Кришна и Верховная Божественная Личность суть одно и то же. Поэтому для обращения к Господу Кришне во всей Гите употребляется слово Бхагаван. Бхагаван – это конечный аспект Абсолютной Истины. Есть три стадии постижения Абсолютной Истины, а именно: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма, аспект Всевышнего, находящийся в сердце каждого живого существа; и Бхагаван, или Верховная Божественная Личность, Господь Кришна. В Шримад-Бхагаватам (1.2.11) эта концепция Абсолютной Истины объясняется следующим образом: "Постижение Абсолютной Истины проходит через три стадии, известные тому, кто завершит этот процесс. Эти три аспекта Абсолютной Истины – Брахман, Параматма и Бхагаван – составляют Единое целое".
Эти три божественных аспекта могут быть объяснены на примере солнца, также имеющего три различных аспекта: солнечный свет, поверхность солнца и сама планета. Изучающий лишь солнечный свет является начинающим учеником. Познавший структуру солнечной поверхности пошел дальше, а сумевший проникнуть в само Солнце достиг вершины. Обычных учеников, довольствующихся лишь познанием свойств солнечного света – его всепроникновения и ослепительного безличного сияния – можно сравнить с теми, кто смог постичь в Абсолютной Истине лишь аспект Брахмана. Ученик, достигший более высокой ступени знания, может познать природу солнечного диска. Это соответствует постижению аспекта Абсолютной Истины, называемого Параматмой. Тот же ученик, который может проникнуть в самое сердце планеты Солнце, подобен познавшему личностные черты Верховной Абсолютной Истины. Поэтому бхакты, или трансценденталисты, постигшие свойства Бхагавана, являются наивысшими трансценденталистами, хотя все ученики, ставшие на путь изучения Абсолютной Истины, занимаются одним и тем же предметом. Солнечный свет, солнечный диск и внутренние процессы в Солнце неотделимы друг от друга. Но ученики, изучающие эти три разных аспекта, не принадлежат к одной категории.
Полное Целое, Верховная Абсолютная Истина – это совершенная Личность Бога. Концепция безличного Брахмана представляет собой неполное понимание Абсолютного Целого, это же справедливо и по отношению к Параматме, Сверхдуше. Верховная Личность Бога есть сач-чид-ананда-виграха. Осознание безличного Брахмана – это осознание Его аспекта сат, то есть аспекта вечности, а осознание Параматмы, Сверхдуши – осознание Его аспектов сат и чит, аспектов вечности и знания. Осознание Личности Бога – это осознание всех Его аспектов – сат, чит и ананда (блаженства). И когда человек осознает Личность Бога, он постигает все эти аспекты в составе совершенной формы (виграхи). Итак, Полное Целое не лишено формы. Если бы Оно не имело формы или хоть в чем-то уступало Своему творению, Его нельзя было бы назвать полным. Полное Целое должно содержать в себе все, что находится как в пределах, так и за пределами нашего опыта, иначе Оно не было бы полным.
Шри Ишопанишад,
обращение, стр. 19-20
Санатана-дхарма
Cанатана-дхарма не является просто каким-то религиозным отправлением. Это – вечная функция вечных живых существ во взаимоотношениях с вечным Всевышним Господом. Санатана-дхарма, как это уже было сказано, есть вечная деятельность живого существа. Шрипада Рамануджачарья объяснил слово санатана как "то, что не имеет ни начала, ни конца"; следовательно, когда мы говорим о санатана-дхарме, мы должны принять на веру, полагаясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи, что она не имеет ни начала, ни конца.
