"Сад-даршана" Шесть систем Ведической философии

1. Введение


Слово веда означает "знание". В современном мире мы используем термин "наука" для обозначения авторитетного знания, на котором базируется человеческий прогресс. Для античных людей Бхаратаварши (Великой Индии) слово веда имело даже больший смысл, чем сегодня слово "наука" имеет для нас. Это происходило потому, что научные запросы того времени не ограничивались познанием мира с помощью физических чувств. И сам прогресс человеческой цивилизации не означал интенсивное технологическую эксплуатацию материальной природы. В Ведические времена фокус науки был сосредоточен на вечности, а не временности; поэтому тогда прогресс означал продвижении в духовном пробуждении души и освобождение развитие духовного знания о душе, которая, хотя и пребывает в этом материальном мире, временном, полном невежества и страданий.

Ведическое знание называется апаурушейа, т.е. сверхчеловеческое. Ведическое знание проявилось в начале творения космоса в сердце Брахмы, повелителя творения, родившегося в стебле лотоса, из которого исходят все формы жизни этой вселенной. Брахма передал это знание в виде шабды (духовного звука) своим сыновьям, которые являются великими святыми и обитают на высших планетарных системах: Сатьялоке, Гьяналоке и Тапалоке. А сыновья Брахмы, в свою очередь, распространили Ведическую шабду по всей вселенной, включая мудрецов с Земли в античные времена. Пять тысяч лет назад великий Ведический авторитет Кришна Дваипайана Вьяса преобразовал шабду в санскритское Писание (шастры), известные и поныне как Веды.

В древней Индии изучение Вед было исключительной привилегией брахманов (класса интеллектуалов и священников). Тогда существовало четыре степени Ведического образования в соответствии с четырьмя ашрамами брахманической культуры (брахмачари, или ученический ашрам, грихастха, или семейный ашрам, ванапрастха, или уединенный ашрам, и санньяса, отреченный ашрам). Первой степенью знания было заучивание на память Ведической "Самхиты", состоящей из 20 000 мантр (стихов), разделенных на четыре секции - Риг, Сама, Яджур и Атхарва, которые воспевались брахманами для прославления различных аспектов Верховного существа на протяжении религиозных ритуалов. Второй степенью было мастерство брахмана, знающего все ритуалы для полного исполнения семейного, социального, священного долга по отношению к полубогам, святым личностям, живым существам и Верховному Господу. Третьей степенью было мастерство Араньяка, подготавливающее пожилого домохозяина к полному отречению. И, наконец, четвертой степенью было мастерство Упанишад, представляющее личностям, ищущим освобождения от цикла перерождений, философию Абсолютной Истины.

Тексты, изучаемые на четырех стадиях формального Ведического образования, назывались в общем шрути-шастра, "писания, воспринятые на слух" брахманами. Но шрути-шастрой не ограничивается вся Ведическая литература. Чхандокья упанишад 7.1.2 объявляет, что Пураны и Итихасы представляют собой пятую разделом Ведического обучения. Пураны и Итихасы учат тому же, что и четыре Веды, но это знание иллюстрируется обширными историческими повествованиями. Пятая Веда известна как смрити-шастра, "писание, которое надо запомнить". Изучение смрити-шастры было предназначено для не-брахманов.

Традиционно, существует шесть школ, описывающих сокровищницу Ведической мудрости, каждая с различных философских точек зрения. Каждая из этих точек зрения, или даршана, связана с известным мудрецом, являющимся автором сутры (кодекса), выражающим суть его даршана. Веданта-сутра Вьясы, который внимательно изучил и исследовал шесть систем Ведической философии (как и другие философы), сформировал третью большую часть Ведической литературы после шрути-шастр и смрити-шастр. Оно известно как ньяйа-шастра, или "писание философских обсуждений".

Сад-даршана (шесть философских взглядов) состоит из ньяьи (логики), вайшешики (атомистическая теория), санкхьи (анализ материи и духа), йоги (науки самоосознания), карма-мимамсы (науки деятельности ради ее плодов) и веданты (науки осознания Бога).

Сад-даршана относится к философам аштикам (от ашти - "это так"), признающим знание Вед авторитетом, и противостоит наштика-философам, наподобие Чарваки, буддистам, джайнистам (от нашти - "это не так"), отвергающим Веды. Начиная с ньяйи, каждая из школ сад-даршаны в своем собственном виде представляет более развитую и исчерпывающее объяснение аспектов Ведического знания. Ньяья устанавливает правила философских споров и определяет предмет дискуссии - физический мир, душа, Бог и освобождение. Вайшешика глубже применяет метод ньяья, или логики, для всестороннего анализа категории материального проявления, показывая, что видимые материальные объекты, к которым мы так привязаны, неизбежно разрушаются на невидимые атомы. Санкья развивает далее этот аналитический процесс, помогая душе стать отрешенной от материи. Посредством йоги душа пробуждает внутреннее духовное видение, чтобы увидеть себя вне тела. Карма-мимамса направляет душу к постижению цели всех Ведических ритуалов, а Веданта сосредотачивает ее на окончательной духовной цели, упомянутой в Упанишадах.

Изначально шесть даршанов были разделами знания, объединяющими понимание Вед, сравнимых с факультетами в современном университете. Однако под влиянием Кали-юги (века вражды), ученые этих даршанов стали ограниченными и вздорными. А некоторые даже искажали Ведическую философию ради своих корыстных целей. К примеру, карма-мимамса (которая к 500 г. до н.э. стала главной философией класса брахманов) была дискредитирована кровожадными священнослужителями, устраивавшими массовые казни животных под видом исполнения Ведических жертвоприношений. Но возникновение новой неведической религии ослабило влияние карма-мимамсы. Этой новой религией был буддизм. К 250 году до н.э. влияние карма-мимамсы и других даршанов существенно ослабело. Когда царь Ашока установил доктрину буддизма официальной религией своей империи, многие брахманы отказались от Ведической системы обучения и стали изучать концепции настики об ахимсе (ненасилии) и саньяты (войдизма).

В свою очередь, буддизм был вытеснен ведантистским учением Шанкары, который восстановил Ведическую культуру в Индии в 17-м столетии нашей эры. Однако формулировка Веданты Шанкары находилась под влиянием буддизма и поэтому неточно представляла изначальную веданта-даршану, данную Вьясой (последняя глава этой статьи содержит более детальную информацию).

После Шанкары Веданта была очищена школами великих учителей (ачарий) Рамануджи и Мадхвы. Дело в том, что под крышей тайного буддизма Шанкары философы Веданты обрели вес в диалектическом софизме, и это приветствовалось многими западными мыслителями.

