Господь Шри Нитьянанда
Его Лотосные стопы
Все предыдущие ачаръи славили лотосные стопы Шри Нитьянанды Прабху. Ещё бы, ведь Лотосные стопы Господа являются реальным прибежищем для преданного от опасностей материальной жизни.
Шри Нитьянанда Прабху — отец всех живых существ, а потому — единственное прибежище для всех страдающих джив, горящих в огне страданий трех видов: адхь-ятмика, адхидайвика и адхибхаутика. Лотосные стопы Нитьянанды даруют прохладную тень для всех тех, кто оказался в охваченном пожаром лесу материального бытия.
Лотосные стопы Нитьянанды подобны миллионам лун. Господь Нитьянанда — олицетворение духовной любви (према-бхакти) Шри Гауранги Махапрабху. Он — даритель Шри Гауранга-премы, Шри гауранга-према-датта. Об этом и ещё много о чём интересном говорят знаки на Лотосных стопах Господа Нитьянанды.
НИже Шрила Гоур Говинда Свами Махарадж объясняет значение различных знаков, украшающих стопы Господа Нитьянанды, основываясь на следующих источниках:
- «Сарартха-даршини» (комментарий Шрилы Вишва-натхи Чакраварти Тхакура к «Шримад-Бхагаватам»),
- «Ананда-чандрика» (комментарий того же автора на книгу Джаядевы Госвами «Говинда-лилимрита»),
- «Рупа-чинтамани» (того же автора),
- «Шри Кара-пада-йугала-самахти» Шрилы Дживы Госвами,
- «Сканда-пурана»,
- «Матсъя-пурана»
- «Гурга-самхита».
1) раковина (шанкха) — благоприятный знак, указывающий на то, что те, кто примет прибежище у стоп Нитьянанды, будут спасены от всех видов страданий. Во время совершения арати раковину, наполненную водой, предлагают Господу сразу же после поднесения огня; подобно этому трансцендентные стопы Господа Нитьянанды несут живительную влагу людям, страдающим от жары материального существования. Кроме того, данный знак символизирует победу над материальным миром, который весь умещается внутри раковины Шри Нитьянанды. Также знак раковины свидетельствует о том, что те, кто приближается к стопам Шри Нитьянанды, становятся бесстрашными.
2) флаг (дхваджа) — этот знак гласит, что преданные, которые медитируют на стопы Нитьянанды, освобождаются от всякого страха и обретают защиту и покровительство Господа.
3) рыба (матсъя) — этот знак говорит о том, что подобно тому, как рыба не может жить без воды, преданные не могут прожить и одного мгновенья без общения с Господом. Этот знак также говорит о том, что желания и чаяния всех тех, кто нашел прибежище у стоп Нитьянанды, будут исполнены. Ум подобен рыбе: как рыба никогда не остается на одном месте, ум пребывает в постоянном движении. Поэтому только после продолжительной медитации человек может сосредоточить свой измен-чивый и неустойчивый ум на лотосных стопах Господа Нитья-нанды. Этот знак также говорит о том, что лотосные стопы Ни-тьянанды проявятся лишь в сердце, размягченном (доведенном до жидкого состояния) настроениями любовной преданности (бхавами). Стопы Нитьянанды не касаются твердой безводной почвы.
«На наших ладонях есть определенные линии, уникальные для данного человека и указывающие на его славу и судьбу. Также и у Верховной Личности Бога на Стопах есть определенные знаки, которые присущи только Ему, и их невозможно обнаружить у обычных живых существ»
Шрила Прабхупада, Письмо Бхуриджану, 28.10.1969
4) лотос (камала) — этот знак усиливает жажду нектара в сердцах подобных пчелам преданных, которые непрерывно медитируют на стопы Нитая. Лотос растёт в воде; подобно этому, те, чьи глаза увлажняют слезы любви, прижимая к груди стопы Нитьянанды, обретают высшее благо. Этот знак также свидетельствует о том, что богиня удачи Лакшми деви всегда пребывает у стоп Господа, совершая смиренное служение Ему. Этот знак также указывает на то, что стопы Нитая столь нежны, что их можно сравнить лишь с цветком лотоса.
