Книга «Духовная экономика» – не обычная книга по экономике. Те, кто ожидает найти на ее страницах привычные для себя «хедж-фонды», «деривативы», «курсы обмена валют», «торговый баланс», «дефицитное расходование», «денежно-кредитную политику» и тому подобное, возможно, будут разочарованы. Хотя, может быть, и нет. Вместо того чтобы копаться в этих сухих и зачастую бесплодных понятиях, я подхожу к экономике с иной стороны, и мой подход мне кажется куда более живым и насущным, нежели все эти идеи. Я исследую экономику с позиций сознания и взаимоотношений, которые строятся на этом сознании: взаимоотношений людей друг с другом, людей и Бога, людей и земли со всеми ее обитателями. Все это куда более близко и осязаемо для нас и наполняет нашу жизнь смыслом. Способы ведения экономических дел, с которыми имеют дело большинство экономистов – лишь отражение нашего сознания и того, как мы воспринимаем и понимаем жизнь и наше место в ней. В этом смысле экономика – наиболее наглядная демонстрация наших представлений о жизни. Если мы хотим изменить что-то в том, как мы ведем экономические дела, нам нужно прежде всего понять, какие представления о жизни стоят за ними, и, сознательно изменив свой подход к жизни в целом, мы увидим, что экономика также изменилась.
Хотя наше экономическое поведение отражает определенный образ жизни, оно зачастую (пожалуй, даже в большинстве случаев) не связано с тем, что люди об этом мире думают. На первый взгляд может показаться, что эта фраза противоречит тому, о чем я сказал выше, но на самом деле это не так. Я сказал так для того, чтобы обратить внимание читателя на то, что в современном мире мы больше не живем согласно определенной жизненной философии. Вместо этого мы подчиняемся экономической или, точнее, денежной системе и при этом делаем вид, что верим в какие-то другие идеи – не те, что отражаются в нашем экономическом поведении. Наша экономическая система разделила наше мировоззрение и поведение. Едва ли кто-то заметил это, не говоря уже о том, чтобы понять последствия. А ведь последствия подобного разделения очень важны, как лично для нас, так и для общества в целом. Эту несогласованность между мыслями и действиями и ее последствия мы и попытаемся исследовать на страницах этой книги.
Духовная экономика — иной взгляд на экономику
Мой подход к экономике отличается от стандартного подхода еще и тем, что я исследую экономическое поведение с духовной точки зрения. Все живые существа этого мира – существа прежде всего духовные, а та материальная оболочка, которая окутывает всех нас, имеет особенное влияние на наше сознание, а значит – и на восприятие, мышление и поведение. Это влияние и зависящие от него варианты поведения также очень наглядно представлены в нашей экономической деятельности. Это можно полностью объяснить (и мы это сделаем), обратившись к учению «Бхагавад-гиты».
В основу моего исследования легла духовная традиция гаудия-вайшнавов, в том виде, в каком ее представил всему миру в своих книгах мой духовный учитель и вечный наставник Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада), основатель-ачарья Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), во всем мире известного как «Движение Харе Кришна». Эта духовная традиция – отнюдь не религиозный «новодел», как думают некоторые. Она уходит своими корнями в более чем пятитысячелетнюю древность и основана на учении Вечной Религии, представленной человечеству в Ведах. Веды – огромный свод текстов. Для того чтобы освоить их и суметь преподать их другим, потребуется целая жизнь. В давние времена (в отличие от нынешних) люди обладали для этого достаточными способностями и временем. Но не стоит впадать в отчаяние, поскольку самые главные и самые возвышенные элементы духовной науки мы можем почерпнуть из четырех важнейших трудов: «Шри Ишопанишад», «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамрита». Введение в духовную науку начинается со «Шри Ишопанишад» и «Бхагавад-гиты» и продолжается через изучение «Шримад-Бхагаватам».
Название «Бхагавад-гита» переводится как «Песнь Бога». Рассказал ее Господь Кришна, которого ведическая традиция считает Верховным Господом. Если же не считать Кришну Богом, учение «Бхагавад-гиты» теряет всякий смысл. Веды признают, что существует лишь один Бог, хотя разным людям Он известен под разными именами. Нельзя сказать, что Кришна – «индийский Бог», как нельзя сказать, что в Германии светит «немецкое солнце», а над Америкой оно становится американским. К солнцу неприменимы такие обозначения, как неприменимы они и к Богу. Если читатель полагает, что не может согласиться с этим, пусть он, читая эту книгу, заменит имя Кришны на то имя Бога, которое нравится ему. Смысл от этого не пострадает. Другой вариант – забыть на время о конфессиональных различиях, а по окончании книги вновь вернуться к своим прежним представлениям.
