Просто соприкасаясь с материальной энергией, джива «заражается» ее качествами. Это влияние называют гуна, что буквально значит «веревка». Представьте, как человека, беспомощно связанного веревками, тянут то туда, то обратно. Так же легко и гуны, которых насчитывается три, «тянут» сознание человека.
В 14 главе «Бхагавад-Гиты» Господь Кришна объяснил природу гун Арджуне, предварительно сообщив ему об огромной ценности этого знания. Благословенный Господь сказал: «Я вновь возвещу тебе эту высшую мудрость, самое возвышенное знание, познав которое, все великие мудрецы достигли высшей ступени совершенства. Тот, кто непоколебимо утвердился в этом знании, обретает такую же духовную природу, как у Меня. Такой человек больше не родится во время сотворения этого мира и не будет страдать во время его уничтожения». Эти слова священны, ибо это знание, когда его используют должным образом, очень могущественно. Так же, как для заключенного важен ключ, отпирающий тюремную камеру, так и для нас, заключенных в материальном мире, должен представлять ценность этот ключ ведического знания, поскольку он открывает замок в двери к духовной свободе ̶ замок нашего собственного невежества.
Эти гуны Шри Кришна описывает в «Бхагавад-гите» так:
Материальная природа состоит из трех гун:
- благости (саттва-гуны);
- страсти (раджа-гуны);
- невежества (тама-гуны).
Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его
Гуна благости (саттва), будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет человека от всех последствий его грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.
Гуна страсти (раджас) порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности. Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений. Но работа, выполняемая под влиянием этой гуны, в конечном итоге не принесет ничего, кроме страданий себе и другим.
Гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени и сна. Деятельность в гуне невежества лишает живое существо разума. Невежество связывает обусловленную душу и заставляет его действовать против собственных интересов. Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, о сын Куру, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.
Гуна благости развивает истинное знание, гуна страсти – алчность, а гуна невежества – глупость, безумие и иллюзию. Действуя в гуне благости, человек духовно возвышается; действуя в гуне страсти, он приводит в беспокойство себя и других; а действия, совершенные им в гуне невежества, приводят к глупости и непониманию. Страсть порождает творение, благостью поддерживается все сущее, а невежество приводит к разложению, распаду и разрушению.
Влияние на сознание человека
Не признавая духовной природы человека, считая его телом и ничем другим, современная теория общества предполагает, что люди обретают свои качества в результате социальной обусловленности. Но «Бхагавад-Гита» и «Шримад-Бхагаватам» добавляют к пониманию поведения человека еще один важный аспект. Они описывают влияние гун на понимание, знание и поведение человека. В «Шримад-Бхагаватам» (11.25. 1-5) информация, изложенная в «Гите», расширяется. Она касается природы или характера воздействия на живое существо конкретных гун природы.
Качества в гуне благости
Контроль чувств и ума, терпение, проницательность, верность своим предписанным обязанностям, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и будущего, удовлетворенность независимо от обстоятельств, щедрость, отказ от удовлетворения чувств, вера в духовного учителя, отвращение к неподобающим поступкам, отзывчивость, простота, смирение, внутренняя удовлетворенность, отрешенность от материального ума, отрешенность чувств от материи – все это качества, присущие человеку в гуне благости.
Качества в гуне страсти
Материальные желания, чрезмерные усилия, дерзость, неудовлетворенность, даже если удалось достичь желаемого, ложная гордость, мольбы о материальном процветании, искажение разума вследствие чрезмерной активности, неспособность оторвать познающие чувства от материальных объектов, изменчивость ума, склонность считать себя лучше других и отличающимся от других, удовлетворение чувств, безрассудное желание сражаться, пристрастие к выслушиванию хвалебных слов о себе, склонность высмеивать других, похвальба своей отвагой, оправдание своих поступков силой – все это качества человека в гуне страсти.
Качества в гуне невежества
Неконтролируемый гнев, язвительность, склонность говорить, исходя из собственной ложной гордости и не опираясь на авторитет шастр, ненависть, склонность к насилию, жизнь за счет других, лицемерие, постоянная вялость, склочность, скорбь, заблуждение, несчастье, депрессия, ложные надежды, страх, лень, любовь поспать подольше, неосведомленность о своем высшем духовном «я», неумение сосредоточиться – все это главные качества, присущие человеку в гуне невежества.
На все грани материальной энергии, как и на поступки человека, влияет определенное сочетание гун. Шри Кришна объясняет, что каждый, кто живет в материальном мире, подвержен влиянию гун. А в последних нескольких главах «Бхагавад-Гиты» он рассказывает об их воздействии на веру, поклонение, аскезу, жертвоприношения, благотворительность, покаяние, пищу, время дня и ночи, знание, действие, понимание, решимость, счастье, работу или выполнение деятельности и того, кто совершает действие.
Е.М. Дханешвара прабху
«Духовная экономика»
... ... www.Vedic-Culture.in.ua ... ...