Cлово "религия" имеет несколько другое значение, нежели санатана-дхарма. Религия выражает идею веры, а вера может меняться. Можно иметь веру в определенный процесс, и можно переменить свою веру и принять другую, но слово санатана-дхарма относится к такой деятельности, которая не может измениться. Например, жидкое состояние есть неотъемлемое свойство воды, так же, как тепло – неотъемлемое свойство огня. Подобным же образом, вечная функция живого существа не может быть отделена от живого существа. Санатана-дхарма навечно неотделима от живого существа. Поэтому, когда мы говорим о санатана-дхарме, мы должны считать само собой разумеющимся, что она не имеет ни начала, ни конца, полагаясь на авторитет Шрипады Рамануджачарьи. То, что не имеет ни начала, ни конца, не может быть ограниченным, ибо не может быть сковано никакими рамками. Все же приверженцы каких-либо отдельных ограниченных религий могут ошибочно полагать, что санатана-дхарма тоже ограничена, но если мы углубимся в сущность предмета и рассмотрим его в свете современной науки, мы сможем увидеть, что санатана-дхарма касается всех людей в мире, более того, всех живых существ во вселенной. Религия, не связанная с санатаной, может иметь начало в анналах человеческой истории, но нет начала истории санатана-дхармы, потому что она пребывает вечно с живыми существами. Что же касается живых существ, то в авторитетных шастрах утверждается, что они не знают ни рождения, ни смерти. В Гите утверждается, что живое существо никогда не рождается и не умирает. Оно вечно, не поддается уничтожению и продолжает жить после разрушения своего временного материального тела. Что касается концепции санатана-дхармы, то попробуем уяснить понятие религии с помощью санскритского корня этого слова. Дхармаотносится к тому, что постоянно существует с определенным предметом. Мы заключаем, что наряду с огнем существует тепло и свет; без тепла и света слово "огонь" бессмысленно. Подобным же образом, мы должны выяснить, что есть основная часть живого существа, та часть, которая постоянно сопутствует ему. Этот постоянный спутник есть его вечное свойство, а это вечное свойство есть его вечная религия.Бхагавад-гита, введение, стр. 32-33
Карми, гьяни, йоги и бхакты
Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Преданный Господа Кришны не имеет желаний, поэтому он умиротворен. Работающие ради плодов желают материального наслаждения, гьяни желают освобождения, а йоги желают материального богатства; поэтому они полны вожделения и не могут обрести покой".
Комментарий
У преданного Кришны нет иных желаний, кроме желания служить Кришне. Даже так называемые освобожденные люди полны желаний. Действующие ради плодов стремятся получить лучшие условия для жизни, а гьяни хотят слиться со Всевышним. Йоги желают материального богатства, йогических и мистических совершенств. Все они испытывают вожделение (ками). Поскольку у них есть какие-то желания, они не могут обрести умиротворение.
Формулу мира дает Кришна в Бхагавад-гите: бхоктра йаджа-тапассарва-лока-махеварам
сухрида сарва-бхтнм
джтв м нтим ччхати
Если человек понимает, что единственный верховный наслаждающийся – Кришна, он совершит все виды жертвоприношений, пройдет через все аскезы и покаяния ради того, чтобы достичь преданного служения Кришне. Кришна – это Высшее Существо, Он владеет всеми материальными мирами; поэтому во всей вселенной Он является единственным другом, который может на самом деле принести благо всем живым существам. Если человек понимает Кришну, он тотчас же избавляется от желаний (нишкама), поскольку кришна-бхакта знает, что Кришна во всех отношениях является его другом и защитником и что Он способен сделать все для Своего преданного. Кришна говорит: "О сын Кунти, смело объявляй всем, что Мой преданный никогда не погибнет". Поскольку Кришна заверяет его таким образом, преданный живет в Кришне и не имеет желания получить для себя выгоду. Преданный уповает только на Самого Всеблагого. Для чего преданному желать каких-то благ для себя? Его единственное дело – удовлетворять Всевышнего, оказывая Ему столько служения, сколько возможно. Кришна-бхакта не стремится к собственному личному благу. Его всецело защищает Всевышний. Бхактивинода Тхакур говорит, что у него нет желаний, т. к. Кришна защищает его во всех обстоятельствах. Но он не ожидает от Кришны какой-то поддержки; нет, он просто чувствует себя зависимым от Кришны, точно так же, как ребенок зависит от своих родителей. Ребенок не осознает, что родители оказывают ему служение, но тем не менее он всегда находится под защитой. Это называется нишкама (отсутствие желаний).
Хотя карми, гьяни и йоги осуществляют свои желания, совершая разнообразную деятельность, они никогда не бывают удовлетворены. Карми тяжело трудится в надежде заработать миллион долларов, но как только он получает его, у него появляется желание получить еще один миллион. Для карми поток желаний никогда не прекращается. Чем больше карми получает, тем больше он желает. Гьяни не могут не иметь желаний, т. к. их разум нечист. Они желают раствориться в сиянии Брахмана; но даже если они и поднимаются на этот уровень, они не могут получить там удовлетворения. Существует множество гьяни и санньяси, которые отреклись от этого мира, считая его ложным, но после принятия санньясы они снова возвращаются в этот мир, чтобы заниматься политикой или филантропией, открывать школы и больницы. Это говорит о том, что они не смогли достичь истинного Брахмана (брахма сатьям) и вынуждены опять спускаться на материальный уровень, чтобы заниматься филантропической деятельностью. Таким образом, они заново начинают взращивать свои желания, а когда эти желания исчерпываются, они начинают желать чего-то другого. Поэтому гьяни не может быть нишкама, или тем, у кого нет желаний. Йоги тоже не могут не иметь желаний, поскольку они хотят достичь йогических совершенств для того, чтобы демонстрировать свои волшебные подвиги и добиваться популярности. Люди собираются, чтобы посмотреть на таких йогов, а у йогов желание получать признание разгорается все больше и больше. Поскольку они злоупотребляют своими мистическими силами, они вновь падают на материальный уровень. Для них нет возможности стать нишкама, не имеющими желания.