«Шримад-Бхагаватам» переводится как «Прекрасное повествование о Личности Бога». Главный предмет этого писания – бхагават-таттва-вигьяна, наука о Боге, которая в мельчайших подробностях раскрывается в 54 томах этого великого труда. Своего пика эта наука достигает в «Чайтанья-чаритамрите», в учении Шри Чайтаньи Махапрабху, величайшей и милостивейшей аватары Бога. Шри Чайтанья пришел на Землю в пятнадцатом столетии.
В своих трудах Шрила Прабхупада следовал древней духовной традиции, в которой было принято комментировать каждый отдельный стих священного текста. В своих комментариях он сплел нити философии гаудия-вайшнавизма в законченную философскую ткань, в которой в сжатой форме прекрасно отражено представление о реальности – как духовной, так и материальной. Помимо прочего, в них говорится и о наших взаимоотношениях с Богом и всеми видами Его разнообразных энергий, которые проявляются в воспринимаемом чувствами мире в форме растений, животных, физических элементов, космоса, а также с явлениями, которые неподвластны контролю человека, высокомерно считающего себя царем природы. Этот новый, невиданный доселе взгляд на мир, духовную парадигму, Шрила Прабхупада представил вниманию своих читателей. Такой взгляд сразу же приносит удовлетворение уму и сердцу, объясняет загадки жизни и устанавливает совершенно уникальную перспективу видения мира. Эта позиция, недоступная человечеству из других философских и религиозных традиций, проливая свет на решение проблем современности, позволяет человеку миновать лабиринт заблуждений, которые так сбивают с толку современное общество.
То, насколько полезна эта духовная наука при решении проблем современности, говорит Шри Р. Субраманиам, заместитель директора по научно-исследовательской работе секретариата Лока Сабхи (нижней палаты) национального парламента Индии. В своем отзыве на «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Прабхупады он пишет:
Удивительная особенность современного мира – несмотря на огромные достижения в области науки и технологии и образование многочисленных учреждений, призванных способствовать благосостоянию человека ̶ то, что люди так и не обрели истинного мира и счастья. За последнее время наши познания в области науки и искусства стали гораздо больше. Миллионы томов научной литературы заполняют полки библиотек по всему миру. Лидеры и простые люди в каждой стране, как правило, хорошо подкованы в искусстве и науке, но несмотря на все их усилия, человеческое общество повсюду продолжают преследовать смятение и несчастья. Причину этого понять не так трудно. Они ничего не смыслят в науке о Боге – фундаментальной основе всех прочих наук и искусства – и не знают, как применять ее в жизни. Поэтому настала пора изучить эту науку и жить в соответствии с ней, если, конечно, человечество хочет процветать, а не только выживать. Чтобы научить людей по всему миру этой науке о Боге и направить их прогресс и развитие к истинной цели жизни, лучше всего подходит «Шримад-Бхагаватам». В действительности, это великое древнее творение Вьясы полностью удовлетворит все потребности наших дней, поскольку представляет собой культурную программу по возрождению духовности во всем человеческом обществе.
Зачем была написана книга «Духовная экономика»?
Это книга, «Духовная экономика», была задумана как средство, при помощи которого можно узнать, как воплотить в жизни науку о Боге. Духовная экономика – это бхакти-йога. Ее не следует считать пассивной медитацией, от которой в повседневной жизни никакого толку. Как читатель убедится, это в высшей степени практичная книга, цель которой – решить жизненные проблемы, которых в нынешнем мире не счесть. Эта книга обращается к тому, что лежит в основе нашего поведения – к сознанию. Она написана для тех, кому не безразличны экономические и социальные проблемы современности, в число которых входит и большинство экологических проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся.