Посредством диалектики в главных школах (сампрадайах) Веданты студенты имели великолепную возможность увидеть шесть систем Ведической философии "в действии". В диалектической Веданте доказательства брались с позиций ньяья, вайшешика и т.п. для: 1) демонстрации того, что Веданта - это наиболее исчерпывающая из всех даршанов и 2) прояснения точек расхождения между различными школами Веданты. Диалектика Веданты была представлена в бхашьях (комментариях) ачарий и в тиках (подкомментариях) их учеников. Все возможные философские положения, включая известные спекулятивные теории европейских философов, были рассмотрены, проанализированы и опровергнуты.

Изучение шести систем Ведической философии является само по себе формой йоги: гьяна-йога, йога теоретического знания. Однако от гьяны человеку следует переходить к вигьяне, практической реализации Абсолютной истины. Сад-даршана состоит из шести ветвей теоретической диалектики (шастратха), которые вращаются вокруг тезиса (пурвапакша) и антитезиса (уттарапакша) к синтезу (сиддханта), подобно искривленным ветвям дерева. Однако пути философских обсуждений сами по себе не приводят к познанию Абсолютной Истины, ибо она, будучи трансцендентной, лишь обрамляется ветвями гьяны также, как полная луна обрамляется кроной деревьев. Друг, желающий нам показать луну, может сначала обратить наше внимание на крону деревьев. Это может быть сравнимо с непрямой, или теоретической стадией знания. Видение же луны есть вигьяна.

Однако к вигьяне ведет прямой путь. Это объясняется в Махабхарате, Вана-парва 313.117: "Сухие рассуждения неубедительны. Философ становиться известен благодаря тому, что его мнение отличается от остальных. Изучение ветвей Вед не приведет человека на путь правильного понимания дхармы. Истина сокрыта в сердце самоосознавшей личности. Поэтому следует идти по пути таких великих душ".

Санскритское слово ачария походит от ачара, "делаю сам". Великие учителя Веданты, ачарии, были более чем просто теоретиками, - своим образцовым поведением осознающих Бога людей они указали путь практической трансцендентной реализации. Это путь от гьяны до вигьяны. В Индии сампрадайи (школы Веданты), основанные великими ачариями, являются бастионами садачары, т.е. духовной жизни. Студенты, входящие в эти школы, развивают в себе божественные качества, - чистоту, аскетичность, правдивость и милосердие - без которых божественное знание не может проявиться. Чистота разрушается незаконным сексом, аскетичность разрушается интоксикацией, правдивость разрушается азартными играми и милосердие - мясоедением. Тот, кто не в силах избавиться от этих дурных привычек, не имеет права называться ведантистом, или йогом. Сейчас столь много энтузиазма в отношении теоретической йоги и мистицизма, но пока человек не последует пути садачары, данного ачариями, то его запросы индийской духовности будут подобны облизыванию сосуда с медом: высший вкус (парам дриштва) будет недоступен.

Брахма-Мадхва-Гаудийа Сампрадайа впервые представила теорию и практику Веданты Западу в 1966 году, когда ачарйа Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл в Нью-Йорке первое отделение Международного Общества Сознания Кришны (ИСККОН). ИСККОН сейчас имеет центры по всему миру. Вводя людей в философию Веданты, ИСККОН представляет всем желающим возможность практиковать философию и достичь ее цели - осознания Верховного Вечного Существа.


Общее описание шести систем Ведической философии


Как уже было обьяснено ранее, сад-даршана принимает авторитет Вед и поэтому она классифицируется как аштика-философия. Каждая даршана носит имя великого Ведического святого: ньяья - Гаутамы, вайшешика - Канады, санкхья - Капилы, йога - Патанджали, карма-мимамса - Джаймини и веданта - Вьясы. И-за того, что мудрецы черпали свои аргументы из одного источника - Ведических шастр, - их даршаны рассматривают похожие философские принципы, к примеру: личность понимается как индивидуальная духовная частица, обладающая изначально духовным сознанием; личность принимает материальное тело через процесс реинкарнации под законом кармы; личность страдает из-за контакта с материей; а конец этих страданий составляет цель всей философии. Тот, кто следует какой-либо из шести систем, соблюдает садхану как последователи остальных систем. Садхана состоит из основной практики очищения и самоконтроля и является основой брахманической культуры.

Главные философские различия между шести системами суммируются в последней главе по Веданте.


{mospagebreak}

2. Ньяйа: Философия Логики и Рассуждений

 

Содержание:

- Вступление

- Объекты познания;

- Пути обретения знания;

- Природа физического мира;

- Понятие индивидуальной души;

- Понятие освобождения;

- Понятие Бога и три аргумента, доказывающие Его существование;

Система философии нйайа была записана мудрецом Гаутамой. Философия нйайи исследует правильное знание и то, как его достичь. Нйайа основывается на аргументации (Нйайа Видья) и логике (Тарка Шастра). Другое ее название: Она объясняет, как научиться отличать правильное знание от неправильного. Конечная цель Нйайи - освобождение от всех страданий этого мира. Эта философия утверждает, что есть единственный метод, чтобы достичь освобождения - правильное знание или свобода от заблуждений. Поэтому каждый человек должен научиться логической технике аргументации и, усердно применяя ее в своей повседневной жизни, он освободится от всех страданий.

Объект познания - прамея.

Все, что существует, состоит из 12 объектов знания, которые называются прамея:

1. атма - личность;

2. шарира - тело - местопребывания опыта боли и удовольствия, место всей органической деятельности;

3. инддрийаш - 5 чувств - запах, вкус, зрение, осязание и слушание, которые обращаются к внешним объектам и передают опыт в ум;

4. артха - объекты чувств;

5. буддхи - знание;

6. манас - ум - внутреннее чувство, которое воспринимает удовольствие, боли и т. д.

7. деятельность;

8. мышление;

9. возрождение;

10. чувствование;

11. страдание;

12. полная свобода от всех страданий.

Согласно философии Нйайи цель жизни - понять эти 12 аспектов реальности, прамеи, такими как они есть на самом деле. Рабство рождается из неправильного понимания этих 12 объектов познания.

Пути обретения знания.

В Нйайе большое внимание уделяется описанию правильного знания. Оно состоит из 14 компонентов:

1. Сомнение, самсайа - это состояние, в котором ум колеблется между противоречивыми заключениями относительно одного объекта. В этом состоянии есть по крайней мере два альтернативных взгляда, и ни один из них не может быть принят, как заведомо истинный. Например, темной ночью человек не может ясно видеть растение и может принять его за человека.

2. Цель, прайоджана. Без цели или мишени нельзя ничего сделать. Не имеет значения ясна ли цель или только предполагается. Человек всегда действует так,чтобы достигнуть желаемых объектов либо отделаться от чего-то нежелательного. Эти желательные или нежелательные объекты, которые заставляют человека действовать и называются прайоджана.