Суть в том, что только те преданные, которые получают удовлетворение просто служением Господу, могут стать настоящими преданными. Поэтому и сказано: ка-бхакта нишкма. Поскольку кришна-бхакта, преданный Кришны, удовлетворен одним лишь Кришной, он не упадет.
Ч. ч. Мадхья, 19.149Карма
Западная наука и философия, в общем, признают, что всеми действиями и явлениями во вселенной управляет закон причинности, что не может быть никаких действий или событий, по крайней мере материального порядка, не имеющих соответствующих причин. Ведическая литература называет этот закон причинно-следственной связи законом кармы. С незапамятных времен джива действует в материальном мире и последствия этих действий приносят ей радости или страдания. Эти действия служат причиной ее переселений из одного материального тела в другое. Иначе говоря, джива оставляет старые и вселяется в новые тела, подобно человеку, снимающему старую и надевающему новую одежду. Переселяясь из одного тела в другое, джива страдает или наслаждается результатами своих прошлых действий (кармой).
В каком-то смысле, любая карма есть рабство. Даже благочестивые поступки, или "хорошая карма", удерживают человека в круговороте рождений и смертей. Человек должен освободиться от любой кармы, чтобы вырваться из самсары – повторяющихся рождений и смертей. Желая наслаждаться в этом мире, джива, в соответствии с этими желаниями, творит свою собственную карму. Поэтому ни Бхагаван, ни материальная природа не несут ответственности за карму дживы; она сама создает свою судьбу. В соответствии с деятельностью дживы (и под присмотром Всевышнего) материальная природа просто предоставляет дживе очередное тело, в котором она может исполнить свои желания. Свобода от великой цепи кармы приходит через знание. "Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, так огонь знания сжигает дотла все последствия (сарва-кармани) материальных действий" (Бхагавад-гита 4.37). Этот "огонь знания" есть не что иное, как понимание дживой своего конституционального положения вечного слуги Всевышнего. Тот, кто вручил себя Бхагавану, выходит из-под влияния прошлой, настоящей и будущей кармы.
Джива не может освободиться от кармы, просто отказавшись от деятельности. Веды утверждают, что душа по своей природе неизменно деятельна. "Воистину, для воплощенной души невозможно полностью отказаться от деятельности. Но тот, кто отрекся от плодов своего труда (карма-пхала-тйг), считается истинно отрекшимся" (Бхагавад-гита 18.11). Иначе говоря, человек должен научиться искусству действовать, не создавая кармы.
В Бхагавад-гитеБхагаван Кришна подробно объясняет это искусство карма-йоги. Вкратце эти поучения сводятся к следующему: тот, кто совершает свою деятельность как жертву Верховному Бхагавану, избегает кармы, рабства в материальном мире. Такая чистая жертвенная деятельность называется акарма, то есть "действия без последствий". Нарада-панчаратра объясняет, что искусство карма-йоги состоит в хкена-хкеа-севанам – служении Господину чувств своими собственными чувствами. Гуру должен учить своих учеников этому нелегкому искусству акармы – искусству действовать, не вызывая своими поступками никаких последствий.
Сатсварупа даса ГосвамиОчерки ведической литературы, стр. 49-50
Джива, духовная душа
мамаивмо джва-локеджва-бхтах сантанах
манах-ахнндрийи
практи-стхни карати <p >Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых – ум.