Я исходил из предположения, что мой читатель незнаком с ведической литературой, на которой основана эта книга, и поэтому постарался с некоторыми подробностями разъяснить фундаментальные идеи, лежащие в ее основе. Причем я постарался сделать это так, чтобы и те, кто знаком с Ведами, сочли это интересным. Поскольку взгляды на мир, изложенные в «Шри Ишопанишад» и «Бхагавад-гите», разительно отличаются от представлений господствующей ныне культуры, те, кто мало знаком с духовной наукой, возможно, не смогут сразу же понять смысл этой работы во всей ее полноте. Не следует рассчитывать и на то, что принципы мышления, принятые в других религиозных традициях (иудейской. христианской, буддизма или так называемого «нью-эйдж»), помогут понять эту работу не хуже. Потребуется какое-то время, чтобы изучить и усвоить огромные и важные различия между этими мировоззрениями, после чего человек уже сможет сам делать выводы. Я рекомендую моему читателю тщательно изучить «Бхагавад-гиту», точнее, «Бхагавад-гиту как она есть» А.Ч. Бхактиведанты Свами, на которой и основана эта книга.
Если экономика не может выйти за рамки своих многочисленных абстракций ...
если она не может соприкоснуться с реальностью человеческой жизни: нищетой, крахом, отчуждением, безысходностью, расстройством, преступлениями, эскапизмом (уходом от жизни), потрясениями, перенаселенностью, уродствами и духовной смертью, — давайте отправим на свалку такую экономику и придумаем новую. Ну неужели нам мало тех «знамений времени», что мы видим, чтобы понять: нужно что-то новое?»
экономист, Е.Ф. Шумахер
Хотя основной предмет книги «Духовная экономика» — экономика, и в ней изложена совершенно новая экономическая теория, основанная на принципах сознания, она не предназначена для экономистов. Кроме того, я не жду, что многие экономисты сочтут ее хоть сколько-то существенной. Хотя кому-то мои идеи могу показаться любопытными с точки зрения теории или философии, я не сомневаюсь, что большинство отвергнет их как идеализм или сентиментальность, не имеющие никакой практической ценности в реальной жизни. Их мир, в конце концов, «реален» (по крайней мере, они так думают). В нем приходится иметь дело с фактами суровой жизни, от которых не уйти. Мой труд может быть отвергнут еще и за недостаточную «научность». Это так. Я не являюсь уполномоченным специалистом в этой области. Я часто вынужден прибегать к «вторичным» источникам, и мое исследование никоим образом не претендует на исчерпывающее освещение вопроса с исторической точки зрения.
Эта книга «Духованя экономика» адресована не-экономистам, а тем, кто ищет решения экзистенциальных, экономических и экологических проблем, вызванных нынешней экономической парадигмой, оказавшейся не по силам «профессионалам». Также эта книга адресована «среднему» человеку, который видит, что его работа ведет в тупик, и думает – а что же дальше? А еще – для тех, у кого больше нет работы, и кто просто борется за выживание в этом мире.
Духовная экономика и современная экономика
Но есть один факт, о котором не стоит забывать. Несмотря на всю свою браваду и фантастические теории, экономисты так и не решили вопроса о снабжении человеческого общества самым необходимым – едой, одеждой и жильем. На самом же деле из-за их совместных усилий положение дел продолжает год от года ухудшаться. Здесь словно скрыта ирония: представители любой другой профессии удовлетворяют потребности тех, кто пользуется их услугами, но только не экономисты. Плотники строят дома для тех, кому негде жить. Доктора заботятся о здоровье тех, кто болен и нуждается в медицинской помощи. Повара стряпают вкусные блюда для тех, кто голоден и нуждается в пище. Механики чинят машины для тех, кто не отличит карбюратора от радиатора. А экономисты? Разве они занимаются своим ремеслом ради тех, кто в нужде? Ради тех, у кого не хватает денег? Чтобы выручить их из бедственного положения? Едва ли. Хотя, конечно, они могут говорить, что работают как раз во имя этого, но почему же тогда результаты прямо противоположны?