Более того, впервые увидев стопы Нитьянанды, вы можете подумать, что перед вами едва распустившийся лотос. Лотос раскрывается днем и закрывается ночью; подобно этому, те, кто погружен в медитацию на лотосные стопы Нитьянанды, ясно ощущают, как распускается лотос их сердец, наполняя пространство вокруг себя ароматами саттвикабхав. При этом всё невежество уходит прочь. Этот знак также свидетельствует о том, что пчела ума преданного не может вырваться за пределы сухих гъяны (знания) и вайрагьи (отречения) до тех пор, пока её не привлечет сладостный аромат, источаемый лотосными стопами Шри Нитьянанды.
5) лук (дхану) — этот знак указывает на то, что те, кто принял прибежище у стоп Нитьянанды, навсегда освободятся от всех своих тревог. Те же, кто очарован этим материальным миром, будут оставаться неподвижными словно мишень и не смогут найти пути к стопам Нитьянанды, у которых пребывает океан блаженства. Те, кто подобно стреле, достигли своей цели — лотосных стоп Нитьянанды, уже никогда не вернутся в материальный мир. Когда стрела (ум преданного) достигает цели (лотосных стоп Нитьянанды), према в его сердце сгущается и, в результате этого, слёзы бурным потоком устремляются из его глаз.
«Если кто-то хочет пересечь мир тьмы и погрузиться в океан преданности, пусть он служит луноподобному Нитьянанде. ... пусть лотосные стопы Нитьянанды крепко врастут в сердце каждого.» Вриндавана Дас Тхакур, «Чайтанья-бхагавата»
6) стрекало погонщика слонов (анкуш) — этот знак указывает на то, что медитация на стопы Нитая заставляет дикого слона (ум начинающего преданного) покориться и предаться воле хозяина — Верховного Господа. Этот знак также говорит о том, что тот, кто идёт путем преданного служения, превосходит всех остальных, подобно тому, как возвышается над пешеходами человек, оседлавший слона.
7) алтарь (веди) — этот знак провозглашает, что грехи человека, который медитирует на стопы Нитьянанды, немедленно сгорают подобно тому, как сгорает масло и зерно, бросаемые в жертвенный огонь. Кроме того, данный знак указывает на то, что подобно тому, как брахманы поддерживают существование вселенной с помощью совершения жертвоприношений, те, кто помещает свои сердца в огонь служения стопам Шри Нитьянанды, даруют силу всему материальному творению.
8) полумесяц (ардха-чандра) — этот знак символизирует то, что лотосные стопы Шри Нитьянанды даруют Его преданным все желаемые блага. Полумесяц также означает, что даже по-лубоги, такие, как Господь Шива, чей лоб украшен этим знаком, помещают на свои головы лотосные стопы Шри Нитьянанды. Преданные, которые несут на своих головах стопы Шри Нитьянанды, становятся столь же возвышенны, как Господь Шива.
Подобно тому, как луна проливает на землю нектар прохладных лучей, лотосные стопы Нитьянанды несут живительную прохладу Его преданным, гася огонь их материальных страданий. Луна является правящим божеством ума; поэтому стопы Нитьянанды украшены этим знаком, притягивающим к себе умы Его преданных. Одна луна рассеивает тьму, позволяя многим путникам видеть дорогу; подобно этому один Господь освобождает множество людей от их невежества. Ногти на пальцах ног Нитьянанды подобны ярко сияющим лунам; их свет затмевает свет луны в небе, которая стыдится показаться на глаза и потому становится полумесяцем. Таково еще одно объяснение данного символа.
9) кувшин (калаш) — этот знак свидетельствует о том, что стопы Нитьянанды подобны золотому кувшину, вмещающему чистую нектарную амброзию духовной расы, предназначенной для предавшихся душ. Никто из них никогда не будет лишен этой нектарной влаги, ибо золотой кувшин Нитьянанды всегда полон до краев, сколько бы из него не пили.
Кроме того, говорится, что из этого кувшина изливается живительная влага, гасящая пожар материальных страданий, выпавших надолю преданных Нитьянанды. Полный до верху кувшин символизирует то, что никакие страдания и ни что неблагоприятное не может даже приблизиться к преданным Нитьянанды. Наоборот, от стоп Нитьянанды исходят волны божественной радости и удачи.
