых достигаются желаемые результаты (например, лидерство, коммуникации и пр.). Считается, что термин «компетенция» был впервые введен Уайтом в 1959 г., который определил компетентность как «эффективное взаимодействие (человека) с окружающей средой». Сегодня существует множество определений компетенций. Разные эксперты создают собственные определения, но большинство из них — это вариации двух основополагающих подходов:
- описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, т.е. способность рабочего действовать в соответствии с принятыми стандартами в организации;
- описание поведения, которое разработали исследователи и консультанты, специализирующиеся в области эффективного управления.
Уровни развития компетентности
Условно уровни развития компетентности можно разделить на два обобщённых этапа:
- уровни некомпетентности
- уровни компетентности
Уровни некомпетентности
1. Уровень неосознанной некомпетентности — это ситуация, когда человек даже не подозревает о том, что он что-то не знает, не умеет или не в состоянии что-то сделать.
2. Уровень осознанной некомпетентности начинается с осознания своего не знания и/или неумения в определённой области. Поэтому на данной стадии развития начинается процесс обучения новым знаниям, навыкам и умениям. Например, обучение правилам вождения машины в экстренных ситуациях или правилам оказания первой медицинской помощи.
Характерный признак этого уровня развития — вы знаете как правильно действовать, но ещё не всегда получается всё верно делать.
Уровни компетентности
1. Осознанная компетентность — стадия осознанного умения и способности действовать правильно в определённой сфере. Т.е. человек умело и верно совершает деятельность, опираясь на полученные знания и прошлый опыт. Например, оказывает квалифицированную юридическую помощь.
2. Неосознанная компетентность — это уровень мастерства или интуиции. На этой стадии развития человек достигает такого совершенства, что безупречно действует даже не задумываясь об этом, не говоря уже о какой-то подготовке. Это уровень заслуженных артистов, которые сходу могут сыграть любую роль, которую ему скажут, т.е. почти моментально входят в образ. Или опытный оратор, который сходу, не задумываясь, своими изречениями ставит оппонента в безвыходную ситуацию. Если брать духовную жизнь, то это уровень рагануга-бхакти — полное развитие Любви к Богу.
О компетентности
Таким образом, всё начинает с осознанности в жизни человека. Потом необходима целеустремлённая практика в выбранной деятельности. Даже наличие таланта не гарантирует компетентность: он — только предпосылка к более легкому и быстрому обретению компетентности. Перефразировав высказывание, можно утверждать, что компетентность — это 10% таланта и 90% процентов пота.
Ещё по теме «Уровни развития»: