Сначала давайте рассмотрим этимологию слова «ритвик». Ритвик — это священник, который проводит обряд жертвоприношения, как правило, от имени царя или другого великого человека.
Ритвики и отвественность в духовной жизни
Если взять историю развития ИСККОН, то можно наблюдать ряд случаев, когда ученики Шрилы Прабхупады после его ухода отклонялись и, чтобы сложить с себя ответственность за духовные обеты, они прибегали к философии ритвиков. Если разобраться, то глубинная причина этого кроется, как ни странно, в том, что бы не быть духовным учителем, а лишь проводником инициации от которого не требуется совершенство в соблюдении обетов.
Следует признать, что катализатором и основным поводом развития философии ритвиков послужили падения некоторых духовных учителей ИСККОН. Естественно, что многие искренние преданные начали искать какое-то объяснение этому. Однако отметим, что в истории вайшнавизма такие падения или отклонения не являются чем-то новым или присущим только обществу ИСККОН. Ещё современник Господа Чайтаньи — Нарахари Саракара Тхакур — в своей книге «Кришна-бхаджанамрита» объясняет, что одной из причин падения преданных является оскверняющее влияние самого века Кали, которое способно повлиять даже на ум маха-бхагаваты.
Ритвики и дикша
Еще одна предпосылка для развития философии ритфиков — это мистификация дикши. Некоторые преданные думают, что, получая дикшу, человек автоматически обретает уровень чистой преданности. И, следовательно, дающий дикшу духовный учитель также должен быть на высочайшем уровне совершенства. Шрила Джива Госвами пишет, что Святое Имя Господа не нуждается в дикше для того, чтобы оно имело влияние на преданного и приводило его к духовному развитию. Само по себе Святое Имя Господа не зависит от дикши.
Но дальше Джива Госвами объясняет, что от дикши зависим мы сами. Дикша дается не для того, чтобы Святое Имя влияло на нас сильнее — она дается для того, чтобы улучшить нашу способность воспринять Святое Имя и получить от него благо. Процесс дикши регулирует и приводит в благоприятное для духовного развития состояние нашу обусловленную сферу — ум, тело, разум, поведение. Нас готовят для максимального получения блага от Святых Имен.
К тому же, так как мы не можем воспринимать напрямую находящееся вне пределов нашего восприятия — не можем общаться с Кришной, шестью Госвами, то дикша выводит проводников духовных истин в сферу нашего обусловленного восприятия. Здесь можно провести аналогию с арча-виграхой, формой Господа в виде Божеств, которой мы можем служить нашими грубыми материальными чувствами.
Ритвики и духовная практика
По словам Шрилы Прабхупады, личность, в отличие от, например, книги, может «надрать уши» ученику, если тот не следует чему-то. Поэтому духовный учитель является проводником воли Кришны и гуру-парампары. Для этого он должен присутствовать в сфере нашего обусловленного восприятия. Духовный учитель отвечает за нашу духовную жизнь и, если он увидит в ней проблемы, то попытается помочь нам лично или же через других преданных.
В философии ритвиков присутствуют огромная концентрация на дикше, неправильные ее интерпретации, а также чрезмерный акцент на то, что дикша-гуру должен быть маха-бхагаватой.
Мадана-Мохан прабху
Детальнее в брошюре
«В чём ошибаются ритвики»
Vedic-Culture.in.ua