10) диск (чакра) — этот знак несёт защиту преданным Нитьянанды. Диск разрубает шесть видов врагов каждого преданного: вожделение, гнев, жадность, иллюзию, зависть и сумасшествие. Этот знак указывает на теджа-таттву, или сияние, которое рассеивает тьму греха в сердце преданного.
«Гуру для внутреннего круга слуг Кришны — Шримати Радхика. Однако Она принимает служение лишь тех душ, которые были благословлены Нитьянандой.» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур
11) небо (амбара) — этот символ указывает на то, что стопы Господа Нитьянанды обладают вездесущей природой. Они пронизывают всё творение, как проявленное, так и непроявленное. Хотя стопы Нитьянанды пребывают везде, они не привязаны ни к чему. В этом они также подобны небу.
12) зонт (чатра) — этот знак указывает на то, что те, кто нашёл прибежище у стоп Нитьянанды, укрываются под зонтом, защищающим от дождя материальных страданий. Этот знак говорит и о том, что те, кто нашёл прибежище в тени стоп Нитьянанды, подобны царям (махараджам), восседающим в тени своих царских балдахинов.
13) отпечаток коровьего копыта (гошпада) — этот знак указывает на то, что для тех, кто всегда погружен в медитацию на лотосные стопы Нитьянанды, безбрежный и неодолимый океан материального бытия сжимается до размеров следа от копытца теленка, который не сложно перешагнуть.
14) молния (ваджра) — этот знак означает, что медитация на лотосные стопы Нитьянанды уничтожает горы последствий прошлых грехов преданного. Этот знак также подразумевает, что тот, кто хранит в своём сердце лотосные стопы Нитьянанды, становится столь же возвышенным как бог небес Индра, чьим оружием является молния.
15) плод дерева джамбу (джамба-пхала) — этот знак указывает на то, что лотосные стопы Нитьянанды являются единственным почитаемым объектом для обитателей Джамбудвипы.
«Если у вас нет отношений с Нитьянандой, какая судьба вас ожидает? Что означает Его имя? «Нитья» значит «всегда», а «ананда» значит «блаженство». Поэтому, если вы стремитесь к вечному счастью, но при этом не устанавливаете отношений с Господом Нитьянандой, вы просто теряете свое время.» Шрила Прабхупада,02.02.1977 Бхуванешвар, Индия
16) палица (гада) — этот знак указывает на то, что стопы Нитьянанды способны сразить слона вожделения. Этот знак также указывает на то, что тот, кто принимает прибежище у стоп Нитьянанды, не только сам обретает благо, но и дарует благо всем своим предкам.
17) копье (шакти) — этот знак служит для заверения всех тех, кто хочет разорвать узы материального мира, что стопы Нитьянанды в одно мгновенье способны уничтожить все препятствия. Этот знак также говорит о том, что Господь Нитьянанда есть шактиман, обладатель всех божественных сил (энергий), а все Его слуги полностью зависимы от Него.
18) цветок (пугипа) — этот знак говорит о том, что слава Нитьянанды распространяется повсюду подобно тому, как разносится во все стороны аромат цветка. Этот знак также свидетельствует о том, что стопы Нитьянанды нежны словно лепестки цветка. Плод любого дерева появляется лишь после цветения этого дерева; точно так же духовный плод деятельности человека появляется лишь после того, как он расцветёт у стоп Нитьянанды.
19) лиана (балла) — этот знак символизирует то, каким образом разумный человек должен держаться стоп Нитьянанды. Он должен крепко ухватиться за стопы Нитьянанды подобно тому, как лиана обвивает дерево.
20) плуг (хала) — Баларама — это Нитьянанда Прабху. Его лотосные стопы прохладны как миллионы лун. Баларама держит в руке плуг, а Кришна носит в руках флейту. В начале идёт культивация (обработка почвы) — каршана, все неблагоприятные сорняки нужно удалить с поля. Для этого используется плуг Баларамы. Затем, когда поле сердца (хридая-кшетра), вспахано, в него бросают семена преданности (бхакти-лата). Только тогда человека может привлечь звук флейты Кришны. Флейта означает акаршана — особое влечение. Итак, каршана-акаршана — обработка почвы и прорастание семян. Это Баларама и Кришна.
Так заканчивается объяснение Шрилы Гоур Говинды Махараджа знаков на стопах Господа Нитьянанды.
Vedic-Culture.in.ua