Сразу же отметим, что милосердие принципиально отличается от привязанности, дружбы и романтической любви, которые смело можно считать взаимовыгодными отношениями и которые отчасти можно наблюдать и у других (отличных от человека) видов живых существ.
Альтруизм — это абсолютно бескорыстная самоотдача
без всяких вторичных мотивов.
Такого рода любовь и великодушие вызывают благоговение. Оскар Шиндлер во время Второй мировой войны с большим риском для жизни укрыл от преследований нацистов и спас от смерти более 1 000 евреев, а сам позже умер в нищете, — и его поступок достоин восхищения.
Мать Тереза, безусловно, входит в число наиболее уважаемых и почитаемых наших современников, хотя её добровольная нищета и самоотверженное служение больным и умирающим в Калькутте составляют поразительный контраст с материалистической системой ценностей, преобладающей в нынешней культуре.
Бескорыстный альтруизм, или милосердие, — это одна из главных трудностей для учёных эволюционистов, поскольку данный тип поведения совсем не совпадает с их аргументацией: его никак нельзя объяснить стремлением эгоистичных генов индивида к самосохранению. Почему?...
Давайте посмотрим. Альтруизм может привести к страданиям, травмам, и даже смертельному исходу, и нет ни одного признака того, что он чем-то выгоден. И все-таки, если повнимательнее исследовать этот внутренний голос, который мы иногда называем совестью, то становится ясно, что стремление следовать ему присутствует во всех нас, хотя мы часто сопротивляемся таким порывам.
Милосердие и теория эволюции
Многие социобиологи пытались объяснить альтруистичное поведение человека некоторой косвенной выгодой для него, но эти доводы малоубедительны. Например, предположение о том, что систематически проявляемый альтруизм мог выступать как положительный признак при выборе партнера, не подтверждается фактами поведения обезьян — ближайших родственников человека. У них часто наблюдаются противоположные явления, например убийство детёнышей новым главенствующим самцом, расчищающим путь для собственного будущего потомства.
Ещё одна гипотеза — что альтруисты в ходе эволюции получали от своего поведения некоторые встречные косвенные выгоды — не объясняет мотивов мелких добрых дел, о которых никто не знает.
Кроме всего этого, есть ещё аргумент, что альтруистичное поведение членов группы выгодно для группы в целом. Социобиологи ссылаются здесь на муравейники, где перильные рабочие особи не перестают трудиться для того, чтобы матка смогла произвести больше потомства. Но такой «муравьиный альтруизм» можно объяснить в рамках эволюционного учения тем, что рабочие муравьи обладают точно такими же генами, как и те, которые матка передаст своему следующему потомству. В данном случае мы можем наблюдать нестандартную прямую связь на уровне ДНК, тогда как в более сложных популяциях отбор работает на уровне особей, а не групп, — таково общее мнение практически всех эволюционистов. Поведение рабочих муравьев определяет инстинкт, который сильно отличается от внутреннего голоса, побуждающего меня прыгнуть в реку, где тонет неизвестный мне человек, даже если я плохо плаваю и в конечном итоге сам могу утонуть.
Итак, альтруистичное поведение, выгодное для группы, на первый взгляд, предполагает обратное, то есть враждебное отношение к тем, кто в группу не входит. Но примеры Оскара Шиндлера и матери Терезы доказывают противоположное.
Поразительным образом милосердие заставляет меня спасать тонущего,
даже если это враг.
Что же делать с Законом человеческой природы, если его примитивное объяснение как порождения культуры или побочного продукта эволюции не проходит? Здесь явно происходит что-то странное.
Клайв Стейплз Льюис в своей книге приводит интересный пример, говоря, что если бы за пределами нашей Вселенной существовала какая-то контролирующая сила и она не могла бы показать нам себя в виде одного из внутренних элементов этой Вселенной, точно также, как архитектор, по проекту которого построен дом, не может бы быть ни стеной, ни лестницей и, даже, крышей в этом доме. То единственное, на что мы могли бы надеяться, это то, что эта сила, пытаясь направить наше поведение в определенное русло, будет проявлять себя внутри нас в форме определенного влияния или приказа. И что интересно, именно такое влияние каждый из нас может найти в себе. Не правда ли, такое открытие должно было бы пробудить наши подозрения, альтруистический импульс, зов совести, силу, которая заставляет нас помогать другим, даже зная, что мы ничего не получим взамен.
Kris.h.Nive и м.Наталья
по материалам книги Фрэнсиса Коллинза
«Доказательство Бога»
... www.Vedic-Culture.in.ua ...