Бхайраватарджака прабху
как я пришёл в сознание Кришны
Я был не удовлетворен существующим строем,системой с её ценностями. Пока я учился, то искал что-то альтернативное общепринятым нормам. Раньше у нас была спортивная газета, в которой находилась рубрика «Белая ворона». Она была о людях, которые живут не как все. Эти люди меня вдохновляли, меня к ним тянуло.
Как Вы пришли в сознание Кришны?
Как Вы видите в этом руку Кришны? Или просто этапы Вашего пути?
Я совершал утренние пробежки, бегал босиком по снегу, ходил по библиотекам, изучал жизнь интересных людей. Я читал о людях, которые отдали бы свою жизнь за какую-то идею. Потом я встретил человека, чья мама была экстрасенсом. Он посоветовал мне найти книжку о йоге, в которой описывались какие-то потусторонние вещи, экстрасенсорика. Такие книги в 90-х были редкостью. Подобная литература только начала появляться — в странных переплетах, в форме ксерокопий. И вместо этой книги я нашёл в переходе «Бхагават-гиту» — ребята подсказали, что она так же о йоге. Там же мне дали приглашение на программу в храм.
Спустя некоторое время я попал на программу. На меня произвело большое впечатление изображение самсары. Мне также понравилось, что используется какой-то древний язык, возникла ассоциация с древними цивилизациями. Было ощущение особой значимости того, что придумано не только что. Мне хотелось узнать больше о корнях всего этого.
Потом мне нужно было ехать в Ленинград, и там я также посетил храм, побывал на программе. После программы один человек рассказывал о том, как он выходил из тела. Я был очень рад лично увидеть человека, у которого был опыт, подтверждающий, что мы не есть наше тело. Я сразу понял, что это — истина и больше не искал никаких очевидцев.
«Самопожертвование преданных. Их искренность ... Я нигде не встречал такой верности. Люди всегда живут для себя. Когда ты видишь, что есть люди, которые живут для Бога, это нечто самое высокое. »
Затем я прочитал «Бхагават-гиту», с трудом находя время для чтения в перерывах между курсовыми и дипломными работами. Я, конечно, не все понял, но то, что я узнал — очень понравилось. Я понял, что преданные очень отличаются от других людей, и что мне нужно искать общения с ними.
По распределению я поехал в Казахстан. В телефонном справочнике нашёл номер, по которому заказывали ведические книги. Приехав туда, я встретился с матаджи, которая сразу дала мне чётки. В городе на тот момент было всего двое или трое преданных. Я ждал, пока один преданный приедет из Алматы. После работы я всегда заходил к нему. Он обучил меня ведической кухне, стандартам приготовления прасада, мантрам. На программу тогда ходил только я один. Мы сами готовили воскресный пир и сами почитали его. Я помогал ему, чем мог. Он занимался распространением книг на раскладке в центре города. И когда книг брали мало, я брал несколько книг и ходил по ближайшим домам проповедовать. У меня почему-то получалось. Люди понимали, что я не зарабатываю этим, так как это было в выходные, и покупали много книг.
«Если мы хотим каких-то реализаций, то нам нужно просто своё тело привести туда, где старшие преданные молятся Кришне, поют киртан.»
Затем я переехал в Украину и как раз попал на строительство храма. Это был 1992 год. Здесь жило вместе 22 преданных, и это была такая дружная команда! То окружение, которое было у меня на работе, меня особо не устраивало. Отношения были не те. И я решил, что нужно поменять своё окружение. Преданные меня приняли. Это общество дало мне защиту. И теперь я думаю, как это общество отблагодарить, что-то сделать для людей, которые помогли мне в самом начале.
Сколько лет Вы в сознании Кришны?
Первые книги я купил в сентябре 1990-го года, а в храм меня взяли в апреле 1993-го.
Что Вас вдохновляет на этом пути?
Самопожертвование преданных. Их искренность, которая остаётся, несмотря ни на что, они продолжают быть верными Шриле Прабхупа- де и его представителям. Я нигде не встречал такой верности. Люди всегда живут для себя. Когда ты видишь, что есть люди, которые живут для Бога, это нечто самое высокое. Просто жить для людей — это мирское, а для Кришны — это более высокий уровень. Всё живое получает от этого благо. Когда мы поём Харинаму, даже если людям это неинтересно, другие существа получают от этого вдохновение — деревья, цветы, птицы.
« ... любовь к Богу — это старание полюбить преданных и других живых существ такими, какие они есть. Потому что Кришна тоже такой, какой Он есть. Если я не научился любить обычных живых существ, то понять любовь к Богу мне будет очень сложно.»
