История Вегетарианства
в Европе XIX ст
Как начиналась история вегетарианства в западных странах Европы? Что послужило причиной и какие цели вегетарианское движение ставило перед собою?
Проблема естественного и гармоничного питания привлекала внимание многих удивительных личностей в разные времена, детальнее об этом можно узнать в статье «История Вегетарианства в изречениях древних мудрецов».
В XVIII — XIX вв. вегетарианством так же интересовались такие естествоиспытатели как Гумбольдт и Кювье. Последний писал:«Человек приспособлен, по-видимому, к питанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частями растений». А великий английский поэт XIX века добавлял:«Лишь благодаря смягчению и приукрашиванию мертвой плоти в процессе кулинарной обработки, она становится пригодной к пережёвыванию и усвоению, теряя вид кровавого месива, способного вызвать лишь тошнотворный страх и отвращение.»
И что интересно по этому поводу заметить, что история вегетарианства конца XIX – начала XX века началась в первую очередь в той среде, в которой потребление мяса на душу населения было особенно высоко: в Англии и США. Но это лишь одна из причин, поскольку сам термин «вегетарианство», возникший в Англии в 1842 г., в своей основе исходит из латинское «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый». Проще говоря, изначально слово «вегетарианство» означало образ жизни, гармоничный с философской и нравственной точек зрения, а не только лишь гуманное питание.
«Животные — это мои друзья... и я не ем своих друзей».
Бернард Шоу
Таким образом, термин «вегетарианство» исторически возник в связи с тем, что люди в городах с развитием техногенного, или промышленного, общества и мышления, всё больше отдалялись от естественного образа жизни, который гармонично связан с природой и окружающей средой: менялся их образ жизни, мышление и питание, которое всё больше и больше включало в себя мясные изделия и многие другие вредные вещества. В связи с этим и возникла необходимость каким-то образом выделить естественный гармоничный образ жизни от образа жизни, который пропагандировали современные тенденции на то время. Вот так вот и возникло движение «вегетарианство».
Начало истории вегетарианства в XIX ст
История вегетарианства в Англии связано с таким промышленным городом, как Манчестер, где в 1847 г. появилось первое и самое знаменитое Вегетарианское общество, которое уже через год насчитывало 478 членов. Население Манчестера в 1831 году составляло 142 000 человек, большая часть из которых — бедные ирландские иммигранты, стремившиеся в Манчестер как в один из крупнейших индустриальных центров Англии, где они пытались заработать себе на жизнь.
Первое собрание лондонских вегетарианцев состоялось уже в 1849 г. В этом же году вышел первый журнал Вегетарианского общества «Вегетарианский Курьер». С 1953 г. он носит название «Вегетарианец». Среди литераторов-вегетарианцев выделялся английский драматург Бернард Шоу (1856 -1950), лауреат Нобелевской премии и «Оскара» одновременно. Он любил повторять:
Однажды Бернард Шоу пошутил:
«Когда человек хочет убить тигра, он называет это спортом;
когда же тигр хочет убить человека, тот называет это кровожадностью».
В 1887г. открывается Вегетарианский спортивный клуб, члены которого занимаются велосипедным спортом и легкой атлетикой. Интересным будет тот факт, что члены клуба установили 68 национальных и 77 местных рекордов на состязаниях и, что особенно примечательно, завоевали две золотые медали на IV Олимпийских играх. Достаточно вспомнить рекорд Джорджа Аллена в 1908 г. — 60 миль за день в состязаниях по спортивной ходьбе.
В 1889 г. был создаётся Вегетарианский федеративный союз, на основе которого в 1908 г. — Международный вегетарианский союз. Начиная с этого времени международные встречи вегетарианцев стали проходить регулярно (во Франции, Югославии, Израиле); а в 1985 г. был организован Европейский вегетарианский союз, который также стал регулярно проводить свои встречи в различных городах Европы.
С начала нашего столетия в Великобритании успешно работали два вегетарианских общества: Лондонское общество и Вегетарианское общество. В 1969 г. эти две организации были объединены в Вегетарианское общество Объединенного Королевства. В 1871 г. члены одной из английских вегетарианских организаций (41 человек) переселились из Англии в Америку и обосновались в Филадельфии, где их число быстро возросло.
История вегетарианства в Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии
В Германии вегетарианское движение стало распространяться немного позднее, чем в англоязычных странах. Так в 1867 году в Нордгаузене пастор Эдуард Бальцер основал «Союз друзей натурального образа жизни» («Verein von Freunden der natürlichen Lebensweise»), а в 1868 году Густав фон Струве, один из участников революции 1848 года, возглавил «Вегетарианское общество» («Die vegetarische Gesellschaft») в Штутгарте. Эти два наиболее значительные общества объединились в 1892 году в «Немецкий вегетарианский союз» («Deutscher Vegetarierbund»). Важно так же отметить в этом процессе моральную поддержку со стороны Льва Толстого.
... залогом формирования идеального общества является совершенствование отдельного человека.