Причина этого проста. Цель работы экономистов – по возможности сохранить status quo для тех, у кого много денег (то есть больше, чем владелец может разумно использовать)[i], и кто им платит. А иногда этих работодателей интересует только одно – чтобы этих денег становилось все больше (желательно в неограниченной степени), а за чей счет – не имеет значения. Наверное, это и есть цель, поскольку результат, несомненно, налицо? Я не обвиняю никого из экономистов лично, поскольку им, как и всем остальным, нужна поддержка и деньги, и они занимаются тем, за что им платят. А если они осмелятся поразмыслить сами и подойти к своей работе с позиции разума, задавшись вопросами о сущности предмета, они тут же окажутся без работы, как это случилось, например, с Джозефом Штиглицем, старшим экономистом Всемирного банка. Он имел неосторожность в нескольких случаях сказать людям «со стороны» правду, отметив, что начальство этого Левиафана наносит огромный ущерб тем, кому они, казалось бы, должны помогать.
Не нужно быть синоптиком, чтобы узнать, откуда дует ветер. Не требуется звания старшего экономиста, чтобы понять результаты влияния экономического фактора на собственную жизнь. Это прекрасно понимают многие аналитики-любители, что видно из десятков книг и сотен публикаций в Интернете. Это признают и немногие честные профессионалы и недвусмысленно говорят, что методы нынешней экономики нацелены на то, чтобы отбирать у бедных и давать богатым. Один такой «инакомыслящий» экономист, Е.Ф. Шумахер, на чем свет стоит ругает свою профессию: «Общепринятая точка зрения относительно того, чему сейчас нужно обучаться экономисту, как-то минует неимущих, собственно, тех, кому на самом деле требуется развитие… Нам нужна новая парадигма мышления, которая будет основываться на внимании к людям, а не к вещам… Если она [экономика] не может выйти за рамки своих многочисленных абстракций, как то: национальный доход, прирост, капиталоотдача и фондоотдача, анализ затрат, производительность труда, накопление капитала; если она не может соприкоснуться с реальностью человеческой жизни: нищетой, крахом, отчуждением, безысходностью, расстройством, преступлениями, эскапизмом (уходом от жизни), потрясениями, перенаселенностью, уродствами и духовной смертью, — давайте отправим на свалку такую экономику и придумаем новую. Ну неужели нам мало тех «знамений времени», что мы видим, чтобы понять: нужно что-то новое?»[ii] Нет, не мало. Пусть эта книга станет этим «новым», пусть она положит начало другой парадигме мышления, которая будет основана на внимании не только к людям и их земным потребностям, но и ко всем живым существам. Пусть она будет направлена на удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей.
Дабы воплотить в жизнь изложенную здесь философию – экономику даяния[iii], основанную на преданном служении Богу ̶ я сделал эту книгу, книгу «Духовная экономика» по возможности бесплатной. К счастью, появился мой труд в то время, когда есть возможность делать книги бесплатными. Поэтому на ряде веб-сайтов эта книга доступна в электронной версии. Печатные издания, конечно же, стоят денег – требуются расходы на печать и распространение – поэтому на них вполне может быть установлена какая-то цена. Пока электронная версия бесплатна, всегда есть возможность должного взаимообмена. Духовные взаимоотношения и духовная экономика основаны на взаимообмене. Те, кто знакомится с электронной версией книги, таким образом получают вдохновение предложить что-то взамен, как рекомендуется в приложении «Б».
Теперь, когда эта философия духовной экономики изложена на бумаге, моей задачей стало воплотить идею «духовной экономики», основанной на любви, на практике. Меня иногда называют мечтателем, чьи идеи – не более чем утопия. Посмотрим, время покажет. Со своей стороны я убежден, что «Бхагавад-гита» учит нас самому практичному образу жизни, и через эту книгу я приглашаю как можно больше людей присоединиться ко мне, чтобы создать эту «утопию» и жить в ней. Я буду постоянно напоминать читателю, что «утопия» ̶ не значит «невозможно». Это значит – воплотить идеал. Почему бы не создать идеальное общество, тем более что метод нам известен? Что проку создавать другие мирские организации, которых и без того уже много? Мир очень нуждается в идеале, чтобы понять, как выбраться из слепого болота современной экономики и бесконечных проблем, созданных ею. Выход прост – жить в согласии с наставлениями Господа и той философией, что Он изложил в «Бхагавад-гите». Я очень надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы вдохновитесь поучаствовать в процессе восстановления духовности в мире посредством практики юга-дхармы – повторения маха-мантры Харе Кришна и создания духовных общин, посвященных служению Верховному Господу Шри Кришне.
Больше узнать о нашей общине – Гитаграде – где мы учимся воплощать на практике принципы духовной экономики, вы можете из приложения «В».