3.Пример, дриштанта. Использование примера, чтобы проиллюстрировать факт. Например, когда кто-то хочет объяснить, что нет дыма без огня, он может использовать пример дыма на кухне. чтобы подтвердить постоянное отношение между огнем и дымом. Отношение между огнем и дымом в кухне - обычный случай и может быть легко принят обеими партиями. Следовательно, пример кухни для подтверждения существования огня на основе того, что есть дым потенциально очень полезен.

4. Доктрина, сиддханта. Это утверждение, которое принимается как бесспорная истина и которое служит основанием для последующих выводов. Она может быть взята как из прямого опыта, так и из аргументации и логики. Например, в философии Нйайи, есть доктрина, что существует Бог, и Он творит вселенную, и управляет движением атомов.

5. Признаки правильного логического вывода, авайайа. Это очень важный момент для получения правильного знания. Если логический вывод содержит пять необходимых составляющих, тогда с его помощью можно получить правильное знание. Ля этого нужно, чтобы были пять следующих компонентов: пратигья (утверждение), хету (причина), удахарана (пример), упанайа (универсальное предложение) и нигамана (вывод). Они будут обсуждены позднее в этой главе в разделе вывод.

6. Гипотетический аргумент, тарка. Тарка - это процесс перекрестного спрашивания. Мы спрашиваем одно и тоже у разных людей и на основании их ответов делаем вывод. Это может помочь нам отличить измышления своего ума от истины. 7. Вывод, нирнайа. Это заключение, полученное правильным образом. Нирнайа - это установление четкой связи между тем, что нас интересует и каким- то очевидным фактом. Таким образом то, что нас интересует тоже становится очевидным.

8. Дискуссия, бадха - это спор по конкретному вопросу. Каждая сторона пытается отстаивает свою собственную позицию и опровергнуть позицию другого, споря против любого утверждения другой стороны. При этом оба, тем не менее, пытаются приблизиться к истине, применяя аргументацию и логику. Это - эффективный и действенный путь достижения правильного знания, но только если обе стороны честны и свободны от предубеждений.

9. Перебранка, джалпа - спор, когда обе стороны не ищут истины, а хотят лишь собственной победы над другим. Она может быть очень логична и похожа на истинную дискуссию, но истина в ней не рождается. Юристы иногда применяют этот метод, чтобы выиграть дело в суде.

10. Иррациональная аргументация, витанда. Эта аргументация стремится опровергнуть или уничтожить позиции противника и совсем не занимается защитой собственной позиции. Это простая разрушительная критика взгляда противника. Это обычно происходит, когда одна или обе стороны понимают, что их собственная позиция слаба.

11. Благовидная аргументация, хетвабхаса. Это - аргументация, которая только кажется правильной, но в действительности необоснованна. Эта просто обман, ошибка логического вывода. 12. Нечестный ответ, чала. О способ одурачить противника. Спорящий человек берет слово или фразу противника, которая была использована в конкретном значении, затем специально меняет это значение. Следующим шагом спорящий показывает, что это измененное им самим утверждение не имеет смысла и делает вывод о том, что его противник сказал глупость. Например, во время экскурсии по Москве гид говорит туристам: Если кто-то ответит: ,- то это и будет аргумент чала.

13. Сходство, основанное на ложной аналогии, джати. Представьте, например, что кто-то говорит, что раз тело Господа Шри Кришны и тело обычного человека похожи, то из того, что тело человека невечно можно сделать вывод, что и тело Господа Кришны тоже невечно. Это пример ложной аналогии джати. Тело Господа Шри Кришны вечно, исполено блаженства и знания.

14. Почва для поражения, ниграхастхана. Это слово может быть переведено как . Когда человек неполностью или неверно понимает смысл своих утверждений или аргументов и утверждений противоположной стороны и запутывается, тогда он становится беспомощным и должен в конечном счете признать свое поражение в споре. Точка, с которой он принимает свое поражение, называется ниграхастхана. Искусство владения этим методом заключается в том, чтобы рассмотреть утверждение противника с необычной для него стороны и тем самым запутать его.

Природа физического мира.

Система Нйайи группирует все объекты мира в 12 категорий (прамея). Не все эти объекты знания можно найти в физическом мире, поскольку, как считается в Нйайе, физический мир сформирован только четырьмя грубыми элементами - землей, водой, огнем и воздухом. Хотя душа и ум присутствуют в физическом мире, они - не являются физическими элементами. Подобным образом время и пространство совершенно нематериальны, но они, тем не менее, принадлежат физическому миру. Акаша - (пространство или эфир) считается физической субстанцией, но ничего не порождает в материальном мире. Огласно Нйайе, изначальные составляющие земли, воды, огня и воздуха - вечные и неизменные атомы. Эфир, время и пространство также вечные субстанции, каждая целая в себе. В общем, теория Нйайи о физическом мире очень подобна школе Вайшешика.

Понятие индивидуальной души.

Есть много различных понятия души среди различных школ Индийской философии. Система Чарваки устанавливает, что душа состоит из живого физического тела и его атрибутов. В соответствии с буддистской философией, души не существует. Буддизм учит, что поток когда-либо изменяющихся мыслей и чувств является окончательной реальностью. Согласно понятию души, содержащемуся в системах Нйайи и Вайшешики, душа - это уникальная субстанция, качествами которой являются желания, ненависть, счастье, горе, и знание. В разных телах присутствуют разные души. Душа неразрушима и вечна, и ее атрибутом является сознание. Поскольку она не ограничена временем и пространством, душа также рассматривается как бесконечная и всепроникающая. Душ бесчисленное множество. Нематериальная душа, обладающая сознанием, отлична от материального тела, которое по сути несознательно и неразумно. Никакая комбинация физических элементов и грубых чувств тела не может объяснить процесс воображения, памяти, создания идей. Ум также не может считаться душой, поскольку он считается невидимой субстанцией, которая отлична от субстанции души. Нельзя сказать, что душа является вечным и самолучезарным сознанием, поскольку сознание не может существовать без определенного местоположения. Душа ощущает внешний мир через ум и чувства. Все знание и сознательные состояния возникают в душе, когда душа обуславливается в уме, ум - в чувствах, и чувства - на внешних объектах. Нйайа утверждает, что душа непознаваема чувственным восприятием, но скорее логическим выводом или свидетельством Вед. Желание, воля, боль и удовольствие не могут быть объяснены телом, чувствами или умом. Точно так же один человек не может помнить опыт другого человека. Феномен памяти должен зависеть от постоянного существа - души. Своя собственная душа может быть познана через умственное восприятие, но о душе кого-то другого в другом теле можно лишь сделать вывод.

Понятие освобождения.