Комментарий
В этом стихе ясно указывается подлинная сущность живого существа. Оно вечно является составной неотъемлемой частью Всевышнего Господа. Это не значит, что оно обладает индивидуальностью в своей обусловленной жизни, а, достигнув освобождения, сливается со Всевышним Господом. Оно вечно является частичкой. Здесь ясно сказано – санатанах. Согласно ведическим шастрам, Всевышний Господь проявляет и распространяет Себя через Свои бесчисленные экспансии; первичные экспансии называются вишну-таттва, а вторичные – живыми существами. Другими словами, вишну-таттва – это личная экспансия, а живые существа – отдельные экспансии. Через Свою личную экспансию Он проявляется в разных образах, таких, как Господь Рама, Нрисимхадев, Вишнумурти и все остальные полные экспансии, царящие на планетах Вайкунтхи. Отдельные экспансии – живые существа – являются вечными слугами. Личные экспансии Верховной Божественной Личности, индивидуальные Его воплощения, присутствуют всегда. Подобно этому, отдельным экспансиям, каковыми являются живые существа, присуща индивидуальность. Будучи неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, они частично обладают Его качествами, одно из которых – независимость. Каждое живое существо, будучи индивидуальной душой, имеет индивидуальность и небольшую долю независимости. Злоупотребляя этой независимостью, человек становится обусловленной душой, а используя независимость должным образом, всегда пребывает в освобожденном состоянии. В обоих случаях по своим качествам живое существо вечно, как и Всевышний Господь. В освобожденном состоянии оно перестает быть обусловленным материальным миром и занимается трансцендентным служением Господу. В обусловленной жизни им управляют гуны материальной природы, и оно забывает о трансцендентном любовном служении Господу. В результате этого ему приходится вести тяжелую борьбу, чтобы поддерживать свое существование в материальном мире.
Все живые существа, не только люди, кошки и собаки, но и такие правители материального мира, как Брахма, Господь Шива и даже Вишну, представляют собой неотъемлемые части Всевышнего Господа. Все они вечны, а не временны. Слово каршати (суровая борьба, схватка) имеет очень важное значение в этом стихе. Обусловленная душа связана, закована в железные цепи. Она связана ложным эго, а ум – главная движущая сила, которая тащит ее в этот материальный мир. Когда ум пребывает в гуне добродетели, деятельность человека благочестива. Когда ум – в гуне страсти, его деятельность является источником беспокойств, а когда ум погружен в гуну невежества, он спускается к низшим формам жизни. Из данного стиха явствует, однако, что обусловленная душа покрыта материальным телом, с умом и чувствами, но когда она освобождается, материальная оболочка исчезает, и ее духовное тело проявляется в своем индивидуальном качестве… В Мадхьяндинаяна-шрути утверждается, что когда живое существо прекращает воплощаться в материальном мире и вступает в мир духовный, оно восстанавливает свое духовное тело, в котором может лицом к лицу видеть Верховную Божественную Личность. Тогда оно имеет возможность непосредственно слышать Его и говорить с Ним, а также осознавать Его таким, как Он есть. Из смрити также можно понять, что на духовных планетах каждый имеет тело, подобное телу Верховной Божественной Личности. Что же касается строения тела, то нет разницы между живыми существами, являющимися неотъемлемыми частичками Всевышнего Господа, и экспансиями вишну-мурти. Иными словами, освобожденное живое существо получает духовное тело милостью Верховной Божественной Личности.
Также очень существенным является слово мамайвамшах (составные неотъемлемые части Всевышнего Господа). Неотъемлемая часть Всевышнего Господа – не то, что обломок какого-либо материального предмета. Как мы уже уяснили из второй главы, дух не может быть расчленен на куски. Эта часть непостижима с материальной точки зрения. Это не материя, и не может быть разрезано на куски и затем вновь собрано. Подобное представление неприменимо в данном случае, ибо здесь употребляется санскритское слово санатана, вечный. Неотъемлемая часть вечна. В начале второй главы также сказано, что в каждом отдельном теле присутствует часть Всевышнего Господа. Эта фрагментарная частичка, освобожденная из материальных оков, восстанавливает свое исходное духовное тело в духовном небе на духовных планетах и наслаждается общением со Всевышним Господом. Из этого стиха, однако, понятно, что живое существо, будучи неотъемлемой составной частичкой Всевышнего Господа, едино с Ним в качественном отношении, подобно тому, как частички золота – также золото.
Бхагавад-гита15.7Майя
Материальная иллюзия называется майя. Это значит "нереальность, обман, забывчивость" – то, чего нет. Под влиянием майи человек думает, что он может быть счастлив в этом преходящем материальном мире. Майя, иллюзорная энергия Всевышнего, не действует самостоятельно, но находится под Его управлением. "Именно из-за иллюзии (майи) они (дживы) утрачивают свободу. Знай, что Природа – это иллюзия (майя), а могущественный Господь – творец этой иллюзии".
