Основные аргументы ритвиков
Ритвики иногда приводят аргумент, что их философия оправдана, ведь Шрила Прабхупада нигде её в книгах не запретил. Однако с помощью такой логики можно оправдать все, что угодно — например, в его книгах также не запрещается принимать дикшу от самого себя в зеркале.
Есть свидетельства, что Шрила Прабхупада в 1970-х годах говорил о некоторых своих учениках как о способных инициировать учеников. Но он уточнял, что по этикету этого пока нельзя делать, если их собственный гуру еще присутствует на планете. При этом ученик вполне может действовать в качестве шикша-гуру, проповедуя послание своего духовного учителя. Отметим здесь, что если гуру дает своему ученику прямое наставление становиться духовным учителем, то это нужно выполнять (такие примеры есть в ИСККОН).
Шрила Прабхупада отчитывал своих учеников, которые пытались молиться напрямую Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, минуя своего непосредственного духовного учителя
Шрила Прабхупада так же часто подчеркивал, что именно является критерием квалификации дикша-гуру. В частности, в 4-ой песни Шримад Бхагаватам он говорит о том, что если и пока ученик следует освобожденному духовному учителю, то его также следует считать освобожденным. Также он это подчеркивает в 5-ой главе «Нектара наставлений».
Е.С. Хридаянанда Госвами проанализировал наставления Шрилы Прабхупады. В его лекциях и книгах он нашел более 200 упоминаний о том, что нужно стать гуру. И Шрила Прабхупада боялся не того, что его ученики станут гуру, а прямо противоположного — что они не станут гуру.
Иногда последователи философии ритвиков приводят аргумент, что Шрила Прабхупада под наставлением становиться гуру имеет в виду «шикша-гуру». Но в некоторых местах Шрила Прабхупада говорит ученикам о том, что они уже и так являются гуру — шикша-гуру — и уже дают наставления другим. Также он говорит о том, что после его ухода они смогут стать гуру. То есть, имеется в виду дикша, так как они уже являлись шикша-гуру.
Ритвики, выводы
Наибольшая опасность общения с ритвиками или чтения их публикаций состоит в опасности услышать или прочитать оскорбления в сторону преданных ИСККОН, лидеров и духовных учителей. Эти оскорбления и критика могут очень сильно ранить сердце даже опытного и стойкого преданного, не говоря уже о начинающих.
В основном последователи ритвиков нацелены на проповедь среди преданных ИСККОН. То есть, сами они фактически не проводят проповеднические программы. Однако стоит отметить, что в некоторых отклонившихся от ИСККОН храмах ритвиков (например, в Бангалоре) есть успешная проповедь.
Чему стоит поучиться у ритвиков?
Тем не менее, преданным есть чему поучиться у ритвиков. Они очень трепетно относятся к значимости Шрилы Прабхупады. В некоторых же храмах ИСККОН положение Шрилы Прабхупады становится менее заметным. Его книги уже не являются основой для проповеди. Многие преданные сейчас приходят через так называемую косвенную проповедь и не читают книг Шрилы Прабхупады.
Это ни в коей степени не умаляет значения косвенной проповеди, однако появляется опасность того, что для целого поколения преданных Шрила Прабхупада будет восприниматься лишь как некая историческая фигура.
Часто в нашей проповеди мы начинаем опираться на какие-то другие источники знания, а не на книги Шрилы Прабхупады. Поэтому стоит поучиться у ритвиков пониманию значения и положения Шрилы Прабхупады. Возможно, через все эти проблемы Кришна пытается научить нас чему-то.
Модана-Мохан прабху
Детальнее в брошюре
«В чём ошибаются ритвики»
Vedic-Culture.in.ua