Как и все другие системы Индийской философии, система Нйайи утверждает, что конечная цель человеческой жизни - достичь освобождения. Под освобождением подразумевается абсолютная свобода от всех болей и страданий. Это подразумевает состояние, в котором душа полностью освобождается от всего рабства и от своего соединения с телом. Для души невозможно достигнуть состояния полной свободы от болей и страданий, если душа полностью не разъединена с телом и чувствами. В освобожденном состоянии душа безусловно и абсолютно освобождается от всех оков навсегда. Для того, чтобы достигнуть состояния освобождения, человек должен обрести истинное знание о душе и о всех объектах. Это знание названо таттвагьяна, что означает . Философия Нйайи предписывает трех-стадийный путь для достижения цели освобожденного знания. Первый шаг - шравана, анализ священных писаний. Нужно изучать священные писания и слушать авторитетных личностей и святых. Следующее, человек должен использовать свои собственные возможности, чтобы обдумывать то, что он услышал. Этот процесс размышления назван манана. Последнее, человек должен задуматься над душой, подтвердить свое знание и практиковать эту истину в своей жизни. Это названо нидидхйасана. Через практику этих трех стадий человек понимает истинную природу души как полностью отличную от тела, ума и чувств, и всех других объектов мира. Внутренне реализованная истина рассеивает темноту самоотождествления и неправильного понимания (митхьягьяна) относительно и . Когда это случается, человек перестает действовать импульсивно и в страсти и начинает выполнять свою обязанности, описанные в Ведах, самоотверженно, без желания пожинать плоды этих действий. Огонь истинного знания сжигает как прошлую карму человека так исемена греховных желаний в сердце, таким образом делая их не в состоянии прорасти. Итак, истинное знание ведет человека к состоянию, где нет цикла рождения и смерти. Это состояние названо освобождением.

Понятие Бога.

Согласно Нйайе, считается, что Бог - тот, кто создал, поддерживает и в конце концов разрушит вселенную. Бог не создает мир из ничего или из Себя, но скорее из вечных атомов пространства, времени, ума и души. Создание вселенной имеет отношение к упорядочению этих вечных субстанций, которые сосуществуют с Богом в смертном мире. И Бог, таким образом, как первая оперативная причина универсальных усилий - создатель мира. И Бог - также Тот, Кто сохраняет мир, так как Он призывает атомы быть вместе и продолжать свое существование в определенном порядке, который поддерживает физическую вселенную. Бог также назван разрушителем вселенной, потому что Он позволяет высвободиться силе уничтожения, когда энергиям смертного мира это требуется. Бог один, бесконечный и вечный. Вселенная, пространство, время, ум и души не ограничивает Его. Говорят, что Бог обладает шестью достояниями: бесконечной славой, абсолютной независимостью, достоинством, высшей красотой, совершенным знанием и совершенным отречением. Три аргумента Нйайи, доказывающие существование Бога:

1. Горы, поля, реки и т. д. созданы из атомов. Они обладают ограниченными размерами и неразумны. Следовательно, они должны управляься разумной причиной. Эта разумная причина должна иметь прямое знание обо всей материи и всех атомах, которые лежат в основе всего. Она должна быть вездесущей и всеведущей. Это разумное существо не может быть индивидуальной душой, поскольку знание души ограничено, у души, например, нет знания других душ. Поэтому, оно должно быть окончательно разумным существом, которое названо термином Бог.

2. Второй аргумент базируется на понятии адришта, которое означает или и может быть переведено как провидение или судьба. Философы системы Нйайа спрашивают, почему некоторые люди счастливы, а другие - нет; почему некоторые мудры, а другие невежественны. Человек не может сказать, что нет причины, потому что каждое событие имеет причину. Причиной боли и наслаждения, поэтому, должна быть деятельность самого человека в этой жизни или в предыдущих жизнях. Люди наслаждаются или страдают в соответствии с заслугами, созданными их прошлой хорошей или плохой деятельностью. Этот закон кармы, который управляет жизнью всех индивидуальных душ, требует, чтобы каждый человек пожинал плоды своей собственной деятельности. Часто проходит много времени между действием и последствием. Многие наслаждение, и печали не могут быть прослежены как реакция на какую-нибудь деятельность, совершенную в этой жизни. Подобно этому, многие действия, совершенные в этой жизни, не производят плодов немедленно. Тонкие впечатления обо всей деятельности человека существуют долго после действий и собраны в душе в форме суммы заслуг (пунья) и грехов (папа). Общая сумма всех заслуг и грехов называется адришта, судьба, и это производит теперешнюю боль или наслаждение. Адришта - это неразумный принцип. Поэтому он должен быть руководим или направляем кем-то разумным, чтобы производить правильные последствия. Индивидуальная душа не может управлять адриштой, так как она подвластна ему. Таким образом, всемогущий разумный посредник, который руководит и направляет адришту должным образом, вечное, всемогущее и вездесущее верховное существо, названное Богом.

3. Третий аргумент Нйайи в доказательство существования Бога основан на утверждении писаний. В соответствии с этим доказательством, Веда, Упанишады и все другие авторитетные писания говорят о существовании Бога. Эти писания не были написаны обычными людьми, но святыми мудрецами, которые внутри себя видят истину. Веды выражают такое правильное понимание Бога, поэтому Бог существует. истину. Веды выражают такое правильное понимание Бога, поэтому Бог существует.

{mospagebreak}

3. Вайшешика: Ведическая Атомная Теория

 

 

Анализ аспектов реальности

 

Содержание:

 

- вступление;

- категории субстанции - девять дравий;

- семь категорий - падиртх

- действительности вселенной;

- понятие создания и уничтожения мира.

 

Основатель философии Вайшешика - мудрец Канада. Он написал первую систематическую работу по этой философии. Эта работа разделена на 10 песней, каждая песня содержит 2 части. Вайшешика родственна философии Ниайи. Обе системы принимают освобождение личности как конечную цель; обе рассматривают неведение как корневую причину всех болей и несчастий; и обе верят, что освобождение может быть достигнуто только через правильное понимание действительности. Есть, тем не менее, два характерных отличия между Ниайей и Вайшешикой:

1. Философия Ниайи принимает четыре независимых источника знания - восприятие, логический вывод, сравнение и письменное свидетельство, а Вайшешика принимает только два - восприятие и логический вывод.

2. Ниайа считает, что вся действительность состоит из шестнадцати категорий (падартх), а Вайшешика признает только семь категорий действительности. Падартхи таковы: дравья (субстанция), гуна (качество), карма (действие), саманья (общность), вишеша (исключительность), самавайа (то, что присуще), и абхава (небытие). Термин падартха означает "объект, обозначаемый словом", и согласно философии Вайшешики все объекты, обозначаемые словами, в широком смысле могут разделяться на две основные категории - те, которые существуют и те, которые не существуют. Шесть из семи падартх - в первой категории, и только одна падартха, абхава, которая представляет все отрицательные факторы - во второй.