Майя так сильна, что сколько бы страданий ни испытывал человек, он будет думать, что счастлив. "Майя – причина страданий человека и его бессилия. Из-за нее человек забывает о своей божественной природе". Когда джива отождествляет себя с телом, она развивает в себе тысячи желаний, которые потом пытается осуществить. Природа материального мира такова, что чем больше выгоды джива старается извлечь из своего положения, тем больше она запутывается в сетях майи. Действуя под влиянием майи, джива ставит себя под власть закона кармы, закона причинно-следственной связи.
О тносительно происхождения майи Бхагаван Кришна говорит: "Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию (майю), состоящую из трех гун материальной природы". Веды добавляют к этому: "Хотя майя (иллюзия) и ложна, или преходяща, за ней стоит верховный чародей, Личность Бога, который есть Махешвара, верховный властитель".
В сущности, майя есть не что иное, как иллюзия, обман, мираж, который вводит людей в заблуждение, заставляя их думать, что вечность и счастье можно найти в деятельности материального мира (который на самом деле преходящ и полон страданий). Даже высокообразованные и разумные люди могут попасть под чары майи. Бхагавад-гита определяет таких людей как мйайпахта-джна – "те, чье знание украдено майей". Цель ведической литературы – освободить все живые существа из оков майи. "Избавление от пут этой иллюзии, которая так или иначе завладела родом человеческим – венец всех усилий". В Бхагавад-гите сказано, что дживе очень трудно вырваться из оков майи: "Эту Мою божественную энергию, состоящую их трех гун материальной природы, очень трудно преодолеть. Но тот, кто предается Мне, может легко выйти из-под ее влияния".
Сатсварупа даса ГосвамиОчерки ведической литературы, стр. 48-49
Три гуны материальной природы
Три гуны материальной природы – это благость (саттвам), страсть (раджас) и невежество (тамас). Они являются контролирующими энергиями, которые управляют всеми объектами и всей деятельностью в материальном мире. Люди в гуне невежества находятся под контролем сна, безумия, интоксикаций, лени, нечистоплотности и т. д. Люди в раджасе контролируются страстными желаниями, наиболее сильным из которых является половое желание. Люди в благости пребывают в счастье, умиротворении и озарении. Благость – это
ступень, предшествующая духовной жизни. Если мы посмотрим на материальную сторону деятельности в преданном служении, то увидим, что она проходит в гуне благости. Трансцендентный уровень – это чистая благость, когда на человека уже больше не влияют гуны материальной природы. Кришна говорит, что тот, кто предался Ему, может с легкостью превзойти гуны природы. В противном случае, каждый полностью находится под контролем этих гун, даже если и думает, что свободен от них.
Пять видов освобождения
<p >Чистый преданный отвергает все виды освобождения: салокью, саршти, самипью, сарупью и экатву, – даже если Верховный Господь предлагает их ему.Комментарий
Здесь недвусмысленно сказано, что чистый преданный не стремится к слиянию с Верховным Господом (экатва), о котором мечтают имперсоналисты, философы-эмпирики и йоги-мистики. Желание стать единым с Верховным Господом чуждо чистому преданному. Преданный в некоторых случаях соглашается подняться на планеты Вайкунтхи, чтобы там служить Господу, но он скорее отправится в ад, чем согласится погрузиться в сияние Брахмана. Экатву, растворение в сиянии Верховного Господа, называют кайвальей, однако чистому преданному блаженство кайвальи представляется адом. Преданный так привязан к служению Верховному Господу, что пять видов освобождения не представляют для него никакого интереса. Считается, что тот, кто занимается чистым трансцендентным любовным служением Господу, уже достиг всех пяти видов освобождения.
Когда преданный попадает в духовный мир, на Вайкунтху, ему предоставляют четыре различные возможности. Одной из них является салокья, возможность жить на одной планете с Верховной Личностью Бога. На каждой из бесчисленных планет Вайкунтхи правит Верховная Личность в одной из Своих полных экспансий. Главная из планет Вайкунтхи – Кришналока. Подобно тому, как главной планетой материальной вселенной является Солнце, главной планетой духовного мира является Кришналока. Сияние, которое излучает Господь, находясь на Кришналоке, озаряет не только духовный, но и материальный мир, хотя в материальном мире это сияние покрыто материей. В духовном мире бесчисленное множество планет Вайкунтхи, и на каждой из них правит Верховный Господь. Преданный может попасть на одну из планет Вайкунтхи, чтобы жить там вместе с Верховной Личностью Бога.