Есть много видов служения. Какое из них вызывает у Вас наибольший отклик?
То, в чем Кришна наиболее проявлен для меня, это совместный киртан с преданными. С преданными, которые отдают себя без остатка Кришне. Даже, если они начинающие, за неимением другого прибежища в этой жизни, они могут воспевать очень искренне. Кришна приходит на их зов. Когда мы поём вместе Харинаму, то ощущаем милость Господа Чайтанйи, и все вокруг получают незабываемые впечатления.
У Вас потрясающий опыт. Пожалуйста, поделитесь с читателями, что такое, по-вашему, любовь к Богу?
Я в этом вообще ничего не понимаю, я просто слушаю разъяснения Ачйуты Прийи прабху на эту тему в его лекции на «Бхакти-Сангаме 2013». Любовь — это чувство, которое нельзя объяснить. На материальном уровне мы можем понимать, что есть личности, к которым нас влечёт. Без какой-то явной причины. Это искра Кришны привлекает нас в людях. Для меня любовь к Богу — это старание полюбить преданных и других живых существ такими, какие они есть. Потому что Кришна тоже такой, какой Он есть. Если я не научился любить обычных живых существ, то понять любовь к Богу мне будет очень сложно. Моя цель — сделать свои отношения с другими людьми чистыми, чтобы я ничего не ждал от них.
А что Вам помогает в приближении к пониманию любви к Богу?
Утренняя джапа со старшими преданными. Если Вы хотите что-то понять, то при совместном воспевании понимание будет открываться. Если мы хотим каких-то реализаций, то нам нужно просто своё тело привести туда, где старшие преданные молятся Кришне, поют киртан.
Мой Духовный учитель говорил: «Живые существа, как камень, — какой свет через них проходит, тем светом и светят». Пока мы можем только отражать. Как фосфор, который светит тем светом, который он успел в себя вобрать, не являясь источником этого света. Поэтому, спустя какое-то время без общения с преданными, я замечаю, что начинаю «тускнеть». И чтобы от меня была какая-то польза, я всегда стараюсь быть рядом с преданными.
« ... я брал несколько книг и ходил по ближайшим домам проповедовать. У меня почему-то получалось. Люди понимали, что я не зарабатываю этим, так как это было в выходные, и покупали много книг.»
Что Вы можете порекомендовать начинающим преданным, чтобы быстрее прогрессировать в сознании Кришны?
Найти личность, которой они смогли бы полностью довериться. Если такой личности нет, то духовная жизнь ещё не начиналась. Как Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: жертвоприношение, совершённое без знания, это просто внешняя деятельность. Но знание человек может обрести, только обратившись к Духовному учителю.Нам необходимо заслужить благосклонность духовного гуру, только тогда всё, что мы делаем, будет приносить какую-то пользу, иначе это будет просто бесполезная деятельность.
Человек может думать, что он занят чем-то важным. Но если у него нет старших, которым он безраздельно предан, у него не может проявиться знание, поэтому весь его труд бесполезен. Хотя внешне это может выглядеть благостно, если нет внутреннего содержания, это всё пустое, как пузырь. Поэтому, если преданный хочет прогрессировать, он должен обратиться к Духовному учителю. Жизнь очень коротка, и если он будет откладывать, то путь растянется на много-много жизней.
Скажите, начинающим нужно сразу найти Духовного учителя или на первых этапах можно присмотреться к наставникам, кураторским группам?
Любая личность, которая за кем-то следует, которая кому-то предана, она уже может нас научить. Это значит, что пока человек не может определиться с гуру, то он должен следовать за наставниками, за старшими?
Да, мы должны стать квалифицированными, прежде чем принять Духовного учителя. Например, человека не кладут сразу на операционный стол. Должны быть подготовительные этапы. И подготавливает не тот, кто оперирует. Подготавливают другие. И сказать, что их деятельность бесполезна в сравнении со значением хирурга, нельзя. Хирург сделал операцию, а после этого в течение месяцев другой врач, может, менее квалифицированный, чем хирург, потратит много сил на то, чтобы поставить человека на ноги. Можно сказать: он не такой квалифицированный! Но без него человек не выживет. Наставник не квалифицирован, как гуру, но мы не можем без него. Хотя и гуру нужен. Нужен тот, кто проведет операцию, но также нужен и тот, кто будет выхаживать нас после этого. А у того, кто за нами ухаживает, очень грязная работа. Он всё время вместе с нами. Мы должны понимать, каково положение гуру и положение наших старших, которые все время с нами.
Роман Ярош, Татьяна Васильева
Дом Прабхупады № 271
Vedic-Culture.in.ua