 

Категория субстанции - девять дравий

Дравья, субстанция - это то, в чем могут существовать качество или деятельность. Например ткань, формируется комбинацией нитей определенных цветов. Нить - материал или основная причина ткани, поскольку ткань сделана из нитей. Есть девять типов субстанции: земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум. Первые пять называются физическими элементами, потому что каждый из них обладает спецификой.

 

Семь Категорий (падиртх) действительности Вайшешики

 

1. Субстанция (девять дравий) - земля, вода, огонь, воздух, эфир, время, направление, душа и ум.

2. Качество (24 качества) - цвет, вкус, запах, прикосновение, звук, число, величина, индивидуальность, союз, разделение, отдаленность, близость, знание, удовольствие, боль, желание, отвращение, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, тенденция, достоинство и недостатки.

3. Действие (карма)

4. Исключительность (саманья)

5. То, что присуще (самавайа)

6. Небытие (абхава)

7. Параману (атом)

 

Все чувства формируются элементами, чье различие качеств регистрируется специфическими сенсорными рецепторами. Например, запах, - конкретная собственность земли, и он воспринимается ноздрями. Вкус - конкретная собственность воды, и он воспринимается языком. Цвет - конкретная собственность огня и света, и он различается глазами. Прикосновение - конкретная собственность воздуха, которая испытывается кожей. И звук - конкретная собственность эфира, которая принимается ухом. Параману - минимальная частица земли, воды, огня и воздуха. В Вайшешике минимальная неделимая часть материи названа параману или атомом. Это не надо путать с современным научным термином атома, потому что атом, как указано в ядерной физике состоит из многих частей. Использованное Вайшешикой слово имеет другой смысл. Это просто относится к наиболее подробному неделимому состоянию материи. Атомы земли, воды, огня и воздуха вечны, поскольку атом неделим и не может быть создан или разрушен. Общие элементы земли, воды, огня и воздуха, тем не менее, не вечны, поскольку они производятся комбинациями атомов и, следовательно, могут распасться или быть изменены. Существование атома доказывается путем логического вывода, но не восприятием. Все составные объекты мира состоят из частей. Разделяя части составных объектов, переходим от большего к меньшему, и затем от меньшего к наименьшей части. Но когда объект достигает наименьшей части, которая не делится больше никаким путем, процесс деления останавливается. Эта неделимая часть в терминах Вайшешики называется атомом. Если человек не принимает понятие неделимости, тогда он совершит ошибку бесконечной регрессии. Поскольку у атома нет частей, нельзя сказать, что он может быть создан, и он не может быть уничтожен, поскольку уничтожение означает разломать вещь на части. Атомы, поэтому никогда не могут быть ни созданы, ни разрушены, они вечны. Акаша - это эфир. Есть 4 типа атомов - атомы земли, атомы воды, атомы огня и атомы воздуха, и каждый имеет свои собственные специфические качества. Акаша (эфир), пятая субстанция - субстрат качества звука; он не создан из атомов. Акаша также переводится как пространство. Звук может восприниматься, но акаша не может восприниматься, поскольку ему недостает двух условий, необходимых для восприятия объекта: воспринимаемое измерение и проявленный цвет. Акаша неограничен, поэтому у него нет воспринимаемого измерения, он безформенен, и т.о. не может иметь какой-то цвет. Поэтому акаша не может быть воспринят, но о нем можно сделать вывод, исходя из восприятия качества звука, который он содержит. Нельзя сказать, что звук - это качество времен, направления, души, или ума, т.к. они существуют, даже когда нет звука. Поэтому должна быть какая-то субстанция, в которой есть качество звука. Эта субстанция называется акаша. Акаша один и вечен, поскольку он не создается из частей и не зависит от любых других субстанций для своего существования. Он всепроникающ в смысле, что у него есть неограниченное измерение и что его качество (звук) может быть воспринято везде. Направление и время. Это тоже незаметные субстанции, которые подобно эфиру единственные, вечные и всепроникающие. Направление подразумевается на основе таких понятий, как: здесь, там, около, далеко, на этой стороне, этим путем и т.д. Время подразумевается на основе таких понятий, как: сейчас, сегодня, прошлое, настоящее, будущее, старше, младше и т.п. Хотя пространство, направление и время единственные, всепроникающие, неделимые и не состоят из частей, о них так много говорят из-за определенных ограничивающих условий, известных как упадхиш. Например, когда всепроникающее, неделимое пространство ограничивается стенками банки, это пространство известно как пространство банки (дхатакаша). Таким же образом направление и время также продуманы как кратные из-за понятий разновидности и специфики, выраженной как запад, восток, один час, два часа и т.д. Душа. Восьмой тип субстанции - душа или атма - также считается вечной и всепроникающей и является субстратом феномена сознания. Согласно философии Вайшешика, есть два типа душ: индивидуальная и высшая. Индивидуальная душа известна как дживатма, а Сверхдуша - как Параматма или Ишвара. Высшая душа подразумевается создателем мира, так же как это было объяснено в обсуждении философии Нйайи. В отличие от Высшей души, индивидуальная душа воспринимаема как обладающая ментальными качествами, такими и как "я счастлив", "я сожалею" и т.д. Индивидуальная душа не воспринимает другие индивидуальные души, но они делают вывод об их существовании способом, описанным в разделе Нйайа. Ум. Считается, что ум - девятый тип субсанции. Это - вечная способность индивидуальной души и качеств индивидуальной души, таких как удовольствие и боль. Как душа, ум, атомарный и неделимый, присутствует один в каждом теле. Существование ума не воспринимается, но о нем делается вывод из следующих предположений: 1) Очевидно, что внешнее чувство необходимо для восприятия внешних объектов мира. Подобно этому, внутреннее чувство требуется для восприятия внутренних объектов, таких как душа, знание, чувствование, удовольствие, боль и т.д. Ум - это такое внутренне воспринимающее чувство. 2) Очевидно, что 5 внешних чувств могут одновременно быть в контакте с соответствующими объектами, но не все эти восприятия могут быть получены в одно и то же время. Это демонстрирует, что должен быть какой-то другой агент, помимо внешних чувств, который лимитирует количество полученных восприятий до одного восприятия за один раз и который указывает последовательность восприятий. Другими словами, хотя два или больше внешних чувства, возможно, одновременно получают данные, будет воспринято только то, на которое в действительности обращено внимание. Внимание, поэтому, представляет координацию ума с чувствами, и для каждого восприятия требуется контакт ума с объектом, обозначенным чувствами. Поэтому мы должны допустить существование ума как внутренней способности. К тому же, если бы ум не был неделимым, тогда был бы возможен одновременный контакт многих частей ума со многими чувствами, и в любой момент должны бы были появляться множественные восприятия. То, что это никогда не случается, доказывает, что ум - неделимая, атомная и внутренняя способность восприятия.

