Уровни сознания
базовые термины
Кратко об основах понимания уровней сознания любого живого существа. Базовые термины касательно уровней сознания развития личности с точки зрения Ведической культуры.
Итак, что же говорят Ведические писания об уровнях сознания?
«Над умом и чувствами стоит разум, определяющий направление действий тела, а над разумом — душа. Поэтому если душа действует под непосредственным руководством Верховного Господа, то нижестоящие разум, ум и чувства естественным образом делают то же самое.» — Бхагавад-гита, 3.42, комм
Схематически это выглядит следующим образом:
Уровни сознания: детальнее
Если разобраться более детальнее по каждому уровню сознания отдельно, то получится следующее:
Параматма — Сверхдуша, Абсолютная Истина.
Она является источником памяти, знания и забвения. «Cверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими. Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь тем не менее ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем.» — Бхагавад-гита, 13.15
«Параматма, Сверхдуша, всепроникающее проявление Верховного Господа, присутствует в каждом атоме и сердце каждого живого существа.» — Шри Ишопанишад, комм.
Атма — душа
Её истинная природа — вечность, знание и блаженство. А её ложная природа — это временность, невежество и страдания — называется ложным эго, или аханкара.
«В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. По сути дела, чистая душа остается в этом мире только потому, что её ум находится под влиянием ложного эго, которое стремится господствовать над материальной природой. Поэтому ум необходимо научить противостоять соблазнам материальной природы, тогда обусловленная душа будет спасена.» — Бхагавад-гита, 6.5, комм.
Буддхи — разум
Разум управляет умом, заставляя его принимать полезные вещи, даже если они неприятны. Главная функция разума — отвергать всё, что вредоносно для цели его существования.
«Разум — ближайший сосед души. Наполняясь вожделением, он заставляет душу принять ложное эго и отождествлять себя с материей, а значит с умом и чувствами. Так вечная душа развивает привязанность к материальным удовольствиям, ошибочно принимая их за истинное счастье.» — Бхагавад-гита ,3.40, комм.
В ведической литературе говорится, что самая важная функция разума — различать дух и материю. Таким образом, если сознание живого существа находится на уровне разума, можно говорить, что мы имеем дело с живым существо, уровень сознания которого находится на человеком уровне, т.е. уровне разума. В противном случае можно смело говориться, что это не человек, а животное в человеческом теле. Почему так — читайте далее...
Манас — ум
Главная функция ума — выбирать приятное для чувств, а неприятное отвергать. «Ум непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, укротить его труднее, чем остановить ветер.» — Бхагавад-гита, 6.34
«С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.» Бхагавад-гита, 6.5
Ум становится другом живого существа тогда, когда находится под контролем разума. В противном случае — жизнь такого живого существа будет наполнена множеством неожиданных ситуаций, в большей части неприятных и болезненных. Поскольку не всё то золото, что блестит, а природа ума такова, что он любит всё приятное... А всё неприятное ум склонен отвергать. А в жизни довольно часто приходиться пить горькие и неприятные пилюли, чтобы достичь что-то или излечиться от чего-то... Уж очень многое в человеческой жизни приходит через аскезы, а ум их ох как не любит...
Индрияни — чувства — чувственный уровень сознания
Чувства притягиваются к объектам чувств подобно тому, как железо притягивается к магниту. «Тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств — это инструменты для удовлетворения желаний живого существа.» — Бхагавад-гита, 13.21, комм.
«Чувства так могущественны и напористы, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их.»
Бхагавад-гита, 2.60
Сознание живого существа, которое находится на уровне чувств — сознание животного. Если беспристрастно присмотреться к особенностям животных — у них очень сильно развиты чувства. С точки зрения Вед — это создано специально для того, чтобы ими лучше наслаждаться. Но для того, чтобы под влиянием сильных чувств живое существо не совершило грубых ошибок, свобода выбора такого существа значительно ограничена. Проще говоря, живое существо, попавшее в зависимость от чувственных ощущений, сквозь силу которых не может пробиться логика ума и видение разума, автоматически Законами Вселенной ограничивается в свободе выбора с целью его же безопасности. Это так же как органы правопорядка ограничивают свободу передвижения нетрезвых, т.е. пьяных, граждан страны.
Важно так же и понимание того, что чувства очень важны, они украшают и наполняют путь, который выбрал разум. Поэтому не стоит бороться с чувствами и бесследно уничтожать их. Вы просто опустошите себя изнутри, станете холодным занудным недовольным ворчуном.Более того, существует интересная цитата:
«Не испытывая счастья, не действуют... Но следует стремиться к постижению истинного счастья. Нет счастья в малом (авт., временном и ограниченном), лишь бесконечное — счастье.»
Чхандогья-упанишада,(7:22-23)
Поэтому чувства необходимы, просто очень важно, что бы они, как и ум, следовали за разумом, а для этого их внимание нужно просто перенаправить на то, к чему стремится разум. Этот так же как нельзя удержать реку, её можно просто перенаправить... Ещё по этой теме — статьи «Чувства и душа», «Душа и тело» (в процессе написания)
«Как только в сердце навечно воцаряется любовное служение, все последствия вожделения и невежества: похоть, желания и страсти — покидают сердце. Тогда человек утверждается в благости и обретает полное счастье.»
Бхагавата-пурана (1:2:19)
Kris.h.Nive
по материалам книги Александра Хакимова
(Е.М. Чайтанья Чандра Чаран)
«Уровни сознания»
Vedic-Culture.in.ua
Комментарии
к статье «Уровни сознания — базовые термины»