Cвятое имя Бога
основа духовной практики
Святое имя Бога — основа духовной практики во многих духовных традициях, которая позволяет приоткрыть духовную реальность, заглянув в духовный мир и ощутив блаженство общения с Личностью Бога.
Святое имя Бога или Господа?
Духовный опыт — это уникальная и бесценная вещь. А особенный источник вдохновения — это духовный опыт представителей других духовных традиций. Этот опыт вовсе не отводит в сторону, а, наоборот, укрепляет на избранном духовном пути, поскольку осознание этого опыта усиливает веру искренней души и углубляет отношения с той формой Бога или Господа, которой та душа поклоняется. К тому же способность увидеть Бога в других религиях и вдохновится духовным опытом представителей иных духовных течений только подчеркивает зрелость практикующего духовное развитие.
Что касается Шрилы Прабхупады, то он называл Иисуса Христа авеша-аватарой. Как правило, он говорил не просто «Иисус Христос», а «Господь Иисус Христос», тем самым подчеркивая его особый статус. Согласно «Лагху-бхагаватамрите» и другим писаниям, понятие авеша-аватары включено в понятие «Бог». Более того, там сказано, что в Кали-югу Бог осуществляет Свои замыслы только через джив и не появляется Сам. Это одна из причин, почему Его называют три-юга (Лагху-бхагаватамрита 1.4.41-43).
« ... принятие авеша-аватары в статусе Бога не противоречит вайшнавским святым и шастрам.»
В отношении Бога Чайтаньи Баладева Видьябхушана объясняет, что эта Кали-юга и явление в ней Кришны в образе Махапрабху является исключением из правил. Обычно Кали-юга-аватара чёрного цвета и является дживой. В особую Кали-югу Бог лично появляется в жёлтой форме, не как джива. Поэтому принятие авеша-аватары в статусе Бога не противоречит вайшнавским святым и шастрам.
Спорщик скажет: «Авеша-аватара — это не Бог, это джива, пускай и очень возвышенная. Поэтому повторение имен такой дживы не будет иметь действия». На этот счет Шрила Прабхупада в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» 3.28.18 пишет интересные слова: «Повторение имени чистого преданного оказывает на человека такое же очищающее воздействие, как и повторение святого имени Господа. Чистый преданный Господа и Сам Господь неотличны друг от друга. В некоторых случаях рекомендуется повторять имя возвышенного преданного. Это приносит человеку огромное благо».
Святое имя Бога и Иисусова молитва
Молитв в Святой Церкви много, и все они сильны. Зная их все, а так же учитывая разные особенности, святые отцы, наставники и делатели истинного покаяния избрали себе главным оружием немногословную молитву Иисусову, полученную от Духа Святого, отдавая ей преимущество перед всеми иными. Это связано с тем, что молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», содержит в себе имя Господа Христа и мольбу кающегося грешника, а так же по причине её краткости, что позволяет усвоить свободное молитвословие без принуждения языка, которое постепенно привлечет к себе и ум, и чувства.
« ... в Кали-югу Господь осуществляет Свои замыслы только через джив и не появляется Сам»
Лагху-бхагаватамрита 1.4.41-43
Иисусова молитва всегда привлекала к себе умы спасающихся. Несмотря на то, что некоторые из святых отцов непрестанно творили иные короткие молитвы, большинство всё же обращалось к преимуществам молитвой Иисусовой. У неё есть разные варианты, но самый распространенный таков: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Как говорит архиепископ Антоний (Голынский-Михайловский): «Суть делания этой молитвы заключается в том, чтобы отгонять всякую мысль, являющуюся из сердца, и, вместе с тем, не допускать проникновения в сердце приходящих извне греховных помыслов и желаний, чтобы приучить память всегда предстоять Богу Вездесущему, а ум — постоянно читать молитву и внимать лишь ей одной вместо всех иных, даже естественных для него, мыслей. Это и приводит со временем к тому, чего «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (Кор. 2,9), через это делание сердце человеческое устрояется в обитель Пресвятой Троицы.
Делание молитвы Иисусовой, называемое святыми отцами трезвением, должно быть неотъемлемой сутью монашеской жизни. Оно необходимо также и для всех мирян, ибо без памятования Бога спастись никому не возможно.
Отношения с именем Бога
Ещё один христианский святой 20-го века, старец Силуан Афонский, так описывал свой опыт взаимоотношений с именем Бога:
«Скучает душа моя о Боге, всегда и молится день и ночь,
ибо имя Господне сладко и вожделенно для души молящегося
и согревает душу любить Бога».
Пророк Мухаммед также высоко ценил имя Бога. Ему принадлежит изречение в назидание всем своим последователям, искренним мусульманам: «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
Таких примеров много. Все это подтверждает, что в этом процессе повторения Святого Имени таится особое счастье. Недаром Господь Чайтанья Махапрабху утвердил метод совместного воспевания имени Кришны в качестве высочайшей духовной практики этого века.
Харе Кршна Харе Кршна
Кршна Кршна Харе Харе
Харе Раама Харе Раама
Раама Раама Харе Харе
Повторяя все вместе или наедине, мы обращаем свой слух на звуковую вибрацию, а ум в молитвенное состояние чистой преданности: «О Радха, О Кришна! Займите меня, пожалуйста, в преданном служении».
Cвятое имя Бога — основа духовной практики
Таким образом, повторение Святого Имени Бога или Господа (его авеша-аватар), действенно. Однако Шрила Прабхупада не призывал людей повторять что-то, кроме Харе Кришна маха-мантры. И это естественно. Однако он учил нас обладать широкими взглядами, уважать других и видеть Бога в других традициях.
ещё ссылки по теме «Святое имя Бога»:
Раздел сайта «Святые Имена»
подразделы: «Сила Святого Имени» и «Джапа-Медитация» (о практие повторения Святого Имени)