 

Категория качества - 24 Гуны

Гуна (качество), вторая из семи категорий реальности, не может действовать самостоятельно, а существуют только в субстанции*. Следовательно, это не может быть избирающей или существенной причиной существования чего-либо. Тем не менее, это может считаться нематериальной причиной вещей, поскольку это определяет природу вещей. *В Вайшешика гуна имеет отношение к качеству, тогда как в Санкхье этот термин используется, чтобы обозначить существенную характеристику Пракрити, природы. Это отличается от субстанции и деятельности тем, что это – не движущаяся собственность. Есть 24 типа качеств: рупа (цвет), раса (вкус), гандха (запах), спараса (прикосновение), шабда (звук), самкхья (число), паримана (величины), притхактва (различие), самйога (союзы), бибхага (разделение), паратва (отдаленность), апаратва (близость), буддхи (знание), сукха (удовольствие), дукха (боль), иччха (желание), двеша (отвращение), прайатха (усилие), гурутва (тяжесть), драватва (текучесть), снеха ( ), самскара (тенденция), дхарма (качества или достоинства), адхарма (недостаток или недостоинство). Далее следует краткое описание этих 24 качеств. Согласно Вайшешика есть 6 цветов - белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый; есть также 6 вкусов - сладкий, кислый, горький, острый, вяжущий и соленый. Запах подразделяется на 2 категории - хороший и плохой; прикосновение разделяется на 3 категории - горячее, холодное и ни горячее, ни холодное. Есть 2 типа звука: дхвани (нечленораздельный) и варна (ясный). Число - это качество, благодаря которому вещи могут быть посчитаны. Величина - это качество, благодаря которому вещи различены как большие и небольшие. Есть четыре порядка величин: чрезвычайно небольшой (атом), небольшой, большой и очень большой. Различие - это качество, благодаря которому человек знает, что одна вещь отличается от другой. Союз - это качество, благодаря которому человек знает, что существуют две и более вещи в одном месте или в одно время, так как книга существует на столе в полдень. Разделение - это качество, благодаря которому субстанция воспринимаема как находящаяся на расстоянии или рядом со временем или пространством. Старее, моложе, перед или после того, как - временные примеры; далеко, рядом, здесь или там - пространственные примеры. Буддхи, качество личности, в Вайшешике означает "знание" или "осознание" и не должно спутываться с понятием буддхи которое объясняется в философии Санкхья как "интеллект". Удовольствие - благоприятный опыт ума, а боль - неблагоприятный опыт ума. Усилие - качество, благодаря которому субстанция способна изменить свою позицию. Есть 3 типа усилия - борьба по отношению к чему-то (правритти), борьба против чего-то (нивритти), и живое функционирование (дживанайони). Тяжесть - это качество, благодаря которому субстанция способна упасть, а текучесть - это качество, благодаря которому она течет. Самскары - это врожденные тенденции; есть 3 типа самскар в субстанции: деятельность, которая держит вещь в движении (вега); эластичность, которая делает вещь склонной к равновесию, когда она потревожена (стхитистхапакатва); и ментальные впечатления, которые позволяют человеку помнить или распознавать вещи (бхавана). Эта последняя категория - исключительно для ума. Смысл дхармы и адхармы соответственно: то, которое в соответствии с совестью и то, которое не в соответствии с совестью. Дхарма ведет к счастью, адхарма ведет к боли и несчастью.

 

Категория деятельности - Карма

Карма, деятельность, рассматривается в школе Вайшешики как физическое перемещение, но термин "физическое" здесь имеет отношение более чем просто телесное перемещение, потому что в Вайшешике ум также считается типом субстанции. Как качество, вторая категория реальности, деятельность также существует только в субстанции и не может существовать сама по себе. Она, тем не менее, полностью отлична как от качества, так и от субстанции. Субстанция вещей поддерживает как качество, так и деятельность. Качество - статический символ вещей, а действие - их динамический символ, который считается независимой причиной их союза и диссоюза. Действие или перемещение всегда зависят от субстанции - земли, воды, огня, воздуха и ума. Невозможно найти действие в неосязаемой субстанции - пространстве, времени, направлении и душе, потому что каждая из них является всепроникающей субстанцией, чье положение неизменно. Есть 5 типов деятельности: вверх, вниз, внутрь, наружу и линейное. Действия воспринимаемых субстанций - земли, воды, огня и воздуха могут восприниматься пятью чувствами, но не все действия осязаемых субстанций могут быть восприняты. Движение Земли, например, не может быть воспринято; об этом можно только сделать вывод.

 

Категория общности - Саманья

Саманья имеет отношение к абстрактной характеристике, которая единственна и вечна (нитья) и наполняет многое. Например, руководство - единственная характеристика, но она находится во многих индивидуумах. Руководство также вечно, поскольку оно уже существовало до возникновения первого лидера и продолжит существовать, даже если не будет больше лидеров. Саманья, общность - это сущность общей характеристики, которая объединяет различные объекты в один класс. Следовательно, современные ученые иногда переводят саманью как универсальность. Вайшешика распознает три уровня общности или универсальности: самый высший, самый низший и промежуточный. Самый высший тип общности - это самосуществование (саттва). Существование или состояние бытия - самая высшая общность, поскольку в это включаются все другие универсальности. Оно всепроникающее и ничто не исключается из него. Самый низший тип общности имеет наиболее ограниченное отношение (такое как то, что свойственно американскому; то, что свойственно индусскому; то, что присуще горшкам; то, что присуще стульям, т.е. то, что, в общем, присутствует во всех американцах, индусах, горшках, стульях соответственно). Понятия субстанственности (имеющее природу субстанции) представляет промежуточный уровень общности, поскольку они не включают многие другие категории реальности, такие как качество, деятельность и т.д.

 

Категория исключительности - Вишеша

Вишеша или исключительность, то, что характеризует вещи, благодаря какому-то качеству, благодаря которому она отличается от других вещей. Подобно незаметным субстанциям пространства, времени, направления, души и ума, вишеша абстрактна и, следовательно, вечна. Все в мире, не зависимо от того, существующее или не существующее, сопровождается исключительностью. Общность (саманья) и исключительность (вишеша) - противоположные понятия.