Получая освобождение саршти, преданный обретает те же богатства, которыми владеет Верховный Господь. Достичь освобождения самипья – значит получить возможность лично общаться с Верховным Господом. Преданный, который получает освобождение сарупья, получает духовное тело, подобное телу Верховной Личности Бога. Только по двум или трем признакам можно отличить трансцендентное тело Господа от тел Его освобожденных преданных. К числу таких признаков относится Шриватса, завиток волос на груди, который есть только у Господа.
Чистый преданный отвергает эти пять видов духовного освобождения, даже если ему их предлагают, не говоря уже о материальных благах, которые ничтожны по сравнению с духовными благами. Когда Господь предложил Прахладе Махарадже на выбор любые материальные блага, Прахлада ответил: "О мой Господь, у моего отца были все материальные блага на свете, перед его могуществом трепетали даже полубоги. Но, несмотря на это, Ты в одно мгновение лишил его жизни, и его материальному благополучию пришел конец". Желание материальных или духовных благ чуждо чистому преданному. Он хочет только одного – служить Господу. Это приносит ему самое большое счастье.
Шримад-Бхагаватам3.29.13Ачинтья-бхедабхеда таттва
Философы-имперсоналисты школы майявади верят в то, что Всевышний и живые существа это одно и то же. Думая таким образом, они считают самих себя Богом. Однако, они говорят, что космический мир является творением майи, и потому ложен. Это объясняется выражением: брахма сатья джагат митхй – "Брахман (или дух) реален, а мир материи ложен". Философия же вайшнавов – ачинтйа-бхедбхеда таттва, то есть все едино с Кришной, и в то же время отлично от Кришны. Все едино с Кришной, поскольку все это – энергия Кришны; поэтому мы не говорим, что материя ложна – скорее мы утверждаем, что она временна. Тем не менее, хотя энергия Кришны распространена повсюду, все же Кришна остается в Своем личностном аспекте как независимый Источник энергии.
Три энергии Кришны
Говорится, что изначальных энергий Абсолютной Истины – три: внутренняя, внешняя и пограничная. Через Свою внутреннюю энергию Личность Бога в Своей изначальной форме создает духовные космические проявления, вечные Вайкунтхалоки, которые существуют постоянно, даже после уничтожения материального космического проявления. С помощью Своей пограничной энергии Господь распространяет Себя в виде живых существ, которые являются Его частью, – точно так же солнце во всех направлениях распространяет свои лучи. А с помощью Своей внешней энергии Господь проявляет материальное творение, точно так же, как солнце своими лучами создает туман. Материальное творение – не что иное, как искаженное отражение вечной природы Вайкунтхи.
Эти три энергии Абсолютной Истины описываются также в Вишну-пуране, где сказано, что живое существо качественно тождественно внутренней энергии, в то время как внешняя энергия косвенно контролируется главной причиной всех причин. Майя, иллюзорная энергия, покрывает и обволакивает живое существо, как туман скрывает от взора прохожего свет солнца, и тот не может найти дорогу. Хотя энергия майи качественно уступает пограничной энергии, состоящей из живых существ, которые являются неотъемлемыми частицами Господа, тем не менее майя наделена полномочиями контролировать живые существа, точно так же как туман способен блокировать влияние определенной части солнечных лучей, хотя и не в состоянии скрыть солнце. Живые существа, покрытые иллюзорной энергией, пребывают в самых различных формах жизни, начиная от тела муравья и кончая телом Брахмы, конструктора вселенной. Прадхана, главная причина всех причин в имперсональном понимании, есть ничто иное, как Верховный Господь, которого во внутренней энергии можно увидеть лицом к лицу. С помощью Своей непостижимой энергии Он принимает материальную всепроникающую форму. Хотя три энергии, а именно, внутренняя, внешняя и пограничная, являются по существу одной и той же энергией, их проявления различны, как, например, электрическая энергия в разных условиях может производить холод или тепло. Энергия называется внешней и пограничной в определенных условиях, но в изначальных внутренних энергиях нет таких разграничений; и качества внешней энергии не могут присутствовать в пограничной и наоборот. Тот, кто способен понять все хитросплетения деятельности этих энергий Всевышнего Господа, больше не может оставаться имеющим скудные познания эмпириком-имперсоналистом.
Ч. ч. Ади 2.96