убеждение Льва Толстого
И опять же, интересно взглянуть на мотив создания немецкого вегетарианского движения — оно стало реакцией на процессы индустриализации, урбанизации и на связанные с ними перемены в режиме питания и образа жизни. Ответом на эти процессы было и стремление к общей реформе жизни (Lebensreform):
- возвращение к природе;
- поощрение садоводства;
- поощрение физических упражнений.
Создатель учения антропософии, немецкий философ-мистик Рудольф Штайнер, известен в наши дни, прежде всего, как основатель вальдорфских школ. Движение откололось в 1907 г. от теософии. В 1960-х годах оно получило повторное распространение в Европе и США, преимущественно в областях педагогики и медицины. Антропософия органично включила в себя идеи вегетарианства, феминизма, защиты животных, интерес к научным исследованиям метафизического.
«За всем материальным стоит духовное, в том числе и за пищей. ... мы не занимаемся здесь пропагандой в пользу вегетарианства, но лишь устанавливаем истину.»
Р.Штайнер
Известный писатель Франц Кафка (1883–1924), разглядывая рыб в аквариуме, как-то сказал: «Теперь я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем». Автор «Замка» и «Процесса» даже не догадывался, что его мимолетная фраза войдет в историю, превратившись в лозунг вегетарианцев — «я никого не ем».
История вегетарианства в скандинавских странах
Ещё одна интересная тенденция истории вегетарианства — чаще всего оно связано с некой известной личностью, сторонника и пропагандиста идей здорового образа жизни, т.е. вегетарианства. Так в Дании история вегетарианства связана с философом Мартинеса, все его ученики были вегетарианцами.
В Швеции первое вегетарианское общество — это так называемые дановцы, последователи Петра Данова (1864–1944), приверженца и проповедника вегетарианства. В основном это были целые семьи вегетарианцев, которые воспитывали своих детей в соответствии с наставлениями данной системы с самого рождения. Впрочем, в Скандинавских странах многие придерживаются вегетарианства просто для здоровья.
История вегетарианства во Франции, Италии и Польше
В римско-католических странах европы: во Франции, Италии, Польше, а также и в католических немецкоязычных землях, вегетарианство до конца XX ст получало меньшее распространение.
Во Франции до революции 1789 года духовенство и миряне изначально постились около 160 дней церковного года. Но между 1850-ми и 1920-ми годами число постных дней постоянно сокращалось, а во второй половине ХХ века церковь вообще практически отказалась от строгого поста. И только в 1899 году было основано «Вегетарианское общество Франции» («Société Végétarienne de France»). Особенностью французского вегетарианства считалась ориентация на «научные идеи», фокусировка на вопросах медицины и физического развития.
Что касается Польши, то история вегетарианства начале XX века связана с В. Лютославским, который пропагандировал вегетарианский образ жизни в основном через религиозно-философское общество «Элеусис», которое он основал. Его члены — элеусы — были обязаны вести глубоко этический и гигиенический образ жизни, ставя своей целью моральное возрождение народа.
«Молочные продукты, орехи, фрукты – вот наиболее соответствующая пища для тех, кто хочет развить высшие способности духа».
Лютославский в своей книге
«Развитие потенциала свободы» (1905)
Проповедниками вегетарианства в Польше также были Я. Ястрженбовский, доктор Я. Држевецкий и доктор Е. Поляньчик. Последний считал, что доисторические лехи, предки поляков, были в основном вегетарианцами. В период между первой и второй мировыми войнами вегетарианство в Польше пропагандировал доктор А. Тарновский, который руководил климатическим курортом в Косово. Проповедником этой идеи был также Б. Влодаж, который связывал вегетарианство с теософией. Действующее в Польше «Теософское общество» было центром пропаганды вегетарианства. Существовало, впрочем, и «Общество вегетарианцев», оно содержало столовые и издавало журнал «Польское вегетарианство».
История вегетарианства в Нидерландах
Первый известный в Нидерландах вегетарианец — общественный деятель Фердинанд Домела Ньивенхейс (1846–1919). От мяса он отказался из-за твердого убеждения, что в справедливом обществе человек не вправе убивать животных. Домела Ньивенхейс недолго оставался в одиночестве, постепенно он находил единомышленников.
И уже 30 сентября 1894 года по инициативе врача Антона Версхора был основан Нидерландский Союз Вегетарианцев, состоящий из 33 членов. Спустя 10 лет их количество возросло до 1000, а ещё через 10 лет — до 2000.
Первые члены Союза Вегетарианцев были последователями великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который отказался от мяса, руководствуясь нравственными принципами. Его голландские единомышленники называли себя толстоянами (tolstojanen) или христианами-анархистами, и их приверженность толстовскому учению не ограничивалась идеологией питания.
Как и наш соотечественник, они были убеждены, что залогом формирования идеального общества является совершенствование отдельного человека. Кроме того они выступали за свободу личности, призывали к отмене смертной казни, равноправию женщин и мужчин.
Составитель - Kris.h.Nive
Vedic-Culture.in.ua