 

Категория присущности - Самавайа

Существует два типа отношений между вещами: союз (самйога) и то, что присуще (самавйа). Союз - это один из 24 качеств (гун) вайшешики, а присущность - это одна из 7 категорий реальности, описанной в этой системе. Союз - временные, невечные отношения между двумя объектами, которые могут быть разделены в любое время. В этом типе взаимоотношений два или больше объекта существуют вместе, но остаются незатронутыми один другим. Например, когда стул и таблица соединены вместе, это не изменяет существования стула или таблицы. Т.о. союз - это внешние отношения, существующие как случайное качество субстанции, связанной с ним. Присущность, с другой стороны, - это постоянное отношение между двумя существенностями, одно из которых находится в другом, как, например, отношение целого в своих частях, качества в его субстанции, или универсальности в индивидуальности. Отношения союза временны и созданы действием одной или обеих вещей, связанных с этим. Например, отношение между человеком и стулом, на котором он сидит, временны. Отношения присущности, напротив, не временны и не созданы. Отношение, которое существует между целым и его частями, например, не создано т.к. целое всегда связано со своими частями. Пока целое не разрушено, оно должно существовать в частях. Т.о. присущность - это постоянное или вечное отношение между двумя существенностями, одна из которых зависит в своем существовании от другой (целое не может существовать отдельно от своих частей). Два условия в отношениях присущности не могут возобновляться, как это может быть в отношении союза. Например, для того, чтобы были отношения союза между рукой и ручкой, рука и ручка должны быть в контакте друг с другом, но в отношении общности это не необходимо. Качество или деятельность находятся в субстанции, но субстанция не находится в качестве или деятельности; есть цвет в одежде, но нет одежды в цвете; есть действие в вентиляторе, но нет вентилятора в действии.

 

Категория Небытия - Абхава

Абхава, небытие, седьмая и последняя категория действительности, негативна по сравнению с первыми шестью категориями, которые позитивны. Небытие не обнаруживается ни в одной из шести позитивных категорий, но все же в соответствии с философией Вайшешика небытие существует, точно так же как, например, пространство и направление. Как человек знает, что нет стула в комнате? Осмотрев комнату, человек чувствует небытие стула в комнате, точно так же как существование обоев или людей. Следовательно, небытие как таковое также существует. Есть два типа небытия: отсутствие чего-то в другом (самсаргабхава) и взаимное небытие (аниониабхава). Небытие Антецедента имеет отношение к небытию вещи до своего создания. Тип небытия, не принадлежащий к конкретному времени и пространству, но существующий все время - называется абсолютным небытием. У этого типа небытия нет начала и конца. Например, небытие сына у бесплодной пары. Взаимное небытие, второе из двух основных разделов небытия - это различие одной вещи от другой. Когда одна вещь отлична от другой, они взаимно исключают друг друга, и есть небытие как одного, так и другого. Например, ручка отличается от книги, поэтому есть взаимное небытие ручки в книге и книги в ручке.

 

Понятие создания и уничтожения мира

Вайшешика держится на атомарной теории существования, в соответствии с которой вся вселенная сформирована вечными атомами. Но в то же самое время Вайшешика не игнорирует моральные и духовные законы, которые управляют процессом союза и разделения атомов. Таким образом, атомарная теория Вайшешики отлична от атомарной теории современной науки. Теория современной науки предлагает материалистическую философию. Это объясняет законы вселенной как автоматические, как являющиеся результатом движения атомов в бесконечном времени, пространстве и направлении. Согласно этому взгляду функционирование атомов управляется автоматическими законами, но согласно Вайшешике, функционирование атомов управляется или направляется творческой или разрушительной волей Высшего существа. Воля высшего существа направляет функционирование атомов в соответствии с прошлыми самскарами индивидуального существа. Вайшешика устанавливает, что вселенная имеет два аспекта: один вечный и второй временный. Вечными составляющими вселенной являются 4 типа атомов (земли, воды, огня, воздуха) и 5 субстанций (пространство, время, направление, ум и душа). Они не изменяются, и они не могут быть созданы или разрушены. Другая часть вселенной невечная, подлежащая уничтожению в конкретном времени и пространстве. Вначале создания два атома объединяются в двойку, которая невечна, потому что может быть разделена на два отдельных атома опять. Двойки и атомы не могут быть восприняты, но известны через логический вывод. Комбинация трех двоек называется триада (трианука), которая является самым маленьким воспринимаемым объектом. Из этих триад разрабатываются другие большие объекты. Таким образом, общие элементы, состоящие из вечных атомов, невечны, поскольку они могут ломаться на меньшие составляющие. Вся вселенная - это систематическое устройство физических вещей и живых существ, которые взаимодействуют друг с другом во времени, пространстве и направлении. Живые существа - это души, которые наслаждаются или страдают в этом мире, в зависимости от их плохих или хороших поступков в прошлом. Т.о., в соответствии с философией Вайшешика, мир - это моральный этап, на котором жизнь и судьба всех живых существ управляется не только физическими законами, но также моральным законом кармы. В исполнение этого закона личность свободна и вольна сама создавать свою судьбу, но начало и конец вселенной зависит от созидательной или разрушительной воли Верховного Существа, Бога. Вселенский закон (адришта) процесса создания и уничтожения влияет на индивидуальные живые существа так, чтобы они функционировали или действовали в направлении созидающей воли. Направляемая этой неизвестной силой (адришта), душа контактирует с атомом воздуха; т.о. возникает первое движение. Это первое движение в воздухе создает дуады, триады и все остальные грубые физические проявления воздушных элементов (махабхут). Аналогичным способом возникает движение в атоме огня, воды и земли, которое затем формирует все остальные элементы огня, воды и земли. Таким образом, возникает обширное расширение физического мира. Верховный Господь обладает всей мудростью, отречением и совершенствами (гьяна, вайрагья и айшварья). Он дает адришта, рассказывающий живым существам, чем руководствоваться индивидуальным живым существам в их течении в потоке жизни. В конце жизни процесс растворения и уничтожения также зависит от желания Бога. Он вдохновляет адришта, в зависимости от индивидуума или вселенной и затем начинает вибрировать разрушительное движение в атомах тела и чувств, или во вселенной. Сложные вещи ломаются в более простые и более простые компоненты, переходящие, наконец, в состояние триада и папа, и, в конце концов, в атом. Таким образом, физические элементы земли, воды, огня, воздуха и связанные с ними органы и чувства распадаются. После растворения проявленной вселенной там остаются только четыре типа атомов - земли, воды, огня, и воздуха, а также вечные субстанции пространства, времени, направления, ум и душа с сопровождающими их достойными и недостойными самскарами. Таким образом, согласно теории философии Вайшешика, нет создания и уничтожения, а просто морально систематизированная композиция и дискомпозиция состава. Индивидуум или душа вовлечена во вселенную из-за адришта. Карма каждой души заработана самой душой и Верховное Существо управляет ею. Понятие Бога в философии Вайшешики, освобождения души и пути освобождения - в основном такие же, как и в Нйайе, которые обсуждены в предыдущем разделе.

