Search - Contacts
Категории
Статьи
Комментарии
Search - News Feeds
Search - Tags
Ведический словарь

Джапа-медитация: откровение Шачинандана Свами

Я люблю думать о повторении мантры как об упражнении, которое развивает мои отношения с Божественной четой: Шри Шри Радхой и Кришной. Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь. Однако, на начальном этапе повторения мантры, когда садхака берёт в руки джапа-малу, он готовится к тому, чтобы хотя бы противостоять своему самому жестокому врагу: беспокойному уму.

Победить ум может только прекраснейший Манохар, Господь Кришна. Но как садхака приобретет Кришну в форме Его Святого имени, если его ум всегда блуждает от образа Кришны к материальному миру? Ведь только чистый ум способен сосредоточиться на лотосных стопах Радхи и Кришны. Беспокойный ум будет перескакивать от Радхи и Кришны к притягательным и непривлекательным вещам повседневной жизни материального мира.

Если преданный хочет контролировать свой ум, то он должен быть как пилот самолета, который заметил, что его самолет отклонился от курса из-за влияния сильного ветра. Фиксируя направление в уме, пилот сможет вернуться к прежнему курсу. Чтобы помочь очистить ум и устремить его на правильный курс, Шрила Санатана Госвами в своём произведении «Хари-Бхакти-Виласа» дает шесть эффективных правил для совершенствования джапы.

Шесть правил эффективной джапа-медитации

Первое правило – это манах самскаранам, способность контролировать ум. Господь Кришна упоминал об этой практике в «Бхагавад-гите» (6.26):

«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе,
йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я».

Как это сделать? Самый простой путь — это смотреть на графическое изображение маха-мантры во время её повторения.

Маха-мантра и джапа-медитация

Это стандартная йогическая медитация Гауракишоры даса бабаджи, надиктованная в письме к ученику, в котором он советует ему произносить имя и одновременно смотреть на слоги маха-мантры. Такой тип визуальной медитации является йогической практикой, это — мистический процесс. Сложно объяснить его с точки зрения западной психологии, но это невероятно эффективный метод для фиксации ума. После некоторого времени простого повторения и чтения мантры одновременно ум поддастся и успокоится.

Следующий метод улучшения джапа-медитации — это шаучам, внешнее и внутреннее очищение. Чистота ума очень важна для преданного. Следует отметить, что когда преданный читает мантру, все воспоминания усиливаются — начинает всплывать в уме всё, на что он посмотрел, всё, что он читал, и всё тайные взгляды, брошенные на противоположный пол, приобретают какой-то мистический оттенок. Все это похоже на несрежиссированное, любительское домашнее кино в уме. Поэтому, повторять мантру можно легко тогда, когда зеркало ума не покрыто пылью и грязью, — поэтому так важно постоянно заботиться о чистоте ума.

Джапа-медитация: откровение Шачинандана СвамиШачинандана Свами: «Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь»

Третье качество — это мауна, молчание. Праджалпа — разговоры не по сути, или разговоры ради самих разговоров, — загрязняет ум. Следует избегать праджалпы в нашем Движении сознания Кришны, поскольку эффект от этого приносит только беспокойства. Санатана Госвами говорит, что из всех оскорблений наихудшее - критика ваишнавов. Следует научиться быть молчаливым, когда дело касается материальных тем, но словоохотливым — когда обсуждаются духовные темы. Надо говорить о Кришне, и, если кто-то хочет насладиться драмой или скандалом, то он может вспомнить о Господе Нитьянанде, например, как Он ударил Своего дорогого преданного в грудь. Когда мы говорим о духовных вещах, ум очищается.

Следующее качество эффективной джапа-медитации — мантрартха-чинтана: размышление о значении мантры. Рекомендуется проговаривать мантру осмысленно, потому что только так можно оторвать праздный от повседневных материальных забот и дел. Поэтому необходимо медитировать с особым настроением: «О Радха, о Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении вам».

Начальное служение может относиться к миссии проповеди. Более продвинутое служение называется бхава-сева, где в настроении любви приближается к Радхе и Кришне в соответствии с правилами, описанными в «Прартханс» Нароттамы даса Тхакура, путеводителе для ваишнавов.

«Когда я повторяю мантру, я украшаю тело Господа цветами —
мне нравится выполнять это служение во время воспевания»
Откровение одного из старших преданных

Смысл этого процесса в том, чтобы созерцать смысл мантры. Преданный должен самостоятельно познакомиться со значением мантры.

Шачинандана Свами о джапа-медитацииШачинандана Свами: «Стремиться поскорее завершить свои круги — это не настроение бхакти. »

Например, у нас есть объяснение маха-мантры Гопалы Гуру Госвами:

  • первое слово «Харе», по его словам, означает: «Хари завладевает моим умом и избавляет меня от рабства материального мира;
  • «Кришна» означает: «О Кришна, привлеки мой ум»;
  • Следующее «Харе» означает: «О Хари, погрузи мой ум в блаженство Твоего имени, образа и игр»;
  • Четвертое имя, «Кришна» означает: «О Кришна, позволь мне находиться в обществе Твоих преданных - это очистит мой ум и даст знание о преданном служении Тебе».
  • Следующее слово «Кришна» означает: «О Кришна, даруй мне твердую веру в Твое имя, образ, качества и игры».
  • Последующее — «Кришна»: «О Кришна, даруй мне вкус к Твоему имени, образу, качествам и играм».
  • Потом, «Харе»: «О Хари, благослови меня, чтобы я смог служить Тебе достойно».
  • Затем снова — «Харе»: «О Хари. Радха, дай мне то служение, которое Ты считаешь, я способен исполнять для Тебя».

Авьягратва или терпение — это еще одно качество, необходимое для джапа-медитации. Его очень важно развивать, но не форсируйте практику. Стремиться поскорее завершить свои круги — это не настроение бхакти. Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас? Тогда вы и сами захотели бы уйти: «Если наша встреча нисколько не важна для вас. тогда я сам завершу её — нет смысла продолжать. У меня больше нет интереса к ней».

«Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать,
что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас? ...
Не торопитесь во время повторения маха-мантры»
Шачинандана Свами

Не торопитесь во время повторения мантры, поскольку Кришна может сбежать от вашей практики джапы, когда Он увидит, что вы просто хотите «завершить её». Он может сказать: «Я уйду до того, как ты окончательно оставишь Меня». И тогда вы останетесь наедине со своими скучными кругами.

Последнее качество — это анирееда, непреклонность, то есть упорство. Слово «нирведа» означает «равнодушие», «безразличие», или даже «депрессию», частичка  «А» перед этим слово означает «не».  Другими словами, если повторение мантры не приносит мгновенных результатов, то вы не должны терять надежды.

Все эти шесть качеств направлены на то, чтобы утвердить человека в том, что повторение мантры — это жизненная миссия. Воспевание начинается не тогда, когда преданный садится повторять джапу, а когда преданный хочет повторять святое имя должным образом. А для этого он должен подготовить себя к такой жизни, развивая необходимые для этого качества.

Узнать детальнее о Его Святейшестве Шачинандана Свами

Из книги «Джапа Медитации. Погружение в Святое Имя»
... www.Vedic-Culture.in.ua ...

Добавить комментарий

к статье «Джапа-медитация: откровение Шачинандана Свами»