{mospagebreak}

 

 

 

4. Санкхья: Нетеистический Дуализм

Атеистический дуализм

Философия санкхйи была составлена мудрецом Капилой, который отличен от Капилы, сына Девахути, описанного в Шримад-бхагаватам. Эта атеистическая философия ничего не говорит о Боге.

Капила описал следующие темы:

- теория следствия:

- пракрити

- бессознательный принцип:

- пуруша

- сознательный принцип:

- эволюция мира:

- освобождение:

- теория познания.

Это подобно объединению Нйайи и Вайшешики, но только без Бога. Вместо Него - Пуруша и пракрити. Таким образом, это философия двойственности.

 

Теория следствия.

В индийских философиях есть два вида следствия: саткарйавада и асаткарйавада. В первом случае считается, что следствие существует в своей причине еще до того, как он проявилось. Во втором же считается, что следствие не существует до своего проявления из причины. Санкхйа принимает взгляд саткарйавада. Приводится пример черепахи, которая выпускает свои лапы и голову из панциря. Ясно, что все это существовало внутри панциря до появления. И если она втянет их обратно. Они не перестанут существовать.

 

Пракрити - бессознательный принцип.

Санкхйа ищет изначальную основу мира - то, из чего он сделан. Это не могут быть атомы, так как грубые атомы не могут породить более тонкие, чем, атом продукты природы, такие как ум, интеллект и личность. Следовательно, причина всего тоньше чем атом. Причина должна быть тоньше, чем самый тонкий элемент. И в то же время она должна содержать качества объектов, которые ею порождаются. Так же она не должна порождаться чем-то другим, иначе она не будет конечной причиной всего. Еще она должна быть вечной и всепроникающей. В Санкхйе считается, что такая окончательная причина существует, и она называется Пракрити.

 

Гуны.

Пракрити имеет три характеристики: саттва, раджас и тамас. Слово гуна означает качество пракрити. Также слово гуна означает веревка. Так как они переплетаются подобно трем жилам веревки, чтобы связать душу с миром. Но если анализировать каждую гуну по отдельности, то мы не увидим пракрити, которая есть уравновешенное соединение этих гун.

 

Пуруша - сознание.

В каждом теле живет Я. Это Я отличается и от тела, и от чувств, и от ума, и от разума. Я - это не просто некая реальность с качествами сознания, но чистое сознание. Оно самосветящееся, неизменное, беспричинное, всепроникающее и вечное. Все, что возникает и уничтожается, относится к пракрити. Но пуруша отличен от пракрити. По незнанию пуруша думает о себе как о теле. Соприкасается с материальным миром и ловится в сети счастья и страдания.

 

Доказательство существования многих пуруш.

Санкхйа считает, что пуруш очень много. Они есть в каждом живом существе. Иначе, если бы одно живое существо умирало, то умирали бы и все другие существа в других телах, но этого не происходит.

 

Эволюция вселенной.

Согласно санкхйе весь мир возникает от соединения пуруши и пракрити. Это не простое сложение причин. Это, скорее, подобно союзу мужчины и женщины, у которых рождается ребенок. Бессознательная пракрити должна управляться обладающим сознанием и разумом пурушей. Это сотрудничество между ними очень существенно в эволюции вселенной. Возникает вопрос: как же такие разные принципы могут существовать вместе. Чтобы объяснить это, приводится пример слепого и хромого. Пуруша подобен хромому, а пракрити - слепому. Процесс творения начинается с вливания пуруши (сознания) в пракрити (существенную причину вселенной). Пракрити подобна почве, в которой сознание может пустить корни. В процессе творения возникает разум. Пуруша видит свое отражение в разуме как в зеркале и , таким образом, может познать себя. Также в процессе творения образуются оставшиеся элементы. Их всего 24. Они совпадают с теми. Которые перечислены Шри Кришной в Бхагавад-гите.

 

Источники правильного знания.

В санкхйе только три источника знания: восприятие, логический вывод и свидетельство очевидца. Другие виды получения знания считаются следствиями этих трех. Санкхйа выделяет прамату - субьекта – не отличного от Я, чистого сознания; прамею - объект - то, что рассматривается; и праману - средство - разум принимает форму объекта, и глядя в него как в зеркало, субъект постигает объект. Чувства соприкасаются с объектом и передают воспринимаемый объект в ум, тот сообщает это разуму, который принимает форму этого объекта. В него, как в зеркало, смотрит пуруша и постигает объект. Так выглядит восприятие. Логический вывод основывается на общем утвердительном или общем отрицательном предложении. Например, как мы можем узнать, что у нас есть чувства? Мы будем рассуждать следующим образом: для каждого действия нужны те или иные инструменты; мы видим, слышим, обоняем, ощущаем вкус, испытываем прикосновение; все это нам нужно чем-то делать; чувства - это те инструменты, которыми мы все это делаем. Это пример положительного вывода. Вот пример отрицательного вывода: каково простое число, которое не равно и не меньше единицы, и не равно и не больше тройки? Ясно, что это число два. Свидетельство очевидца - шабда - полностью совпадает с таким же понятием в Нйайа.

 

Понятие освобождения.

Согласно санкхйе вся вселенная наполнена болью и несчастьем. Поэтому желание избавиться от этого - желание освобождения - естественное желание. Но этого можно достичь только через правильное понимание действительности. Само Я чисто, свободно от страданий и изменений. Весь опыт жизни в материальном мире пуруша обретает только потому, что думает о себе как о теле и уме. Но они являются порождением пракрити. Пребывание в обусловленном состоянии должно быть использовано пурушей для того, чтобы осознать себя отличным от пракрити. Итак, он приводит ее в действие. Но вместо того, чтобы осознать отличие, пуруша запутывается. Он продолжает действовать из ложных побуждений. Но со временем его предназначение в мире осуществляется. Он пресыщается контактом с пракрити и останавливается. Так пуруша, в конце концов, осознает свое отличие от пракрити. В санкхйе есть два типа освобождения: дживана мукти и видеха мукти. Первое может быть достигнуто человеком, но он продолжает свое существование в материальном мире. Но когда все реакции прошлых действий прекращаются, человек покидает тело и достигает второго состояния.

 

Понятие Бога.

Первые тексты санкхйа совсем не обсуждают понятие Бога. Похоже, что тогда они вообще Его не принимали. Но поздние философы санкхйа приняли Бога, так как они не могли указать причину появления мира. Нужна была единая причина всего, но ею не могли стать бесконечное количество пуруш, потому что непонятно как они творили этот мир.

{mospagebreak}

 

Добавить комментарий

к статье «"Сад-даршана" Шесть систем Ведической философии»